Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Петр Зорин

2019-12-19

 

Существуют различные варианты мировоззрения, например, мировоззрение обывателя, религиозное, философское и др. Целью этой работы не является рассмотрение всех вариантов мировоззрения, мы здесь рассмотрим в общих чертах структуру мировоззрение обывателя и мировоззрение человека, идущего духовным путём. Конечно, определённое представление о реальности мира есть и у животных, но это, скорее, не мировоззрение, а представление о реальности мира в пределах необходимых для выживания. Я здесь говорю о животных только потому, что среди обывателей немало людей, которые в своём мировоззрении недалеко ушли от представлений животных

В мировоззрении каждого человека есть три области – центральная его часть, что для человека является  главным по своей значимости; далее, за пределами главного находится второстепенное, а ещё дальше – нечто далёкое, подобно фону, в общей картине мира. Главная часть мировоззрения сосредоточена в центральной части его поля. В самом же центре этого поля находится то, что обслуживается мировоззрением. Это может быть сам человек, и это может быть какая-то идея или же «господин», которому человек служит (этим господином может быть семья, увлечение, которое заполняет пустоту человеческой жизни, и это может быть стремлением к знанию и др.). Второстепенная часть поля мировоззрения обеспечивает его центральную область необходимым материалом для её функционирования, а «далёкие» окраины служат человеку пределами его мира.

Размеры этих трёх концентрически расположенных областей у людей различны, что зависит от врождённых возможностей человека, необходимых в эволюции его сознания. Эти размеры определяют не только широту круга интересов человека, но и глубину их. Широта круга интересов может быть очень небольшой и соответствовать кругу интересов приматов, правда, человек при этом использует те средства, которые для приматов недоступны. Например, все приматы проявляют любопытство (не путать с любознательностью), человек так же может уткнуться в экран компьютера или же любого гаджета, и тратить необратимо уходящее время на удовлетворение своего любопытства. Возможно, права горилла по имени Коко, которую люди с детства обучали языку жестов (его используют глухонемые).  Однажды она сказала своему учителю, что люди глупые и что природа смотрит на человека. Конечно, восприятие природы гориллой более тонкое, что утратил современный человек.

И чем меньше центральная часть мировоззрения человека, тем в меньшей степени человек может предвидеть результаты своей деятельности. Ему легче ориентироваться в реальности мира, если этот мир пространственно ограничен и по своей структуре – прост. Это одна из причин множества теорий и религиозных систем, которые ограничивают беспредельность Мироздания. Для многих людей Мироздание сравнимо с проявленной реальностью этого мира – оно так же имеет верх и низ, хотя всё это относительно, потому что такие координаты в космосе отсутствуют. И люди, живущие на юге Австралии, не ходят вниз головой, а те, которые живут в Мурманске, не занимают противоположные им позиции. Для Альберта Эйнштейна предельная скорость света и передачи информации равна 300 000км\сек., но это ограничение верно для проявленного мира и не соответствует современным открытиям сделанным в квантовой физике. Можно сказать, что у Альберта Эйнштейна Мироздание по своей глубине было меньшего размера, чем это известно современным физикам.

Люди, посвятившие свою жизнь духовной работе, в начале своего пути в центральной части своего мировоззрения ставят самого себя и стремятся очиститься от всевозможных влияний этого проявленного мира, но для того, чтобы это стало возможным, они исследуют внутри себя состояния, вызываемые всевозможными значимостями проявленного мира. Сам по себе процесс исследования различных состояний ведёт к тому, что человек отделяется от них, что позволяет сделать их объектом исследования и, кроме того, исследуемые состояния, на которые направлено внутреннее внимание человека, уменьшаются в своей интенсивности, что препятствует их реализации не только во внешнем мире, но и внутри самого человека.