Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПОДОБИИ ЧЕЛОВЕКА И МИРОЗДАНИЯ часть 1

Петр Зорин

2020-01-16

 

 «Воин знает, что он ждёт, и он знает, чего он ждёт» – это слова дона Хуана из книг Карлоса Кастанеды. Знания, которые может получить человек, всегда связаны с его ожиданием этих знаний. Но это не просто ожидание, но ожидание чего-то конкретного. Такое ожидание можно назвать намерением, имеющим определённую направленность, ещё можно сравнить его с прислушиванием человека к чему-то, известному только ему одному. Дело в том, что знания человек может получить только тогда, когда станет созвучным им. Но для того, чтобы это стало возможно надо прикоснуться к ним, а это может произойти только в полной внутренней направленной неподвижности ума. Направление же определяет полученная человеком информация или же жизненный опыт самого человека или полученный кем-либо другим. В этом случае мы не можем говорить, что намерение человека в его охоте за знаниями, направлено в будущее. А разве этих знаний нет в настоящем этого человека? знания существуют вне времени и вне пространства – они везде, и человек способен прикоснуться к ним и даже сформировать канал, связывающий его с нужными для него знаниями.

Намерение всегда имеет цель, и если в проявленном мире любые цели так или иначе направлены в будущее, так как в этом мире существует причинно-следственная зависимость, соответствующая «стреле времени», а сами действия, направленные на реализацию намерения, осуществляются в трёхмерном пространстве. Но намерение в духовной работе имеет цель, которая не соответствует стреле времени и не происходит в трёх измерениях пространства – оно всегда пребывает в «здесь и сейчас», потому что всё, к чему стремится духовный искатель, уже существует в человеке в виде потенциальных возможностей, и он прилагает усилия, чтобы открыть в себе эти возможности. Но это возможно только в «здесь и сейчас».

Человек – Беспредельное существо, но ту проявленную его часть, которую мы называем человеком, мы можем назвать только семенем, которое может дать начало будущему дереву, которое заполнит собой всё мироздание. Но это совсем не значит, что человек однажды вытеснить Бога, но он станет верным его сотрудником и исполнителем его воли. В настоящее время мы можем говорить о человеке, как о потенциальном подобии Бога. Действительно, проявленная для человека часть Мироздания, является проекцией всего Мироздания, в которую входят только те его части, которые необходимы для жизни человека и эволюции его сознания. Человек в своём подобии богу так же имеет свою проявленную часть, необходимую для сохранения его жизни на этапе человека разумного, и эволюции его сознания и имеет непроявленную часть в значительной степени превосходящую ту его часть, которую мы называем человеком. В проявленной части реальности мира представлены все планы сознания Мироздания в виде различных форм жизни. В человеке так же представлены все планы сознания, как низшей сферы миров от миров мрака и страданий до миров Верховного разума, так и высшей сферы миров – супраментальных планов сознания, которые представлены в человеке Каузальным телом.

Здесь мы должны ненадолго остановиться на намерении человека, без которого никакая работа выполнена быть не может – ни внешняя, ни внутренняя. Намерение может быть как внешним – поверхностным, так и внутренним. Поверхностное намерение содержит в себе желаемое, но не содержит в себе последовательного плана действий или направленных усилий, потому что оно в себе не содержит для этого необходимой энергии. Поверхностное намерение можно сравнить с фантазиями на тему желаемого. Внутреннее, глубинное намерение, содержит в себе чёткий последовательный план действий, которые вполне адекватны возможностям человека. Причём, формирование внутреннего намерения осуществляется человеком вполне осознанно, и сопровождается полным его согласием с содержанием и целью этого намерения, другими словами – оно не может быть сформировано человеком против его желания.

Отношение человека к чему-либо или к кому-либо всегда в своей основе содержит намерение. Если человек любит кого-либо или ненавидит, завидует кому-либо или же ревнует, сострадает или презирает – это всегда накладывает отпечаток на способ взаимодействия людей между собой. Здесь имеется в виду, что состояние одного человека, не только меняет структуру его намерения при взаимоотношениях с другим человеком, но и меняет ответную реакцию этого другого человека. Например, мать очень любит своего ребёнка и на многие проявления его поведения смотрит без осуждения и даже одобрительно. Она ничего ему не говорит, но просто смотрит, с соответствующим к нему отношением. То её ребёнок при этом перестанет контролировать себя, и поведение его будет становиться всё более хаотичным. Но если мама не собирается потакать вседозволенности своего ребёнка, но хочет воспитать в нём внутреннюю упорядоченность и целеустремлённость, то это её намерение, оценивающее и контролирующее поведение своего воспитанника, сделает её саму в этот период времени более собранной и внутренне строгой, что в значительной степени изменит и поведение её ребёнка, который будет, не осознавая этого, оценивать отношение к нему его мамы и вести себя адекватно допустимых для него пределов. Любые состояния, переживаемые человеком, являются частью намерения тех сил, которые вызывают эти состояния. Даже тогда, когда человек попадает под власть инстинкта, то в этом случае  внутреннее побуждение или желание, предшествующее проявлению этого инстинкта, открывает канал, связывающий человека с силами, адекватными инстинкту. Это приводит к состоянию захваченности, при которой  человек становится  исполнителем воли этих сил. Человек, при этом не может сопротивляться состоянию захваченности, так как в этот период всё его существо подчинено этой захваченности и нет у человека того, что могло бы сопротивляться влияниям этих сил. Намерение всегда имеет определённую направленность. И эта направленность может быть как в пространстве, например, Радищев ехал из Петербурга в Москву, так и во времени – человек что-то делает ради своего будущего и др. И намерение может быть направлено на поддержание какого-то процесса, или намерение человека может быть направлено на исследовании какого-то своего внутреннего состояния. А для человека, идущего духовным путём, намерение поддерживает его устремлённость. Фактически, позади любой активности человека, всегда присутствует определённое намерение, без которого никакие движения и изменения невозможны, потому что намерение содержит в себе последовательный план какой бы то ни было активности. Даже активности микроба, нуждающегося в пище, имеет позади себя определённое намерение.

Но наиболее эффективным может быть только то намерение, которое человеком осознано, так как оно создаёт устойчивый канал связи с адекватным намерению планом сознания. И чем полнее захвачен человек намерением, тем шире канал связи, объединяющий его с адекватным намерению планом сознания. При максимальной полноте захваченности намерением, человек становится единым с соответствующим планом сознания, вся энергия которого в это время находится во власти человека. Это состояние человек осознаёт в себе, как безмерное могущество, противостоять которому никто и ничто не в силах. Именно это состояние имел в виду Иисус Христос, когда он говорил о вере с горчичное зерно, которая может двигать горами. Когда человек находится в состоянии абсолютной захваченности определённым намерением, связывающим его с целыми вселенными или планами сознания, то у человека не остаётся места в его существе даже для малейших сомнений в возможности реализации своего намерения. В это время человеческое эго с его сомнениями и предположениями полностью замолкает и руководство над всей внешней частью человека берёт на себя внутренняя истинная его часть – его Божественная душа, и тогда невозможное становится возможным. Путь к такого рода могуществу, начинается в человеке с осознанной концентрации внимания, при которой никакие отвлекающие соблазны эго не способны проникнуть в поток осознанного человеческого внимания, и нарушить его концентрацию. Осознанно сосредоточенное внимание недоступно для влияний эго, в связи с этим, эго не может оценивать действия или состояния человека и определять их социальную значимость. И это является серьёзным поражением эго, так как он может удерживать человека в своей власти только используя различные значимости как внешнего мира, так и самого человека.

Мы уже прежде говорили о том, что внешняя часть человеческого существа может быть сравнима с биороботом. Особенностью этого биоробота, которого принято называть человеком, является вложенная в него низшей природой, социально-психологическая программа взаимоотношений с реальностью внешнего мира, это программу мы называем эго. И это сделало человека двойственным существом – внешняя часть его должна  быть средством, при помощи которого внутренняя истинная часть должна реализовать своё предназначение, но между внешней, операционной, и внутренней истинной частью разместилось эго, чтобы использовать эту внешнюю часть, как своё собственное средство взаимоотношений с реальностью внешнего мира.

Но у Бога не бывает ничего случайным или бесцельным, и если бы у человека небыло эго, то человек уже изначально, после своего рождения, был бы лишён иллюзий значимостей этого проявленного мира, что в значительной степени затруднило бы внутреннюю работу духовного искателя. Тогда можно предполагать, что эго необходимо в духовной работе искателя. А почему же тогда Шри Ауробиндо сказал, что на духовном пути необходимо избавиться от эго? Но, посмотрим, что Шри Ауробиндо пишет об этом в своей работе – «Мысли и озарения»: «Когда превзойдём обособленность, мы станем воистину личностью. Было эго подмогою, ныне эго – преграда». Эго – только средство, определяющее степень значимости и предназначения всех объектов внешнего мира, в том числе и человека, что не только способствует упорядоченности жизни человека в этом проявленном мире, но и его выживанию. И, что очень важно, эго привязывает человека к значимостям этого проявленного мира, и эго стимулирует функции внешней части человеческого существа и концентрирует их на взаимоотношениях с проявленным миром. И в то же время, эго является средством, используя которое, Психическое существо получает необходимый для своего роста опыт. И так же, как каждый план сознания или вселенная, что одно и то же, являющаяся частью Мироздания, имеет свою индивидуальность и выполняет определённое предназначение, так и эго является выразителем человеческой индивидуальности и является необходимостью в человеческом существовании на данном этапе эволюции его сознания. Можно сказать, что в человеческом существе проявляют себя множество эго, в соответствии с количеством планов сознания низшей сферы миров. Отсюда, многогранность человеческого существа, которая представлена в человеке субличностями. Среди этих субличностей главной является та, которая проявляет себя чаще других при взаимоотношениях человека с реальностью проявленного мира.

Божественное намерение состоит из двух потоков – восходящего и нисходящего. Восходящий поток намерения устремлён к совершенству, в то же время, нисходящая часть этого потока уносит с собой всё, что может препятствовать восхождению к совершенству. Можно сказать, что восходя к совершенству, человек поднимается по ступеням эго. Причём, каждая следующая ступень эго проявляет себя всё более «тонко», и по мере восхождения сознания человек всё реже испытывает отрицательные эмоциональные состояния и всё больше проявляются в нём сострадание и стремления к справедливости.