Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ЧЁМ НЕ СКАЗАЛ ШРИ АУРОБИНДО

--

 

Мать – Мирра Ришар, однажды сказала, что Шри Ауробиндо написал много книг, но он не сказал, как всё он это делал. Конечно же, она имела в виду его внутреннюю работу в системе Интегральной йоги. И никто не знает, как это он делал и никогда не узнает, так как каждый человек внутреннюю работу делает по-своему. Тогда что не сказал Шри Ауробиндо? Он не сказал не только, как он делал свою внутреннюю работу, но и о той внутренней реальности, с которой он взаимодействовал в своей внутренней работе. Действительно, любая активность человека имеет три основных составляющих, без которых эта активность теряет свой смысл. И ещё, он не сказал, о планах сознания, с проявлением сил которых он делал свою работу.

Шри Ауробиндо знал, что планы сознания возникают при раскрытии возможностей Бога, и каждая следующая возможность может раскрыться только тогда, когда она подготовлена раскрытием предыдущей возможности. Это станет понятным, если мы «увидим», что всё мироздание изначально находилось в состоянии Ночи Брамы, в период которой все возможности были вложены одна в другую, как в русской матрёшке, и никак не проявляли себя вовне. Другими словами, в этот период всё мироздание было заключённым в золотое яйцо – Хиранья Гарбха, в котором оно было в виде зародыша, семени. В самом начале дня Брамы происходит пробуждение зародыша и раскрытие золотого яйца в виде будущего «древа жизни», состоящего из последовательно раскрытых возможностей Мироздания. И чем выше поднимается, разрастаясь «древо жизни», тем больший контраст имеют те противоположности, на которые раскрываются возможности Мироздания. Если продолжать метафору с «древом жизни», формирующимся по мере раскрытия, изначально существующих возможностей, заключённых в яйце Хиранья Гарбха, то мы увидим, что левая сторона кроны этого дерева, имеет в своём основании серый цвет, который по мере роста этого дерева, на более высоко расположенных ветвях, становится всё более тёмным, а у вершины этого «древа жизни» ветви с левой стороны кроны «древа жизни» принимают совершенно чёрный цвет. Но так как каждая возможность мироздания раскрываются на свои противоположности, то другая половина дерева состоит из ветвей, увеличивающих свою яркость от светло-серого цвета внизу кроны этого дерева до ослепительно белого, вверху.

Всё в реальности мира имеет своё начало, но не имеет своего конца. Например, находящийся в состоянии неподвижности какой-либо объект, не может быть ещё более неподвижным; максимально глубокий мрак не может быть ещё более глубоким; максимально низкая температура не может быть ещё более низкой; максимальная тишина, не может быть ещё более тихой и т. п. Но, нет предела возрастанию скорости, и невозможно найти предел интенсивности света; какой бы высокой температура ни была, она может быть ещё более повышена; громкость звука может расти беспредельно; совершенству нет предела; пространство может начинаться в кванте и, расширяясь, расти беспредельно; возможен квант времени, которое расширяясь, порождает вечность. Но в проявленной реальности мира всё имеет своё начало и свой конец, потому что все беспредельности здесь представлены только своей малой частью. Поэтому, всё однажды возникшее должно умереть, разрушиться; пределы познания, ограничены возможностями познающего; а пределы неведения завершаются познанным; необходимости проявленного мира существуют до тех пор, пока они выполняют своё предназначение.

Тёмная  часть «древа жизни» однажды достигает своего предела, так как частота её вибраций становится равной нулю. И дальнейший рост «древа жизни», уходящий в беспредельность происходит уже за счёт его светлой части, которая свободно раскрылась во все стороны. Шри Ауробиндо говорил, что на супраментальных планах реальности мироздания эволюция сознания происходит, опираясь на другие принципы, свойственные этим планам. Можно предполагать, что эти принципы основаны на жажде знаний, которая горит в сердце каждого супраментального существа. Эта жажда знаний и прежде проявлялась на планах сознания низшей сферы миров, но её проявления там соответствовали проявленным возможностям эволюционирующим формам жизни. 

Таким образом, человек в системе «древа жизни» находится в левой его части, и те люди, внимание которых обращено к тёмной половине «древа жизни» и захвачены ею,  привязаны к значимостям проявленного мира всей внешней частью своего существа, к которой относится всё, что находится под управлением эго (внимание внешней части сознания, а также внимание внешнего ума, витала и сознание физического тела). Человек-обыватель, всеми частями внешней части своего существа, оказывается созвучен вибрациям сознания низшей природы, использующей проявленный мир как средство, при помощи которого она удерживает в своей власти всё живое на Земле. Он как бы отвернулся от светлой стороны «древа жизни» и, в связи с этим, не знает о своём истинном предназначении. И в то же время, его внутренняя часть – Центральное существо и Психическое существо – постоянно находятся на правой, светлой части «древа жизни». И только те люди, Божественная душа которых трансформировала часть их сознания, повысив частоту его вибраций, оказались в какой-то степени не созвучными со смыслом жизни обывателя, жизнь которого для них, в связи с этим, потеряла свою прежнюю определённость и привлекательность. И если прежде человек-обыватель находил смысл своей жизни в окружающей реальности мира с его значимостями, то теперь эта реальность перестала его удовлетворять, как это было прежде, так как изменённое сознание его уже не находит полного созвучия со значимостями проявленного мира.

Каждое живое существо на Земле, в том числе и человек, являются частью природы. В связи с этим, все возможности живых существ на Земле замкнуты на соответствующие внешние условия и их динамику, что является необходимым для сохранения их жизни. И в тех случаях, когда созвучие в чём-либо снижается или даже исчезает, живые существа начинают поиск условий, в которых они могли бы это созвучия восстановить. С человеком всё обстоит сложнее, так как Психическое существо, трансформировав часть его сознания, ставит его в условия, в которых он не может найти в материальном мире с его значимостями, то, что было бы созвучно изменённой части его сознания. В действительности, Психическое существо повернуло часть его сознания в светлую сторону «древа жизни», и в  сумрачные планы сознания, среди которых некогда пребывал человек, проник луч света, об источнике которого человек, возможно, прежде ничего не знал, и это стало началом духовной работы человека.

По мере того как в сознании человека формируется «Свидетель», человеческое существо по «древу жизни» поднимается вверх одновременно по левой части его кроны в направлении планов мрака и страданий, а сознание человека одновременно поднимается по правой части кроны «древа жизни» в направлении планов Верховного разума, располагающихся в преддверии супраментальных планов сознания. Духовный искатель, сознание которого обращено в сторону света, может и не осознавать, что на уровне подсознания и несознания он погружается в мрак миров низшей сферы. Это связано с тем, что в этот период всё его существо обращено к свету планов Верховного разума и, поэтому, многие влияния, поднимающиеся из-под сознания, доходят до его осознания в значительно ослабленном состоянии. Но даже и то, что осознаётся духовным искателем, легко отстраняется.

Мать, Мирра Ришар, сказала, что Шри Ауробиндо ушёл на план Верховного разума, войдя в мир мрака и страданий. Он опустился на дно, чтобы подняться на вершину планов сознания низшей сферы. хотя в этом случае дно и вершина были рядом, почти соприкасаясь друг с другом. И это, действительно, был наиболее короткий путь, ведущий к преддверию супраментальных планов сознания, на планы Верховного разума.

Шри Ауробиндо обещал вернуться на Землю в теле созданном супраментальным способом, но можно быть уверенным, что этот великий день станет возможным для человечества только тогда, когда на Земле найдётся необходимое число людей, готовых принять в себя супраментальный свет истины. Он вернётся к человечеству, для того, чтобы помочь, стремящимся к Божественному совершенству, преодолеть притяжение низшей природы. На каждом плане сознания, вплоть до планов Верховного разума, низшая природа множеством способов пытается удержать человека, стремящегося к свету и свободе, предлагая ему множество иллюзий, которые человек должен осознать, понять и преодолеть свою зависимость от них