О ПОДОБИИ ЧЕЛОВЕКА И МИРОЗДАНИЯ часть 3

Шри Ауробиндо в одном из афоризмов говорит: «Когда превзойдём обособленность, мы станем воистину Личностью. Было эго подмогою, ныне Эго – преграда». Обособленность, отделённость человека от окружающей его реальности мира, в действительности является иллюзией, так как Мироздание является Божественной реальностью, в которой всё сущее является единым средством реализации потока Божественного намерения, устремлённого к совершенству. И нет в Нём ни одного элемента, который был бы недостаточным или же присутствовал в избытке. Это можно сравнить с человеком, в котором все части его являются  необходимостями, направленными в своём единстве к реализации его предназначения на Земле. Но мы прежде уже говорили о том, что все планы сознания мироздания, как низшей сферы миров, так и супраментальных планов сознания представлены здесь на Земле. И каждое живое существо является представителем какого-либо одного или нескольких планов сознания на Земле. Человек, в отличие от других форм жизни обитающих на Земле, содержит в себе представительство всех планов сознания и всех форм жизни этих планов. Мы уже говорили о том, что он несёт в себе всю биологическую историю земной жизни. И, поэтому, нет разделения между различными формами жизни, обитающими на Земле, и человеком. Более того, в каждом человеке открыты те планы сознания, которые присущи всем формам жизни на Земле, хотя в различных людях все эти планы сознания выражены не в одинаковой степени. Но человек в значительной степени является ментальным существом, поэтому он открыт и ментальным планам сознания, но опять-таки, у различных людей эта открытость ментальным планам сознания выражена не в одинаковой степени. 

 

В своём афоризме Шри Ауробиндо подчёркивает, что причиной отделённости человека от реальности мира является его Эго, и превзойти обособленность – это значит, подняться над Эго. Но в период своей внутренней работы Эго является средством, которое духовный искатель использует для восхождения своего сознания. Для человека-обывателя Эго является центральной частью его личности, которое определяет его социальное поведение. Никакие социальные взаимоотношения человека не происходят без участия Эго, которое имеет в своём арсенале всю внешнюю часть человеческого существа с его физическим телом, виталом и менталом. Эго разделило человека на две части – внешнюю и внутреннюю, и направило его внимание во внешний проявленный мир, который используется низшей природой как средство управления всеми формами жизни на Земле. Когда сатана, искушая Иисуса Христа, сказал, что ему дана власть над этим миром, то мы должны знать, что низшая природа и сатана – это одно и то же. Шри Ауробиндо в своём афоризме говорит о том, что человек должен превзойти обособленность, т. е. подняться над ней, стать недосягаемы для реакций Эго, выйти из-под его власти. И это станет возможным только тогда, когда духовный искатель будет постоянно отслеживать в себе все реакции Эго при взаимоотношениях с внешним миром. Эго отделило внутреннюю истинную часть от внешней инструментальной, без чего выживание человека в проявленном мире с его значимостей было бы невозможно. Эго, словно «недремлющее око», отслеживает любые движения человека в проявленном мире, и даже его намерения, направленные к какой-либо деятельности, чтобы определить их характер и возглавить их. И ещё, Эго можно сравнить с проводником человека в проявленном мире с его значимостей и одновременно надсмотрщиком человека, не позволяющим ему выйти за пределы подвластной низшей природе территории. Но у каждого человека своё предназначение – у одних оно должно реализоваться в пределах проявленного мира, у других же, немногих, проявленный мир содержит в себе только начало их земного пути, который служит для них своеобразной школой и одновременно трамплином, с которого они могут взлететь в беспредельное непознанное. Для этого, Во-первых, человек должен осознать, что он не свободен, а находится на закрытой территории «интерната» – проявленной реальности Мироздания, за пределы которого его никто выпускать не собирается. Во-вторых, обслуживающий персонал «интерната» и Эго – персональный надсмотрщик человека, заключённого в этом «интернате» скрыто находится в самом человеке, что создаёт у него иллюзию свободы принятия решений и свободы выбора отношений и соответствующих действий. И, в-третьих, человек бесконтрольно и полностью полагается на намерения и указания своего внутреннего «надсмотрщика» – Эго, и слепо следует им в своих взаимоотношениях с реальностью мира. Те немногие люди, судьба которых выходит за пределы замкнутого проявленного мира в беспредельность мироздания, должны знать, что выход за пределы ограничений проявленного мира возможен только в том случае, если человек поднимется над теми принципами, которые служат опорой проявленному миру и человеческому Эго. И, конечно же, этот человек должен знать, как это сделать.

Кратко остановимся на принципах эволюции сознания, которые едины, как для человека, так и для всего сущего в Мироздании. Читая Ветхий завет, мы недоумеваем, Бог Яхве так много успел создать за свои шесть Божественных дней, но в «священном писании ничего не говориться о том, с какой целью всё это он создал. Он создал и человека, но, опять-таки, для чего этот человек был ему нужен. Если он был плохим и непослушным садовником в Божественном Эдеме, то почему он выгнал из райского сада, а не трансформировал его в более совершенное существо. «Плодитесь и размножайтесь», «в поте лица твоего будешь есть хлеб свой». Это не может быть целью, ради которой человек был создан. Так как плодятся и размножаются все живые существа, и все прилагают усилия, чтобы добыть себе пищу. И ни одна религия не даёт ответы на эти вопросы. Но их можно найти в практике Интегральной йоги. Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Следовательно, всё сущее в Мироздании – это Бог, и все проявления живой и неживой природы – это проявления Бога. Тогда мы можем говорить, что все проявления человека: его индивидуальные особенности, его желания, стремления и его способ существования – это всё проявления Бога. Все события в мире – это так же является проявлением Бога. Все человеческие страдания и радости, все человеческие преступления и всё отвратительное, а так же всё прекрасное и совершенное – это так же проявления Бога. Бог всеведущ, вездесущ, вечен и беспределен. Он имеет бесчисленное количество лиц, индивидуальностей и всевозможных проявлений и в то же время Он в своём бесконечном множестве проявлений – несовершенен и, поэтому, вечно стремится к совершенству. И это Его несовершенство очевидно, так как реальность земной человеческой жизни, которая так же является проявлением Бога, несовершенна. Зная всё это немногое, мы можем спросить: зачем «Бог стал всем этим»? Для чего необходимы Богу бесчисленное количество форм жизни в Мироздании?  Что такое совершенство и зачем Бог стремиться к нему? Если мы будем знать ответы на эти немногие вопросы, то тогда, возможно, мы узнаем, для чего мы, люди, существуем на Земле и каково наше предназначение.

Зачем Бог «…стал всем этим»? Если бы клетки человеческого тела были бы достаточно разумны, чтобы задавать себе подобные вопросы, то человек, который для клеток тела является богом, мог бы ответить им, что структура его существа соответствует его предназначению в мире. И имея любую другую структуру, он имел бы другое предназначение. Следовательно, структура всего Мироздания соответствует Его предназначению. Кажется, что такое утверждение выглядит кощунственно, так как оно подразумевает, что Бог так же несвободен, так как должен следовать своему предназначению, которое является его судьбой. И мы – люди, и бесчисленное количество других форм жизни в Мироздании должны соответствовать его судьбе. Наша, человеческая судьба, не может быть отличной судьбы Божественного, потому что мы – люди, являемся частью Его. Но каждый человек занимает своё место судьбе Божественного, в зависимости от уровня своего сознания.

Всё Мироздание имеет восходящую структуру, состоящую из сознательных нематериальных сущностей. В эзотерическом словаре – это эгрегоры, которые ещё могут быть названы духами, например, семьи какого-либо народа, к примеру, русского, который имеет своё индивидуальное сознание, соответствующее какому-либо плану реальности. Духи каждой семьи этого народа объединяются в один общий народный дух, который так же имеет свою индивидуальность и его сознание соответствует сознанию какого-либо плана реальности. Дух каждого из народов, обитающих на Земле, объединяется с духом других народов, образуя дух всего человечества. и каждая форм жизни на Земле имеет свой дух, со своей индивидуальностью и своим уровнем сознания. и все эти нематериальные индивидуальности объединяются в единый земной дух жизни. На каждой из планет солнечной системы существуют свои формы жизни, которые могут иметь и не белковую структуру своих тел. Они могут быть кристаллическими, энергетическими или какими-то ещё, в зависимости от условий своего существования. и на всех миллиардах планет в нашей галактике и других галактиках мироздания так же могут быть свои формы жизни, объединённые своим духом. И каждый план сознания содержит в себе свою иерархию духа живых организмов. И все они вместе объединяются в индивидуальный дух плана сознания или соответствующую этому плану сознания вселенную. А все вселенные объединяются в Божественное Мироздание. И каждая индивидуальность имеет свою судьбу и своё предназначение и управляется более высокими индивидуальностями, частью которых они являются. Невольно приходит мысль, что и у Бога есть своя судьба и своё предназначение. возможно и Мироздание, которое мы называем Богом, является клеткой ещё более великой индивидуальности. И весь Беспредельный Абсолют является одним безбрежным океаном сознания, состоящим из бесчисленных всё более совершенных индивидуальностей. Тогда, через всю эту беспредельную восходящую череду всё более великих и совершенных индивидуальностей, внутри которых развёртываются свои беспредельности миров, проходит единый поток намерения, целью которого является бесконечное и никогда не достижимое совершенство. И это уже не является целью Абсолюта, но способом его бытия.

Когда у нас возникает вопрос: Зачем Богу необходимы бесчисленные формы жизни, в числе которых и человек на Земле? То мы уже можем дать ответ, что все формы жизни и на Земле и ещё где бы то ни было в мироздании, являются генераторами более высокого сознания. Каждая форма жизни на своём уровне сознания трансформирует более низкие его вибрации в вибрации несколько более высокие по своей частоте. Даже приём пищи и усвоение её, и стремление человека к познанию окружающей его реальности, расщепляет её, выделяя из неё определённые смысловые элементы, имеющие более высокие вибрации сознания.

Когда человек «исследует себя беспощадно», то он, как исследователь вносит в объект своего исследования более высокие вибрации сознания, свойственные «Свидетелю» и этим самым трансформирует исследуемые объекты, придавая им вибрации более высокого сознания. Осознанно открываясь нисходящим потокам более высокого сознания, человек, этим самым трансформирует всё своё существо в соответствии с уровнем сознания этого потока, что приводит к повышению его восприимчивости не только реальности мира, но и самого себя, что в дальнейшем позволяет ему делать свою внутреннюю работу на более тонком уровне. Этот принцип, в котором накопление внутренних необходимых качеств, кажется духовному искателю периодом застоя в его внутренней работе, всегда завершается очередным шагом вперёд, за которым вновь следует скрытый период внутренних накоплений, создающий в человеке состояние готовности к его очередному шагу, ведущему к более высокому совершенству.