У человека есть пять основных типов иллюзий: 1. Иллюзии восприятия реальности мира. 2. Иллюзии метафор. 3. Иллюзии – маски. 4. Иллюзии мнений. 5. Иллюзии разделённости. И 6. Иллюзии понимания.
Иллюзия первая: такого мира, каким его воспринимает человек и все живые организмы, не существует. Дело в том, что ядра атомов и их электронные оболочки состоят из субатомной субстанции, одним из проявлений которой является сознание. Эта субстанция имеет бесконечный спектр вибраций, в котором есть предел только с той стороны, где эти вибрации отсутствуют. Это можно сравнить с температурным спектром, который ограничен со стороны абсолютного нуля, при котором отсутствуют какие бы то ни было процессы, и беспределен с противоположного конца. Но сама по себе энергия субатомной субстанции, из которой состоит вся реальность мироздания, не должна восприниматься нашими органами чувств, так же как мы не воспринимаем гравитационные, электромагнитные и другие поля энергии. Можно подумать, что мы воспринимаем то, чего в реальности не существует, так как в беспредельности Абсолюта существует только сознательная энергия. И такого рода восприятие даже нельзя назвать галлюцинациями, которые содержат в себе только искажённую реальность мира. Тогда, что и как мы воспринимаем?
Все объекты реальности Мироздания состоят из энергии субатомной сознательной субстанции. Все известные физикам частицы, из которых состоят элементы атомов – это вихри сознательной субатомной субстанции. Гравитационные и все известные сегодня энергетические поля – это так же проявления субатомной субстанции. Можно сказать, что всё есть проявление бесконечного разумного поля сознания. И существование всех известных нам форм жизни возможно только в пределах определённых частот вибраций спектра реальности Мироздания. Спектр вибраций супраментальных планов сознания, которые находятся выше уровня низшей сферы миров, и, поэтому, недоступны восприятию человека, так же имеет свои формы жизни, в основе которой лежат другие принципы существования. Но есть и ещё более высокие планы сознания, в которых обитают немыслимые для нас проявления жизни, имеющие своё предназначение в бесконечном восхождении к совершенству всего Мироздания.
Здесь мы уже сказали, что субатомная сознательная субстанция, является беспредельным океаном энергии сознания, ограниченного только с одной стороны мирами мрака и страданий и бесконечным с другой. Человеческая цивилизация находится с сумеречной зоне этого бесконечного спектра планов жизни, и люди способны воспринимать только ту часть спектра планов сознания, которая предназначена для их жизни и выполнения ими своего предназначения. Но если всё состоит из энергии сознания и та реальность, которую воспринимает человек, в действительности не существует, то что же он, этот человек, воспринимает? Все формы жизни, обитающие на Земле, могут существовать только потому, что они воспринимают какую-то часть реальности мира и взаимодействуют с ней. Так что же воспринимают все эти формы жизни, если все объекты состоят из субстанции, которую когда-то любознательные люди называли пустотой, вакуумом? Все формы реальности мира, живые ли это организмы или же неживые небесные тела имеют сознание, так как состоят из сознательной субстанции «вакуума». Одним из проявлений сознания является его восприимчивость, которая всегда двухсторонняя, т. е. объект, который воспринимается человеком или любым другим организмом, в свою очередь воспринимает человека или кого-то ещё. Более того, восприятие человеком, или кем-то ещё, какого-то объекта, в какой-то степени меняет этот объект. Например, человек, наблюдая в электронный микроскоп за потоком электронов в период наблюдения, превращает их из волны в частицы. Когда наблюдение прекращается, то поток электронов вновь приобретает волновые свойства. А мы помним, что все объекты внешнего и внутреннего мира сознательны, так как состоят из сознательной субстанции, то и окружающие человека объекты так же осознают его и даже взаимодействуют с ним. И совсем не обязательно воздействие человека на окружающие его объекты будут превращать их из волновой природы в материальную, а когда человек не смотрит на них, то они тут же вновь принимают нематериальный вид. Тогда позади нас должен отсутствовать знакомый нам материальный мир и появляться только тогда, когда мы на него смотрим. Но в действительности, знакомый нам мир никуда не исчезает даже тогда, когда мы на него не смотрим, потому что он в виде отражённой реальности существует в нашем намерении, а наше внимание, когда мы на что-то смотрим, это функция потока или состояния нашего намерения, которое формируется нашим сознанием. Все объекты внешнего мира, в том числе и мы сами, существуют в непроявленной реальности мироздания, и мы их воспринимаем только потому, что каждый объект излучает в окружающее его пространство вибрации или волны, наподобие радиоволн, а мы эти вибрации воспринимаем и создаём внутри себя образ этого объекта с его качествами и его предназначением. Можно сказать, что проявленного мира не существует до тех пор, пока внимание живой формы жизни не коснётся его. И та реальность, в которой мы живём, остаётся реальностью даже тогда, когда мы на неё не смотрим, или когда она осталась в прошлом нашей жизни, потому что намерения миллиардов людей и ещё большего количества различных других форм жизни проявляют её и удерживают её проявленной в своём намерении. Мы здесь говорили о том, что воспринимающий, например, человек, и воспринимаемое взаимодействуют друг с другом и взаимно трансформируют друг друга. Это в большей степени относится к живым объектам, например, к людям, но и внешние природные обстоятельства так же влияют на личностные особенности человека, а такие большие объекты, как солнце, планета Земля, горы на Земле, поля, степи, реки и т.д. тоже влияют на людей, создавая в них определённые эмоциональные состояния. Влияния земной реальности на человека чаще всего благоприятно для него. Но влияния людей друг на друга, так как они, очень часто, индивидуально направлены, имеют высокую эффективность, нередко, разрушительную.
В каждом человеке одновременно существует несколько разнонаправленных намерений, которые являются своеобразными дополнениями к его основному намерению – сохранение своей жизни. Это можно сравнить со всевозможными удобствами, которыми человек окружает себя. Эти удобства не обязательны для его выживания, но создают своеобразное состояние полноты, атмосферу защищённости, комфорта и свободы. И для того, чтобы выживание было более успешным и предсказуемым, человек все свои взаимоотношения с окружающей его реальностью разделил на добро и зло. Причём, в этом разделение всего, что может повлиять на него и с чем он должен взаимодействовать, он в первую очередь имел в виду самого себя, и, только потом всех остальных людей и живых существ. У различных людей в зависимости от степени выраженности их эгоизма, социальная составляющая в разделённости на добро и зло может быть выражена недостаточно.
Но человек не остановился на разделении реальности на добро и зло, он для удобства взаимоотношений с реальностью мира стал делить всё, что могло быть разделённым. Он отделил значимость объектов от самих объектов, благодаря чему получил возможность манипулировать значимостями, придавая им ценность не соответствующую действительной. Это стало выгодным при торговых отношениях между людьми. И не только торговых, но и при обычных взаимоотношениях, когда социальная ценность стала преобладать над ценностью личностной.
Человек информацию отделил от действительности, что создало благоприятную почву для роста лжи. Это связано с тем, что информация превратилась в информационную реальность, которая во многом иллюзорна, так как всегда в какой-то степени не соответствует реальности действительной. И, к тому же, информация, в отличие от действительности, очень подвижна и изменчива, и способна в полной мере соответствовать намерениям человека. Можно сказать, что для человека существует две реальности, одна из них действительная, другая – информационная. И если прежде информация была способом описания действительности, то потом она в значительной своей части была отделена от реальности мира и приобрела независимость от неё, что позволило человеку создавать иллюзорную реальность, не соответствующую действительной. В соответствии с действительной и информационной реальностью существуют две человеческих крайности, постепенно переходящие друг в друга – одна из них чисто практическая и в своём восприятии мира опирается на его действительную реальность, другая же преимущественно опирается на информацию, которая заменяет ей реальность мира. Конечно, эти человеческие крайности не абсолютны и их особенности присутствуют в каждом человеке, но в одних людях преобладает действительная сторона реальности, а у других – информационная. Встреча Чичикова с Маниловым в произведении Гоголя – «Мёртвые души» это встреча практика, манипулирующего действительной реальностью с теоретиком – фантазёром. Каждый человек в какой-то степени внушаем, и тем выше его внушаемость, чем в большей степени для него значима информация. И к этому можно добавить, что чем более значим человек, тем большую значимость имеет информация, идущая от него. И не важно, по каким каналам поступает эта информация к человеку.
Человек – социальное существо и опорой его жизни является созвучное ему человеческое сообщество. Известно, что человек оказавшийся в состоянии одиночества, в котором для него стало недоступным какое бы то ни было общение с людьми, через несколько лет настолько деградирует, что в значительной степени перестаёт быть человеком. Примером этому могут быть дети, выросшие среди обезьян и других животных. Влияние одиночества на человека изучалось во всём мире, и в настоящее время известно о многих психических нарушениях, возникающих у людей, изолированных от человеческого общения. Но в современных человеческих сообществах существуют скрытые формы депривации, кажущиеся неочевидными и поэтому принимаемые всеми людьми, как естественные проявления реальности.