Человеческий ум не способен что-либо понимать, но он способен усвоить информацию, называя её знаниями. Но если дать человеку информацию, в которой подробно объяснить езду на велосипеде, или же рассказать ему во всех деталях о процессе хирургической операции, необходимой при аппендиците, то сумеет ли он воспользоваться такой информацией практически? Хотя при этом он может сказать, что знает, как это надо делать. В этих примерах информацию человек называет знанием, но для того, чтобы информация привела человека к истинным знаниям, необходимо, чтобы человек получил соответствующий опыт. Но человек в этих примерах может получить опыт только тогда, когда реализует ментальную информацию на физическом уровне, когда его физический ум превратит эту информацию в соответствующие автоматизмы. Вот тогда человек может сказать, что он знает, как нужно ездить на велосипеде или же делать операцию по поводу удаления аппендикса. Но и в этом случае человек может говорить только о знании и умении, но не понимании. Мы можем иметь информацию (знать) о строении человеческого организма, или любого другого живого существа. Мы можем знать о структуре планет, галактик и даже о структуре Метагалактики (Мироздание), но эти знания можно сравнить с элементами мозаичной картины, отделёнными друг от друга. Тогда эта картина в умах людей не существует как нечто функционально целое, потому что между всеми этими элементами знаний нет взаимосвязи, что могло бы дать человеку понимание. Действительно, беспредельное Мироздание для чего-то существует и ничто в нём не случайно, следовательно, всё в нём имеет свою цель и свой смысл. Приведём здесь пример, в котором для человека, имеющего школьное образование, нет ничего необычного. Я имею в виду нашу солнечную систему, состоящую из звезды, которую мы называем Солнце и планет. Дело в том, что расположение планет в солнечной системе не стандартно, в ней ближайшие к светилу планеты самые маленькие – это Меркурий, Венера, Земля, Марс, затем идёт пояс астероидов, где, как предполагают, прежде была планета Фаэтон, а потом крупные планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон, правда, последнюю планету астрономы считают не планетой, а планетоидом, так как она по размеру не дотягивает до планеты. Но современные астрономы только в нашей галактике – Млечный путь, открыли сотни миллиардов планетных систем. Сравнивая строение солнечной системы с многими другими звёздными планетными системами, мы к удивлению обнаруживаем, что вокруг других звёзд расположение планет не похоже на расположение планет в солнечной системе. Там гигантские планеты располагаются ближе к своим звёздам и, по мере удаления от звезды планеты уменьшаются в размерах до размера земной группы планет. А у нас наоборот – ближайшие к Солнцу планеты мелкие, особенно Меркурий. Но если бы расположение планет в солнечной системе было бы таким же, как и в подавляющем большинстве планетных систем других звёзд нашей галактики, то жизнь на нашей планете не могла бы возникнуть никогда, потому что Земля была бы расположена где-то на холодной окраине солнечной системы, на которой света и тепла было бы очень мало – небыло бы жидкой воды, без которой жизнь невозможна, и небыло бы атмосферы, необходимой для дыхания различных форм жизни, так как при очень низких температурах даже газы замерзают и выпадают в виде снега. И кроме воды, тепла и света на Земле есть ещё множество других факторов, без которых жизнь была бы невозможна. Можно сказать, что и планета Земля оказалась на близкой к солнцу орбите, и жизнь, возникшая на ней – не случайны, и мы с вами на этой удивительной планете так же возникли не случайно. Даже вопросы, которые возникают в наших головах – не случайны – все это свидетельствует о том, что субстанция, из которой состоит Мироздание, разумна и мы, люди, её производные, так же разумны и стремимся понять самих себя, а через себя и всё мироздание. Но для чего нам нужно это понимание? Разве не достаточно быть в гармонии с природой?
Понять – это значит, ответить на вопросы, какой смысл всего происходящего вокруг нас, и кому всё это нужно? Воспринимая окружающий мир и природу этого мира, мы можем осознать его гармонию, но мы не можем понять, для чего необходимо человеку – это роскошное окружение. Ведь ничего случайного не бывает. И мы начинаем осознавать, что вся окружающая нас живая и неживая природа является пирамидой жизни на Земле, которая отражается в структуре человеческого существа. Вершиной этой пирамиды является человек разумный. Можно об этом сказать иначе: человек своими корнями глубоко врос в живую природу Земли и даже в саму планету Земля, которая питает все формы жизни, обитающие на ней. Он впитывает в себя энергию вибраций всего сущего на Земле, и открывается, как распускающийся лотос своей судьбе, уходящей в беспредельное будущее. Сознание человека ещё не настолько совершенно, чтобы знать пути, ведущие к этому будущему. Человек не понимает, что всё происходящее с ним и вокруг него, все его внутренние состояния, и отношения к окружающему миру и к самому себе, крайне необходимы для трансформации его сознания и всего его существа. Если бы человеку было дано знать пути, ведущие к его будущему, то первое, что он стал бы в этом случае делать – это вносить исправления в свою судьбу. И высшим силам природы приходится постоянно вмешиваться в опрометчивые желания и стремления человека, чтобы он не сворачивал с путей своей судьбы. Но возможны и такие ситуации, когда человек настойчиво пытается изменить свою судьбу и противостоять предпочтениям, которые формирует в нём Высшая природа, тогда она оставляет его на милость тех сил, которые хотели бы навязать ему другую судьбу. Высшая природа в таких случаях проявляет себя в человеке как чувство совести, стремление к справедливости, бескорыстию, как состояние сострадания и стремление помочь тем, которые нуждаются в его помощи. Но силы низшей природы соблазняют его выгодой, удовольствиями, значимостью и своим индивидуальным гарантированным благополучием. Она может соблазнять человека властью и иллюзией защищённости от всевозможных внешних случайностей. А если человек решил идти духовным путём, то она соблазняет его всевозможными сомнениями и может предложить, очень значимого для него «учителя», который постарается увести его от духовной его судьбы. И человек, нередко, попадает в ловушки этих соблазнов.
Но как быть искренним и соответствовать своей судьбе? Как понять, что оказался в сети соблазнов, которые могут поменять предназначенную человеку судьбу? В таких случаях человеку всегда даётся шанс, не оказаться в ловушке, подготовленной для него силами низшей природы. Его Божественная душа, даже будучи незрелой, обязательно обратит внимание человека на соблазны и внутреннее отношение к ним. В его сердце не будет полного приятия этих соблазнов, и в нём появится смутно осознаваемое состояние неудобства от возможной их реализации. И это состояние может возникнуть в человеке в любой период реализации, захватившего его соблазна. Иногда чувство неудобства, неприятия, приходит к человеку позже. Оно как бы подсказывает ему, что его отношение к захватившему его соблазну – неправильно.
Понимание трёхмерно. Человек может понять, почему он или кто-то другой, сегодня действуют определённым образом. Возможно, причина этих действий связана с приобретённым прошлым опытом, который всегда меняет структуру личности человека. А мы знаем, что взаимоотношения человека с окружающей его реальностью, всегда соответствует структуре его личности. И у каждого человека есть свой индивидуальный эталон правильности своих поступков или своих состояний. Тогда понятными становятся наши стремления делать замечания другому человеку, потому что мы в такой же ситуации поступили бы иначе. При этом, мы забываем, что у каждого человека есть два эталона правильности. Один из них мы используем сами, а другому эталону должны следовать все остальные. Более того, эталон правильности для самого себя может в значительной степени меняться, потому что себе человек позволяет больше свободы, чем всем остальным. И, кроме того, человеческий ум может найти оправдание любому своему поступку, причину которого чаще всего находит в ком-то другом. Причиной всему этому является человеческая значимость – тот более свободен, который социально более значим, и имеет право хоть в чём-то быть контроллёром. Человек, идущий внутренним путём, должен осознавать свои внутренние состояния и стремления эго быть значимым при общении с другими людьми.
Любая активность человека имеет свою цель. Осознавать своё намерение – это не только осознавать его цель, но одновременно с этим, сознание человека из бесформенного и пассивного прежде, приобретает соответствующую структуру. Бесформенным сознанием обывателя управляют силы низшей природы. Их влияние создают в сознании ту структуру, которая необходим для реализации их намерения. В таком случае человек является несознательным исполнителем воли сил низшей природы. Выйти из-под её влияния он может только в том случае, когда он намеренно структурирует своё сознание. Мы уже однажды говорили о том, что внутреннему хаосу человека, соответствует внешняя несобранность, и неупорядоченность, в которой его активность, во многом состоящая из автоматизмов, подчинена его желаниям и нежеланиям, и различным эмоциональным состояниям, позади которых стоят всевозможные силы низшей природы.
И если у обывателя его сознание, как правило, в промежутках между проявлениями активности пребывает в аморфном состоянии, и каждый раз перед какой-либо деятельностью структурируется в соответствии с предстоящей деятельностью, то у духовного искателя состояние его сознания должно всегда быть структурированным, без чего невозможна внутренняя работа. Действительно, силы низшей природы очень внимательны к состоянию человека и каждый раз, когда его сознание оказывается в пассивном, несобранном состоянии, они в эту паузу несобранности человека стараются соблазнить его чем-либо типичным для проявленного мира значимостей. Когда человек сам намеренно структурирует своё сознание в соответствии с духовной устремлённостью и стремиться сохранить в себе эту устремлённость и всё необходимое для этого, то он становится недоступным влияния сил низшей природы. Будучи структурированным в соответствии с духовной устремлённостью, сознание человека в значительной степени не только повышает свою восприимчивость, но и готовность осознавать в каждое мгновение любые влияния сил низшей природы. И эта способность сознания становится автоматической и не требует от человека постоянного ожидания каких-то соблазнов со стороны низшей природы, чтобы вовремя отвергнут их. Толтеки это состояние называют алертностью, т.е. состоянием постоянной направленной внутренней готовностью. Здесь подробно рассматривается очень важная часть внутренней работы, для того, чтобы мы могли понять наши неудачи и всевозможные «падения» на внутреннем пути.
Человек, идущий духовным путём, должен понимать необходимость многих внутренних связей между отдельными элементами внутренней работы. Например, если человек не осознает необходимость постоянного пребывания в потоке намерения духовной практики и будет периодически выходить за пределы этого потока, чтобы отдохнуть от внутренней сосредоточенности среди иллюзий внешнего мира, то он должен знать, что любые экскурсы в привычную атмосферу обывателя, он теряет часть внутренней духовной структуры своего сознания, которую в дальнейшем ему придётся восстанавливать. Но такая работа сравнима с движениями человека, в которых он, сделав шаг вперёд, некоторое время спустя, возвращается в исходное положение. Для такого человека время идёт, но ничего не меняется – всё остаётся таким, каким оно было прежде.