Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПОДОБИИ ЧЕЛОВЕКА И МИРОЗДАНИЯ часть 4

--

(о стремлении к совершенству)


Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной и всё происходящее в космосе, повторяет себя в бесконечно малом и единственном пространстве человеческой души.

                                                                                                                            К. Г. Юнг

 

Мы говорим о том, что Бог вечно стремится к беспредельному совершенству. Хотя религии утверждают, что Бог совершенен, всеведущ и всемогущ. Он имеет ещё множество других граней, в которых проявляет себя в превосходной степени. И в то же время он ни в чём не достиг пределов, когда он мог бы сказать, что он во всём достиг совершенства, предела, дальше которого уже ничего нет. И нет даже стремлений, так как стремиться больше не к чему.

В период ночи Брамы нет ни пространства, ни времени, и нет никаких форм жизни, и каких бы то ни было космических тел – ни галактик, ни звёзд, ни планет и других космических форм. Мы, люди, родившиеся в период дня Брамы, когда уже существовало пространство и время и все живые и неживые объекты Мироздания, не можем себе представить реальность, в которой нет пространства и времени и, следовательно, нет никаких качеств и состояний и не происходят, какие бы то ни было процессы – нет ничего! Есть только где-то в Абсолюте золотое яйцо – Хираньягарбха, в котором заключён генетический код всего мироздания, и которое однажды раскроется в период утра Брамы и расцветёт в период дня Брамы. День Брамы – это упорядочивание Хаоса ночи Брамы. Любой организм – это упорядоченная система, имеющая своё предназначение. И, любая форма упорядоченности всегда соответствует предназначению этой формы. И любой организм будет ли это растение, животное или человек, в начале своего возникновения и дальнейшего становления, развёртывается в систему, соответствующую своему предназначению. В дальнейшем, накопленный опыт, в период существования живого организма, трансформирует его генетическую структуру, в соответствии с полученным опытом, чтобы передать его своему потомству, а сам организм, после выполнения своего предназначения, постепенно теряет свою упорядоченность, переходя во всё более хаотичное состояние. При этом остаются активными те его потребности и возможности, которые были необходимыми в самом начале его жизни после рождения. Но, конечно же, жизнь человеческая и жизнь любого другого живого организма, может оказаться в неблагоприятных обстоятельствах и прекратиться до наступления деградации. В этом примере с жизнью и смертью мы так же видим некоторые параллели с днями и ночами Брамы. Правда, трудно сказать, как долго длится для человека посмертная «ночь Брамы».

Так в чём же проявляется стремление к совершенству Бога, воплощённого в бесчисленное количество живых и неживых объектов мироздания, и как Он всё это делает? В книгах рекордов Гиннеса приводится множество эпизодов, каждый из которых можно было бы назвать примером абсолютного совершенством в чём-либо в определённый период времени. Но многие из этих зафиксированных совершенств однажды оказываются превзойдёнными совершенствами большими. Но в нашем проявленном мире, в котором нет ничего вечного, любому совершенству есть предел. И когда человек, идущий внутренним путём, выходит за пределы проявленного плана и соприкасается с непроявленной реальностью Мироздания, то он осознаёт её бесконечность, не в её протяжённости, и не в её цикличности, в которой дни Брамы сменяются ночами Брамы, а в её глубинной беспредельности, в которой все проявления Бога (Мироздания) не имеют своего предела. Не имеет своего предела и совершенства всех проявлений реальности Мироздания. В проявленном мире для человека всё имеет своё начало и  свой конец, поэтому у людей даже мысли не возникает об абсолютном бессмертии, и для человека, ориентирами жизни которого являются всевозможные значимости этого мира, каждая из которых имеет свой предел, нет смысла стремиться к чему-то нее имеющему своих пределов. Но, обратите внимание, жажда власти, жажда богатства, жажда наслаждений, жажда свободы, жажда знаний и др. – беспредельны. Но человек может осознать их беспредельность только тогда, когда будет достаточно глубоко захвачен ими. Он при этом как бы переступит красную черту, после чего попадает под власть непроявленного Бесконечного.  

  Здесь, говоря о совершенстве, мы не имеем в виду превосходство значимости одного, перед значимостью другого, и не имеем в виду степень эффективности каких-то действий или реакций. Человек может быть совершенным убийцей и совершенным глупцом, что говорит только о степени проявления каких-то качеств человека. Под совершенством понимается в первую очередь совершенство сознания человека, что определяет его отношение к реальности мира и к самому себе, его понимание смысла и цели всего происходящего в мире, скрытого за масками иллюзий и лжи проявленного мира. Духовный искатель должен знать, что единственной целью всех процессов и всех событий, происходящих в этом проявленном земном мире, является реализация Божественного намерения. И всё происходящее в настоящем времени необходимо для того, что будет происходить в будущем. В большинстве случаев люди заблуждаются в оценках того, что происходит в мире, и в большинстве случаев ожидают исход событий не тот, который соответствует действительному Божественному намерению. Можно сказать, что ожидания людей не совпадают с намерением Бога. Бог создаёт для людей те условия, которые необходимы для эволюции сознания, но люди хотят иметь всевозможные блага, которые, в конечном счёте, делают человека более примитивным. Только усилия, необходимые для преодоления своей инертности при решении различных внешних проблем, способствуют развитию интеллекта и росту сознания. Но рост сознания может быть многократно ускорен, если человек для этой цели использует  способ, известный в Интегральной йоге.

Каждый человек и каждое живое существо находятся в многоплановом потоке Божественного намерения. Каждый из живых организмов будет ли это одноклеточные формы жизни или же растения, морские или сухопутные формы холоднокровных или теплокровных существ, вплоть до человека, привязаны к определённым планам сознания, через свои чакры. И чем в большей степени выражены эволюционные возможности какой—либо формы жизни, тем больше чакр открыто в этой форме жизни и тем в большей степени они способны к обучению и приспособлению к изменяющимся условиям. Из всех форм жизни, обитающих на Земле только человеку доступны все планы сознания Мироздания. Но эта доступность существует как возможность, которая может реализоваться только при условии, когда человек повинуясь внутреннему зову своей Божественной души – Психического существа – отправляется в «бесконечное путешествие» по пути своего истинного предназначения.

Совершенство, к которому стремится осознанно или неосознанно всё сущее в Мироздании – это не степень выраженности каких-то проявлений любых объектов и любых состояний, потому что их направленность может быть какой угодно, и это не стремлении к гармонии взаимоотношений, потому что такая гармония возможна на любом уровне сознания. И совершенство не содержит в себе идеи значимости и превосходства, потому что это характерно для любых проявлений эго на планах сознания низшей сферы миров. Совершенство – это всегда путь вверх по планам сознания, и на каждом плане сознания оно выражено в соответствии с этим планом. Например, кровная месть на низких планах сознания на более высоких планах проявляет себя как карма, а стремление к удобствам, к значимости, богатству и власти на высоких планах сознания проявляет себя как служение и стремление к справедливости и т. д. Поэтому, когда мы говорим о подобии человека и мироздания, то такого рода утверждения не кажутся очевидными, а иногда даже противоположными по смыслу, например, добро и зло, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Шри Ауробиндо говорил, что все возможности должны быть проявлены. Обратите внимание, он не говорил, что все возможности должны быть реализованы, но проявлены, потому что проявленные возможности дают возможность духовному искателю не только осознавать их, но и трансформировать их. Тогда то, что проявляло себя как зло, становится средством для рождения и возрастания добра. Циклы жизни и смерти так же необходимы, так как каждая жизнь – это время приобретения предназначенного судьбой опыта и следующий цикл жизни возникает не на пустом месте, и в своей основе содержит опыт предыдущей жизни. Можно предположить, что человек может и при одной жизни использовать опыт своих прошлых поступков и отношений. Действительно, может, но человек инертное существо и однажды оказавшись на пути, приносящем ему успех и значимость, он будет использовать этот путь до тех пор, пока что-то, превосходящее его желания и стремления, не остановит его и направит его судьбу в другое русло. Радикально останавливает человека только смерть. Говоря о прекрасном и безобразном, мы имеем в виду, что эти противоположности создают направленность стремлений человека, без чего невозможна его устремлённость к Божественному совершенству. Но и в этом случае направленная устремлённость не всегда бывает позитивной. Не напрасно Одиссей, не желая попасть под влияние песен сирен, велел всей команде корабля заткнуть уши воском, а себя привязать к мачте, чтобы слышать их пение, но не впасть в соблазн и не погибнуть. Современный мир заполнен песнями всевозможных сирен, которые соблазняют, и не безуспешно, человечество, своими песнями, в которых настоящее и будущее представлены в выгодном для заказчиков этих песен свете. Сравнивая современную реальность человеческого мира с эпизодом путешествия Одиссея, мы можем осознать, что прекрасные песни сирен – это только маски жестокой реальности, призванные скрывать действительные цели этой реальности. Но для человека, идущего внутренним путём, и жестокая действительность и песни сирен, скрывающие намерения этой действительности, так же могут служить средством для внутренней работы. Мы должны знать о многоплановом предназначении этого мира, что очень важно для успешной реализации Божественного предназначения человека.