Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НАМЕРЕНИИ

Петр Зорин

2020-02-23

 

Состояние намерения – это степень готовности человека к предстоящей деятельности, на более глубоком уровне намерение занимает более продолжительный отрезок времени, обращённый в будущее. Намерение может быть отнесено в будущее, например: в следующем году мы поедем отдыхать всей семьёй на Чёрное море. И намерение может относиться ко всей жизни, которую человеку суждено прожить. Намерения могут касаться  различных повседневных дел и способов использования свободного времени – от полного безделья, до деятельности побуждаемой различными желаниями. Всё живое имеет намерение жить, питаться и находиться в безопасных условиях. И это верно как для высоко развитых форм жизни, так и для одноклеточных организмов. Примером может быть одноклеточный организм – парамеция, за внешнюю форму её иногда называют «туфелькой». Несколько этих инфузорий поместили в питательный раствор в чашке Петри и половину её закрыли сверху чёрной бумагой. Через некоторое время все парамеции собрались на тёмной стороне. Положили кристалл соли, и через некоторое время вокруг него образовалась зона, свободная от этих одноклеточных организмов. Но всё это только проявления инстинктов, и мы – люди, и всё живое на Земле в основе своей жизни имеют инстинкты, которые содержат в себе программы жизни. И, можно  сказать, что все инстинкты, вложенные природой в живые существа – это намерения, способствующие выживанию. Конечно, только разумные существа способны осознать проявления своих намерений. Но, тем не менее, инстинкты роднят человека со всеми формами жизни на Земле. Но кроме инстинктов, в которых проявляется в человеке несознательная животная природа, несознательность проявляется ещё и в его автоматизмах, в которых он может действовать автоматически, говорить какие-то шаблонные фразы, которые, нередко, бывают неадекватными обстоятельствам, и даже  предпочитать одни значимости другим, привычным, хотя привычные значимости были иллюзорными. В действительности, человек и шагу не сделает без соответствующего намерения. Намерения сопровождают человека в течение всей его жизни. И эволюционирует человек, или деградирует, зависит от осознанного или неосознанного намерения, чаще неосознанного. У каждого человека в поле его мировоззрения находятся все известные ему значимости мира. Причём одни и те же значимости у различных людей имеют свою индивидуальную ценность. И чем более ценной для человека является какая-либо значимость, тем в большей степени она влияет на личность человека. Такие значимости, как деньги, различные драгоценности и материальные ценности, например, дворцы, яхты, самолёты и т. п., особенно деньги, которые определяют ценность всего, даже человеческой жизни, могут значительно деформировать личность человека. И тогда поле его мировоззрения может неузнаваемо измениться – из равнинного, созвучного другим аналогичным полям мировоззрения, на которых растут цветы и колючие кустарники, и которые радуют глаз своим разнообразием, у людей, глубоко захваченных материальными значимостями проявленного мира, на поле их мировоззрения вырастает высокий холм, в некоторых случаях, неприступная для простого человека, гора, на вершине которой восседает владелец наивысших значимостей. С этой вершины не видны проблемы тех, которые копошатся там внизу, пытаясь как-то выжить. Этому типу «верхолазов» непонятны принципы справедливости и, тем более, жертвенности, для них те, которые внизу, подобны  животным, имеющим форму человека. поэтому с ними можно обращаться как с более низкой формой жизни, которая должна служить им, несмотря рабские условия своего существования.

В бесконечном потоке жизни Божественного намерения, каждому плану сознания определена, адекватная ему определённая часть намерения, и каждый из живых и неживых объектов мироздания подсоединены к бесконечному потоку Божественного намерения и являются средством его реализации. Поэтому, и на планете Земля и на любом плане сознания Мироздания, нет ничего, что выходило бы за пределы потока Божественного намерения. Можно сказать, что всё Мироздание является единым потоком Божественного намерения, истоки которого находятся в начале Дня Брамы, а завершение – в конце его. И в каждое мгновение времени, этот поток Божественного намерения проходит сквозь все формы жизни Мироздания, и все неживые его объекты, реализуясь в динамике всех форм жизни и в состояниях всех неживых объектов. Для каждой формы жизни и для космических неживых объектов, в потоке Божественного намерения существует своя отдельная «нить», связывающая эти формы жизни и космические объекты с бесконечным потоком намерения, и всё подчинено единому принципу жизни и единому закону эволюции сознания. И нет ни одного случайного события, или процесса, которые бы не соответствовали Божественному намерению. Люди не должны знать будущие события на путях своей судьбы и на путях судьбы народов и государств, так как по своему неведению они будут совершать множество не нужных и даже разрушительных дел, чтобы изменить свою судьбу и этим самым нарушать гармонию Божественного намерения. Какие бы события на Земле ни происходили, они являются необходимостью и в судьбах народов и в судьбе каждого человека. Но человек не должен принимать всё это как неизбежность и рабски склонять голову перед происходящим в его стране и с ним самим. Здесь уместно будет вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, «что лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под его ногами». Шри Ауробиндо имел в виду не покорность раба, принимающего любые обстоятельства и любые события безропотно, потому что «на всё воля Бога». Лучше восставать против неблагоприятных обстоятельств и бороться с ними, чем быть пассивным и робким. Но любые события несут в себе те обстоятельства, в которых человек должен иметь свою независимую позицию, которая не обязательно должна быть частью общепринятой позиции многих людей, по инерции соглашающихся даже с невыносимыми условиями, исходя из принципа: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Любое событие имеет множество предназначений, от предназначений народов, до предназначения отдельных людей. И наивысшим предназначением является то, в котором человек, идущий внутренним духовным путём, использует все проявления этих событий для их внутреннего осознания и стремления понять многогранный смысл происходящего. Любое событие происходит не только ради роста сознания духовного искателя, но и ради реализации судеб многих людей.

Божественное намерение и намерение отдельного человека содержит в себе две основных части – непроизвольную, состоящую из последовательности основных программ жизни, а у отдельно взятого человека – из принципов, которых этот человек придерживается в своей жизни. Например, принцип справедливости содержит в себе не только справедливость, направленную на самого себя, но и справедливость по отношению к другим людям и не только людям, но ко всему живому. И, что очень важно, чтобы принцип справедливости проявлялся не только в словах, но и в делах человека. то же самое следует сказать и о принципах единства, сострадания, равенства, приятия и неприятия и т. д. Принципы жизни не могут быть одинаковыми для обывателя и для человека, идущего духовным путём. Для каждого человека принципы, которым он следует в своей жизни, соответствуют его предназначению. И человек, идущий духовным путём, не должен включать в принципы, соответствующие его духовным стремлениям, принципы, которым следуют обыватели.

Кроме принципов, которых придерживается человек в своей жизни, могут возникать непредсказуемые для него обстоятельства, которые духовный искатель не должен решать автоматически, так как при этом велика вероятность использования принципов, разрушительных для духовной практики этого человека. При этом духовный искатель должен остановиться на мгновение, перед тем как сделать ответный шаг, на возникшие обстоятельства, и сделав правильный выбор, соответствующий духовным принципам, действовать. Когда мы говорим об адекватности действий человека, то должны подумать, всегда ли правильна любая адекватность. Дело в том, что наши ответные реакции на внешние обстоятельства, во многом зависят от нашего эмоционального состояния, возникшего во время, предшествующего этим обстоятельствам,  или же во время самих обстоятельств. Но, в любом случае, человек должен быть бдительным и сделать правильный выбор своих ответных реакций. Вторым его шагом является исследование своих внутренних состояний, возникших в ответ на эти обстоятельства.

Для любого человека немаловажным является его способность формировать намерения, что в значительной степени способствует их реализации. Есть два основных типа направленной деятельности человека, который проявляет себя как в судьбе обывателя, так и в судьбе духовного искателя: человек должен создать схему или план, по которому он будет действовать при реализации своего намерения. Надо в полном сосредоточении в нужной последовательности, мысленно проговорить предстоящую деятельность. Но если речь идёт об отношениях с людьми в период какого-то времени, например, в течение всего предстоящего дня, то в этом случае важно очень твёрдо внутренне определится, какими принципами нужно будет руководствоваться в течение всего дня. Конечно же, эти принципы должны соответствовать духовным стремлениям человека, например, вы себе мысленно с полным сосредоточением, произносите: в течение всего дня я буду внутренне спокоен, все мои слова и действия будут соответствовать справедливости; при общении я буду следовать принципу, который позволяет сохранить короткую дистанцию отношений; я буду принимать другого человека таким, каков он есть, и во взаимоотношениях я всегда буду честен.  И ещё, важно, в период формирования намерения на предстоящий день, включить в него принцип упорядоченности. Не следует упорядоченность всех своих дел распространять на весь предстоящий день, но только на какие-то виды работ. Это связано с тем, что внимание человека для своей сосредоточенности требует нужное количество энергии, которая в период какой-либо деятельности расходуется. В связи с этим, возникает усталость, которая проявляется в отвлекаемости на что-либо другое, иногда на какие-то пустяки. Но можно отвлечься на какую-то другую нужную для вас работу, запланированную вами заранее. На эту работу у вас будет своя порция энергии. Предпочтительнее такая форма «отвлекаемости», так как спонтанная отвлекаемость не только  требует для себя непредсказуемое количество времени, но и разрушительно влияет на намеренное сосредоточение внимания человека. В течение дня, созданное утром намерение повторять, как бы обновлять его. и такая внутренняя работа должна повторяться каждый день. И однажды вы осознаете, что стали значительно более собранным, внимательным и устремлённым.

Обратите внимание на людей, с которыми вы встречаетесь на улице и ещё где угодно. Многие из них не держат губы сомкнутыми, похоже, что их рот хронически приоткрыт. Очень часто, это является признаком их внутренней несобранности и в какой-то степени безволия и даже повышенной внушаемости. Отсюда становятся понятными слова: «волевой подбородок», но внутреннюю собранность характеризуют не только рот и подбородок, но и движения человека, в которых он не может идти по прямой и то и дело отклоняется вправо или влево. И обгонять такого человека бывает нелегко, так как вы не знаете, в какую сторону в следующее мгновение потянет этого человека. Существует много внешних признаков, которые свидетельствуют о воле человека и состоянии его внутренней собранности, о которых, конечно же, надо знать в период работы над совершенствованием самого себя.