Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВСЁ ИМЕЕТ СВОЙ СПЕКТР

--

Обновлённый вариант

Здесь мы рассмотрим одно из намерений жизни, проявляющееся в целом спектре человеческих стремлений, к которым следует отнести всевозможные влечения, соблазны, желания, побуждения и жажду знаний. Все эти состояния, в зависимости от уровня сознания, проявляются по-своему. Но в любом случае, все эти варианты намерения жизни, подобно ветвистому дереву имеют общий источник энергии. Можно все эти состояния называть общим словом – стремления, но более правильным было бы назвать их соблазном, который и порождает стремления.

Соблазн состоит из двух частей, одна из которых находится в человеке, или в каком угодно другом живом существе, а другая – во внешнем мире. Человека в таком случае можно сравнивать с «деревом познания добра и зла». Действительно, в зависимости от уровня сознания, человек может стремиться познавать, как добро, так и зло. И не только познавать, но и реализовать их в себе. Почему в себе? Потому что любые реализации человека во внешнем мире становятся возможными только тогда, когда человек сформирует внутри себя модель или план необходимой реализации. Тогда, любая активность человека во внешнем мире характеризует какую-то его психологическую особенность. Не напрасно Иисус Христос однажды сказал: «по делам их узнаете их». И вот, физическое тело, подчиняясь физическому уму, обеспокоено выживанием – его соблазняет то, что способствует выживанию. Витальный ум стремится не только к удовольствиям, но через него проявляют себя чувства любви, радости, печали, ненависти и другие состояния. Но витал порождает и сильные витальные страсти, честолюбие, гордыню, жажду славы, стремление к обладанию, привязанности и антипатии, желания и отвращения. Для низшей витальной части характерны, мелкие желания и чувства, тщеславие, жажда похвалы, чревоугодие, жадность, зависть, злоба, ревность и похоть, и всевозможные мелкие влечения. Высшее витальное проявляет себя в сфере созидания и творчества, стремления к победе, в нём проявляет себя любовь к родине и способность к состраданию. Высшее витальное в человеке проявляет себя и в стремлениях к познанию реальности мира и самого себя на путях своего высшего предназначения. Ум можно рассматривать, как операционную систему, которая воспринимает реальность мира, манипулируя его элементами, и формирует соответствующее суждение. Сознание человека имеет два уровня – внешний и внутренний. Внешний уровень сознания используется человеком в его повседневной жизни, в то же время внутреннее сознание, о котором мы практически ничего не знаем, но под влиянием внутренней работы на духовном пути, внутреннее сознание начинает раскрываться, что позволяет нам в глубины своего существа и, осознавая состояния и процессы, происходящие там, получать необходимый в духовной работе опыт. И если в начале духовного пути внешний мир воспринимается как единственная реальность, в которой человек проявляет определённую активность в состоянии бодрствования то по мере всё большего углубления в духовную практику внутренний мир становится единственной реальностью, а внешний мир воспринимается как иллюзия, нечто внешнее и поверхностное. Внутреннее сознание для вас становится местом, в котором вы можете находиться в состоянии глубокого покоя, света, любви. И тогда вы осознаёте своё единство с Божественным и Матерью. И это время, когда начинается постепенная трансформация внешнего сознания, которое становится инструментом сознания внутреннего. Это человек осознаёт, как состояние покоя, который заполняет всё его внешнее существо. Именно этот этап духовной работы человека имел в виду Шри Ауробиндо, когда сказал о необходимости жить изнутри.

Судьба обывателя ведёт его путями соблазнов и автоматизмов. И чем ниже сознание человека, тем более примитивные соблазны могут овладеть этим человеком. Спектр сознания человека, в отличие от сознания животных, расширен как в сторону более низких планов сознания, так и в направлении более высоких планов сознания. Это было необходимостью, так-как позволило человеку перешагнуть верхнюю черту, ограничивавшую возможности его духовного роста. Но одновременно с этим перед человеком открылась возможность падения на те уровни сознания, которые значительно ниже сознания животных. В связи с этим, диапазон соблазнов для человека в значительной мере расширился. Здесь рассматривается не только нисхождение сознания по ступеням соблазнов, но и, соответственно, восхождение его, так как в основе этих движений находится один и тот же принцип: внутренняя готовность к соблазну и внешние условия, содержащие в себе объект соблазна. Этими объектами могут быть не только материальные ценности или обстоятельства, соблазняющие человека к определённым взаимоотношениям с ними, но и идеи, и различного рода необходимости, определяющие направления человеческой судьбы. Таким образом, пути человеческой судьбы, будут ли они идти в нисходящем или восходящем направлении, определяются внутренней готовностью человека, позади которой стоят сатанинские или божественные силы. И, кажется, что человек неволен в выборе соблазнов, потому что предпочтения создаются Богом или дьяволом – можно сказать, что эти две силы в зависимости от того, какая из них преобладает, делают соответствующий выбор. В действительности, это не так, потому что в период осознания человеком какого-либо соблазна у него появляется возможность или следовать ему, или же отказаться и противостоять ему. Но, конечно же, человек должен осознать проявления в нём влечения к соблазну. Практически, любые эмоциональные состояния, возникающие у человека – это проявления в нём соответствующих соблазнов, которые требуют своей реализации. И если человек будет достаточно восприимчив и сознателен, то он всегда может реализовать соблазн или же воспротивиться его реализации.

Мы однажды говорили о том, что в человеке любые состояния и возможности проявляются одновременно со своими противоположностями, т. е. одновременно с положительным соблазном проявляется и его противоположность. Но человек воспринимает только тот соблазн, которому он созвучен. Поэтому, осознав проявление какого-либо соблазна, имеющего в своей основе отрицательные влечения или эмоциональные состояния, и не позволив ему реализоваться, человек, этим самым, даёт возможность положительным проявлениям реализовать себя. Таким образом, духовный искатель постепенно поднимается на следующую более высокую ступень сознания не только тогда, когда он осознаёт в себе состояние покоя и неподвижности своей внутренней атмосферы, но и тогда, когда противостоит низким соблазнам.

Ум, как мы уже говорили прежде, не является средством получения знаний, но только инструментом, превращающим знания в информацию. И в зависимости от качеств ума, эта информация может у другого человека вызвать созвучие с соответствующими знаниями в нем, или же восприниматься человеком как бессмысленный набор слов. Каждый человек имеет связь с океаном знаний всего Мироздания, но способен воспринимать только ту их часть, к которой он внутренне готов. Для каждого человека на путях получения знаний существует своя стартовая позиция, можно даже сказать – точка или ноль. С этого ноля начинаются все пути познания самого себя и реальности мира. И в то же время у каждого человека только определённые возможности находятся в состоянии готовности к раскрытию и получению знаний. Когда эти возможности начинают раскрываться, то у человека возникает интерес к чему-то. В дальнейшем по мере раскрытия возможностей, этот интерес возрастает, и человек начинает проявлять активность в направлении проснувшегося в нём интереса. Если человек внимательно исследует различные состояния внутри себя, то он может обнаружить, что проявлению любого интереса предшествует соответствующее вопросительное состояние. Это состояние будет сопровождать познавательную деятельность человека, и поддерживать её, на всём протяжении процесса познания. При снижении интенсивности вопросительного состояния снижается и интерес человека и его познавательная деятельность. Хочу напомнить, что любая деятельность человека, даже его автоматизмы, всегда содержит в себе что-либо новое, так как человек текучее существо и в определённых пределах изменяющееся в зависимости от внутренних фоновых эмоциональных состояний и от внешних обстоятельств. И есть ещё одна очень важная составляющая человеческой природы: любой жизненный опыт человека обязательно оставляет след на генетическом уровне. идеи, которым следуют люди, их интересы и предпочтения, формирующиеся в течение одной человеческой жизни, могут передаваться по наследству как предрасположенности, а если родившийся человек будет следовать этим предрасположенностям, то в дальнейших поколениях они станут основой мировоззрения человека и определять направление его интересов и соответствующей активности в течение всей его жизни. Более того генетическая система человека  является своеобразным приёмопередающим устройством, которое связывает человека со всем Мирозданием, преимущественно с теми его силами и планами сознания, которым по своей внутренней структуре этот человек соответствует. Зная это, мы должны быть внимательными к тому информационному потоку, который трансформирует наше сознание и к тем состояниям, которые трансформируют нашу личность на глубинном, генетическом уровне. Но о вопросах воспитания и самовоспитания мы поговорим в следующий раз.