Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ГРАНИЦЫ ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

--

 

Человек только часть своего повседневного времени занят осознанной направленной деятельностью, и, нередко, значительно большую часть его уделяет той деятельности, которая отражает его мимолётные желания, пустое общение и просто любопытство. И если осознанная направленная деятельность организует человека внутренне, упорядочивает его внутреннюю структуру сознания и ума, то его деятельность, отражающая его любопытство и пустое времяпровождение, отнимает время и энергию и разрушает внутреннюю упорядоченность.

Ценность психологической индивидуальности человека, в основе своей имеет его способность быть устремлённым, собранным, имеющим свою хорошо выраженную направленную волю. Очень важно, чтобы соотношение упорядоченной и неупорядоченной деятельности, когда человек действует рефлекторно, было в пользу его упорядоченности. В человеке при этом может быть несколько направлений упорядоченности, соответствующих его интересам и может быть одно, которому человек посвятил всю свою жизнь или, по крайней мере, большую часть своей жизни. Неупорядоченная часть поля мировоззрения не должна увеличиваться, так как это ведёт к постепенной деградации, и в то же время, это поле является местом для его возможной будущей упорядоченности.

Когда человек рождается, то его жизнь находится в полной зависимости от его инстинктов, которые упорядочивают его активность и раскрывают в нём возможности познания реальности мира. По мере роста и созревания человека в нём раскрываются грани его личности через соответствующие возможности, каждая из которых, нуждается в своей реализации во внешнем мире. И если в самом начале своей жизни всё человеческое существо упорядочивается вокруг его инстинктов, без которых выживание невозможно, то в дальнейшем упорядочивание его психологической структуры направлено на адекватное взаимодействие с реальностью проявленного мира. Инстинкты при этом не исчезают, но сдвигаются в области подсознательного. И те грани личности человека, которые наиболее часто осознанно используются человеком, приобретают упорядоченную структуру, другие же грани личности человека остаются менее упорядоченными или же их упорядоченность полностью зависит от влияния внешнего проявленного мира, но не от человека.

Как мы уже говорили, человек – многогранное существо, и каждая из граней может содержать в себе навыки какой-то деятельности. Когда человек сосредоточено выполняет какую-то работу, то чаще всего навыки, необходимые для выполнения этой работы, принадлежат какой-то конкретной грани его личности. И, возможно, соседняя грань личности человека содержит в себе какие-то врождённые генетические предрасположенности, которые не могли раскрыться, так как не было соответствующих внешних условий, можно сказать, можно сказать, что она не имеет никакой специализации, но при повышении её активности в какой-то момент, человек может осознать, что он уже не может с полным сосредоточением выполнять свою прежнюю работу, так как в нём нарастает стремление отвлечься на что-либо. Человек может осознать это как утомление от долгого сосредоточения, хотя в действительности его сосредоточение было непродолжительным.

Каждая грань личности человека в психологии называется субличностью. И множество ролей, которые приходится в своей жизни играть каждому человеку, он выполняет за счёт направленной деятельности каждой субличности. Тогда можно предполагать, что чем больше у человека субличностей, тем многограннее должен быть этот человек? Правда, это далеко не всегда так. Хотя, действительно, у умственно отсталых людей количество граней их личности меньше, чем у людей, имеющих нормальный интеллект.

Нельзя рассматривать психологическую индивидуальность человека как толпу субличностей, каждая из которых, временно оказавшись на переднем плане может управлять человеком так как ей хочется. Духовный искатель, исследуя самого себя может обнаружить, что каждый раз, когда он переходит от одного вида деятельности к другому, побуждающим элементом к этому переходу является какая-то из его субличностей. Здесь надо сказать, что каждой субличности для её реализации во внешнем мире даётся необходимое количество энергии. А в периоды между своими проявлениями, субличности находятся на минимальной энергетической диете, что сравнимо с их полуголодным существованием. Поэтому, каждая субличность стремится как-то проявить себя в жизни человека. Кстати, каждая субличность имеет своё намерение и свою волю, а так же свои интересы и предпочтения. И каждая субличность в период своей активности сопровождается характерным для неё эмоциональным комплексом. Но субличности не имеют своего критического отношения к той активности, которую они проявляют. Это критическое отношение и управление субличностями совершается основной субличностью – дирижёром всех субличностей, которая так же имеет своё намерение, свою волю и цель, которой она хотела бы подчинить все субличности. Именно с позиции этой субличности человек способен осознавать проявления других субличностей. Субличности, как индивидуальности взаимодействуют друг с другом. Причём, в их взаимоотношениях возможны как поддержка друг друга, так и противостояние друг другу. В тех случаях, когда человек систематически не удовлетворяет в потребностях какие-то субличности, то поддерживающий их уровень энергии может уменьшиться до такой величины, что эти субличности переходят в спящее состояние и никак не проявляют себя до тех пор, пока их не разбудит условие, в котором они могут реализовать себя. Тогда они из спящего состояния переходят в состояние готовности к своей реализации и при первой же возможности проявят себя. Состояние активности каждой из субличностей, не остаётся безразличным каждой из её соседей. Субличности могут заражать друг друга своей направленной активностью, и тогда, прежде неупорядоченная в своих проявлениях какая-то субличность принимает ту упорядоченность, которая была ей навязана соседней субличностью. Но может быть и обратное влияние, когда неупорядоченная субличность, находящаяся под влиянием каких-либо эмоциональных захваченностей может навязать свою захваченность прежде организованной и упорядоченной субличности. Это всегда приводит к снижению уровня осознанности человека в своих действиях, и в дальнейшем будет вызывать затруднения в намеренной и осознанной концентрации внимания на работе, необходимой для этого человека. И ещё, мы должны помнить, что эмоциональные бури и взрывы всегда разрушительно влияют на организованные и упорядоченные субличности и в то же время энергия этих эмоциональных состояний может вызвать, в прежде спящих или же пассивных субличностях, состояние активности, соответствующей их прежней захваченности. И тогда алкоголик будет испытывать непреодолимую потребность выпить, а насильник будет удовлетворять свои инстинкты. Другими словами, каждый человек будет вести себя в экстремальной ситуации по-своему.

 Центральная, управляющая субличность может быть слабой или сильной, поэтому её влияние на другие субличности не всегда могут быть достаточно эффективным. Но все субличности с их предрасположенностями могут быть воспитаны в нужном направлении, если воспитатель достаточно осведомлён о врождённых возможностях своего воспитанника и об условиях, в которых находился ребёнок в первые три года его жизни (см. Масару Ибука: «после трёх уже поздно»

Для человека очень важно, чтобы все его субличности в своих намерениях были подчинены стремлению к одной цели. Это особенно важно для человека, идущего духовным путём. Для этого необходимо прилагать осознанные усилия для того, чтобы противостоять попыткам неорганизованных субличностей соблазнить человека чем-то и отвлечь его внимание от основной работы. Если человек будет постоянно настаивать на продолжении нужной для него работы, в период, когда что-то привлекает его внимание, то этим самым он будет настраивать отвлекающую его субличность на ту частоту вибраций, которая соответствует его осознанному намерению. Но это необходимо делать постоянно, при возникновении соблазнов отвлечься на что-нибудь, например, с целью отдохнуть. Вполне возможно, что основная рабочая субличность, которая была занята осознанной человеком работой, уже растратила какое-то количество энергии, что привело к снижению концентрации его внимания. И этим воспользовалась соседняя субличность и попыталась занять ведущее положение в активности человека. Но человек может настоять на своём и преодолев соблазн продолжать выполнять ту работу, которой он занимался прежде. И некоторое время спустя он осознает, что к нему пришла прежняя сосредоточенность. Это, значит, что соседняя субличность, благодаря направленным усилиям человека, стала созвучной его прежней рабочей субличности и теперь её энергии будет достаточно для человека, чтобы продолжать свою работу.  Конечно, этот способ перевоспитания субличностей не годиться при выполнении каких-то физических работ, так как физическое тело каждого человека имеет свои пределы возможностей. Мы должны помнить, что в период выполнения какой-то не физической работы, наступает отвлекаемость совсем не потому, что мы устали и у нас не хватает энергии продолжать нашу работу. Необходимой энергии ещё много в других субличностях, но нужно их заставить выполнять ту работу, которая нам нужна. На самом деле работа субличностей состоит в моделировании той внешней деятельности, которой мы занимались. А мы уже знаем, что для того, чтобы моделирование деятельности стало возможным, необходимо определённое количество энергии. В действительности, количество энергии для моделирования умственной работы требуется не так много, как это кажется. И каждый человек при желании может в значительной степени изменит направленность активности субличностей.