Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ИЕРАРХИИ СОЗНАНИЯ

Петр Зорин

 

Каждый план сознания Мироздания проявлен на Земле в многочисленных формах жизни. Человек, среди них занимает особое место, так как в нём представлены все планы сознания. Человек, из всех планов сознания, представленных в нём, в своих взаимоотношениях с внешним миром, чаще всего использует только некоторые из них, которые и формируют его индивидуальные психологические особенности. Шри Ауробиндо говорил о том, что ниже Муладхара чакры существуют ещё более низкие чакры, последние в этом нисходящем ряду занимали место ниже ступней ног. Он отмечал, что есть чакры и выше тысяча лепесткового лотоса – Сахасрара-чакры, но для человека они остаются нераскрытыми и неосознанными так же как и те, которые находятся ниже Муладхара-чакры. Для человека все они остаются на уровне подсознания.

Чакры иногда называют лотосами, каждая из которых имеет определённое количество лепестков или лок – миров (планов сознания). Каждый человек находится под основным влиянием какой-то одной чакры, соединяющей его с соответствующими планами сознания, но при определённых обстоятельствах могут раскрываться и другие чакры, что может существенно изменить поведение человека в его взаимоотношениях с реальностью проявленного мира. Приведём несколько примеров. Муладхара чакра является центром физического сознания. Эта часть сознания связана исключительно с физической реальностью проявленного мира и тесно связана с физическим витальным центром или Манипура чакрой. Влияние этой чакры приводит к тому, что человек оказывается полностью поглощён миром физических объектов, захвачен всевозможными желаниями, страстями и стремлениями к значимости и славе. Оно проявляет себя в гордыне, жажде нового, которое может расширить его границы удовольствий и приведёт к  увеличению своей власти и могущества, которые могут быть достигнуты любыми, доступными для человека способами. При этом, ментал человека становится средством осуществления желаний, собственнических наклонностей и честолюбивых устремлений.

Витальная энергия является сознательной силой устремлённой на обладание и реализацию своих устремлений. Мы должны понимать, что витальные миры – это и миры красоты, страсти и желаний и в то же время – это миры мрака, опасностей и ужасов и их влияния порождают в людях жестокие и низменные проявления. И чем ниже расположены чакры, тем более мелкими и менее управляемыми становятся желания и стремления человека. Он может планировать, фантазировать например, как Манилов или Бальзаминов, и переживать удовольствия от своих фантазий, которые к реальности никакого отношения не имеют. Но влияния на человека более низких планов сознания через соответствующие чакры, может быть и разрушительным, так как сознательный контроль над ними для человека не всегда возможен, особенно в тех случаях, когда эти влияния захватывают человека внезапно.

Высший эмоциональный центр находится в области сердца и называется Анахата-чакрой, Иногда его называют двенадцатилепестковым сердечным лотосом. Как здесь уже говорилось, лепесток – это мир, план сознания. У человека, идущего духовным путём, однажды эта чакра начинает открываться. Любая чакра никогда не открывается полностью сразу. Обычно открываются только некоторые лепестки – локи или планы сознания. В дальнейшем, когда человек внутренне будет созвучен другим планам сознания одной и той же чакры, начнут раскрываться новые локи, соответствующие состоянию готовности этого человека. Может пройти вся человеческая жизнь, в течение которой будут открыты только некоторые локи у небольшого количества чакр. Например, при открытии  Анахата-чакры у человека могут появиться такие качества, как сострадание, стремление к справедливости, чувство долга, совести и др. И в то же время у человека появляются способности к яснослышанию, ясновидению и восприятию реальности других планов сознания. Но эти способности раскрываются в человеке не сразу, а по мере его работы над собой, что соответственно, повышает его восприимчивость.

Мы прежде недостаточно внимания уделяли значению восприимчивости не только у человека, но и у всех других живых организмов. На самом деле предназначения каких-либо форм жизни, их способ существования, структура их организмов и даже направленность их внимания и их восприимчивость – тесно связаны между собой. Позади восприимчивости любого организма всегда стоит определённое намерение, определяемое предназначением этого организма в потоке Божественного намерения. И эти пять частей настолько тесно взаимосвязаны между собой, что изменение одного из них обязательно ведёт к изменению всех остальных частей этого организма. Возможно, предназначение организма является определяющим в формировании всех остальных частей организма. И если человек, идущий духовным путём, стремиться выйти из-под власти низшей природы и этим самым меняет своё предназначение, в котором он перестаёт быть её инструментом, и отдаёт себя в руки Божественной Матери, и этим самым становится исполнителем её намерения, то, разумеется это, в конечном счёте, приведёт к трансформации восприимчивости человека и основной направленности его внимания, а в дальнейшем начнёт соответственно меняться и структура всего его существа, начиная с более тонких и подвижных его частей, к которым в первую очередь следует относить его сознание, а затем витальные и ментальные его части.

Чем чаще и пристальнее сосредотачивает своё внимание человек, на чём бы то ни было, тем в большей степени возрастает его восприимчивость к процессам или объектам его внимания. И это, обязательно, ведёт к расширению канала связи его с соответствующими планами сознания, что в свою очередь влечёт за собой трансформацию всего его существа, опять-таки начиная с его наиболее тонких структур – сознания, витала и ментала. Если говорить о захваченностях человека всевозможными значимостями проявленного мира – его богатствами и властью, то, конечно же, физическое тело не успевает трансформироваться в течение жизни одного человека, но его сознание, витал и ментал, успевают измениться основательно. Хотя можно привести в пример королевскую династию Габсбургов, которые правили Европой в средние века в течение многих поколений. Для того, чтобы Европа не была раздроблена при разделе между наследниками, Габсбурги устраивали внутридинастические браки между близкими родственниками. На многочисленных портретах этой династии бросается в глаза презрительно выпяченная нижняя губа этих королей и, вдобавок, увеличенная нижняя челюсть. Но для того, чтобы возникла такого рода физическая трансформация, потребовалось несколько поколений и презрительное, сверху вниз, отношение к народу, быдлу, в конечном счёте, отразилось и на физическом облике этой правящей элиты.

Кстати, религии разных народов, формирующих их мировоззрение и мировосприятие, так же влияют на трансформации этих народов, в первую очередь на трансформации их сознания, а затем и витала, и их ментала. Но особенно эффективным оказалось влияние религии денег. Я имею в виду, что современный капитализм является воплощением религии денег и власти. И это породило разрушительную Химеру, которой поклоняется современное человечество – Химеру порождённую с одной стороны всевозможными религиями с их моральными ценностями, а с другой – религией денег, которой, не присуща мораль религий современного мира. Но в мире появляется всё большее количество людей, которые видят и понимают разрушительность не только для человеческих душ, но и для всей человеческой цивилизации этой разлагающей религиозной смеси.

И, кажется, какое всё это имеет отношение к духовной работе искателей – прямое, так как знание всего этого формирует мировоззрение человека, которое является своеобразной картой, отражающей условия, в которых пролегает путь духовной судьбы человека. во-вторых, обстоятельства, в которых духовный искатель совершает свою работу, содержат в себе всё необходимое для внутренней работы. Внешние обстоятельства создают человеку не только различные проблемы, которые он должен решать для своего выживания, но и вызывают у духовных искателей различные внутренние состояния, исследуя которые человек трансформирует себя, восходя от меньшего совершенства к совершенству большему. И, наконец, исследование различных внутренних состояний, влечёт к повышению восприимчивости, что в свою очередь трансформирует различные части человеческого существа. Таким образом, внешние условия для одних людей являются путём, ведущим к их деградации, для других же, те же самые условия ведут к росту их сознания и, в конечном счёте, трансформации всего их существа.

Опубликовано