Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Петр Зорин

 

Обучение – это получение человеком знаний и навыков, необходимых как для сохранения в целостности его жизни, так и для адекватных взаимоотношений с его социальным окружением. Обучение человека может быть успешным, если у него хорошая память и есть соответствующий стимул. Человек может обучаться чему-либо сам, но для этого у него должен быть внутренний стимул, определяющий необходимость такого обучения. Интересно, но чем ниже интеллект человека, тем в меньшей степени проявляется в нём стремление к обучению и способности к пониманию, поэтому им трудно приспосабливаться к новым обстоятельствам. И, как следствие этого – они не формируют собственное мнение о каких-либо событиях, но заимствуют его у своих авторитетов или у окружающего большинства. Это о них сказал В. В. Маяковский, что «нам с тобою думать неча, коли думают вожди».

Воспитание – это формирование структуры личности, его мировоззрения, индивидуального восприятия реальности мира и самого себя в нём.  Методологически принципы обучения и воспитания различны, хотя провести между ними чёткую границу трудно. Обучение можно сравнить с коррекцией фигуры при помощи специального покроя одежды, а воспитание – это исправление самой фигуры. Можно сказать, что человека можно обучить хорошему тону при общении, правильно пользоваться столовыми приборами во время приёма пищи, можно обучить его вождению автомобиля, работе с компьютером и многому другому. Человек, в этом случае, может быть хорошим или плохим, иметь всевозможные аморальные склонности и влечения, но его обучили правильно вести себя при общении с другими людьми, соблюдать приличие в общественных местах и правильно выполнять работу, которой его обучили. Заключение человека в тюрьму за какие-то преступления – это метод обучения его при помощи «кнута», страха, что далеко не всегда  делает его лучше, чем он был прежде. Родители дома так же могут наказывать своего ребёнка и тогда он под влиянием страха быть наказанным, не совершает тех поступков, которые не нравятся родителям. Родителям нравятся послушные дети, а социальным системам – послушные, непроблемные граждане. Наказание трудно назвать обучением, потому что оно порождает в человеке отрицательное  эмоциональное, состояние, которое, если оно слабо выраженное, обучает человека, а если интенсивность велика – то воспитывает его. Например, мама говорит своей малолетней дочери, что она не даст ей шоколадку, если она не приберёт свои разбросанные игрушки – это обучение. А если она своим физическим наказанием вызовет у неё страх, то это, более глубокое негативное воздействие на неё, может в чём-то изменить характер ребёнка не в лучшую сторону, то такое наказание можно назвать «воспитанием». Я это слово взял в кавычки, потому что такие воспитатели часто уродуют психику детей, и инграмма может остаться на всю жизнь. Известны случаи, когда после ярко выраженных эмоциональных состояний, возникших после такого рода «воспитания» у ребёнка появились симптомы детской абсансной эпилепсии. Иногда такое шоковое воспитание может привести к появлению у ребёнка логоневроза – заикания.

К сожалению, в семьях далеко не всегда воспитывают детей, но обучают их. И родители довольны, когда их ребёнок послушен, потому что в этом случае с ним меньше проблем. Они запрещают ему говорить и делать то, что не следует, но он не понимает, почему делать так, как ему хочется – плохо. При воспитании родители в спокойном тоне без всякого раздражения объясняют своему воспитаннику, почему надо делать так, а не иначе. Например, мама купила плитку шоколада и разделила её на три части: одну себе, другую дочке-школьнице, которая в это время была уже дома, и третью – для ещё одной дочки, которая находилась в садике.

– Мам, а давай и Валькину (её маленькая сестрёнка) часть разделим и съедим. Она же в садике и ничего не узнает.

– Давай, отвечает мама, но следующий раз, когда ты будешь в школе, мы с твоей сестрёнкой съедим твою долю шоколадки, и ты тоже ничего не будешь знать об этом. Как ты думаешь, это будет правильно?

– Мама, я всё поняла. А ты следующий раз сможешь купить каждому из нас по целой шоколадке?

Очень хороший пример воспитания описал в своём стихотворении: «Мужичёк с ноготок» – Николай Алексеевич Некрасов. На вопрос Н. А. Некрасова о семье, отвечает: «семья то большая, да два человека всего мужиков-то – отец мой, да я. Если ребёнок знает, что его не только любят, но что он необходим, так как взрослые без его помощи не справятся с домашними делами, то тогда он един с семьёй и не только в своём детстве, но и тогда, когда станет взрослым. У него идея единство с семьёй, с родителями, которым без него трудно справляться со своими домашними делами, останется на всю его жизнь. Наши дети тоже хотят быть для нас нужными, но мы, взрослые, своим отношением к ним, убеждаем их, что они нам нужны для того, чтобы любить их, заботиться о них и удовлетворять их потребности. И они становятся потребителями

Каждый человек от рождения наследует свою индивидуальную матрицу различных будущих психологических особенностей. В процессе жизни эти индивидуальные психологические особенности меняют интенсивность своего проявления в зависимости от возраста и внешних обстоятельств. Здесь можно привести в пример Прохора Громова из романа Вячеслава Шишкова – «Угрюм река» – каким он был в юности, и каким он стал, после воспитания богатством, в зрелом возрасте. Тогда мы можем сказать, что человека воспитывают обстоятельства. Верно, но очень многое зависит от его врождённых предрасположенностей, потому что воспитать можно то, что уже в какой-то степени есть в человеке. В зависимости от своих генетических предрасположенностей, человек потакает тем их проявлениям, которые соответствуют внешним обстоятельствам. Потакать – это не только потворствовать своим предрасположенностям или влечениям, но и прилагать свои усилия, чтобы реализовать эти врождённые предрасположенности. При этом, врождённые предрасположенности человека выделяют во внешнем мире для него то, что соответствует этим предрасположенностям, и создаётся своеобразный дуэт между предрасположенностями человека и многозначным внешним миром. Но воспитание такого рода может не осознаваться человеком и восприниматься им, как естественный процесс его взаимоотношений с миром. И, кажется, что генетическое наследование фатально определяет судьбу человека. Не напрасно существует мнение, что от судьбы не уйти. Но существует миф о Цицероне – знаменитом в своё время ораторе, что он тренировался своему ораторскому искусству, набрав в рот горох. В этом мифе утверждается, что можно воспитать в себе те качества или те особенности характера, которые недостаточно выражены. И это верно для любых проявлений личности человека. Человек - пластичное существо и любые его проявления могут быть изменены, при надлежащем его усилии. Но при этом человек должен чётко осознавать – что он хочет изменить в себе, как он это будет делать, и для чего ему это нужно. Низшая природа хорошо воспитывает человека в нужном для неё направлении, когда человек бессознателен. человек так же может воспитать себя сам, но только в том случае, если эту работу он будет делать осознанно. Дело в том, что при осознанных направленных усилиях человека его сознание становится одновременно и каналом, проводящем его намерение в направлении его деятельности и волей, удерживающей внимание на выполняемой им работе. И, кроме того, позади любой активности человека всегда присутствует необходимое эмоциональное состояние, поддерживающее эту активность. К этому следует добавить, что неосознанная, совершаемая человеком активность, незначительно меняет структуру личности человека, и эти изменения ускоряются многократно, если человек делает свою работу осознанно.

Практически, работа духовного искателя полностью соответствует поставленной им цели: он знает, к чему он стремится и знает, что необходимо делать, чтобы это стремление было реализовано. 

Опубликовано