Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЛОВУШКИ ВНИМАНИЯ

--

 

Мы с вами уже говорили о верхних и нижних ограничительных пределах, между которыми обычно проходит вся человеческая жизнь. Но для большинства людей пределы подобны заборам, за которыми находятся всевозможные соблазны. Причём, для каждого человека там находятся свои соблазны, потому что семена соблазнов человек носит с собой. Но, чтобы они проросли и объединились с какой-то частью внешней реальности, необходимо их созвучие с этой реальностью. Другими словами, семя соблазна в человеке должно быть готовым к тому, чтобы прорасти. Одна и та же внешняя реальность может соблазнить одного человека, если он готов к этому, и оставить равнодушным другого. Между верхним и нижним пределами находится всё, что человек уже знает, умеет, все его автоматизмы и все его определённости, и даже те возможности, которые ещё не раскрыты, но могут раскрыться в будущем. Семена соблазнов так же находятся между этими двумя пределами, и они почти всегда связаны с животными инстинктами человека или же его генетическими предрасположенностями.

В любой внешней деятельности человека участвует не только его внешнее внимание, но и его внимание внутреннее, которое определяет направление внешней деятельности и удерживает все системы человека в направлении его внешней активности. При осознанной деятельности человека его «Свидетель» находится над внутренним и внешним вниманием, но очень часто, «Свидетель» оказывается отделённым, как от внешнего, так и от внутреннего внимания человека. Это происходит, когда деятельность человека сопровождается ярко выраженными эмоциональными состояниями. При этом, поток эмоций отсекает «Свидетеля» от направленной активности человека, который оказывается в ловушке эмоционального состояния, иногда увеличивающегося за пределы допустимого. Человек в этот период времени отсечён от контроля со стороны «Свидетеля» и, очень часто, остаётся в ловушке своих неосознаваемых им дел, или до полного истощения энергии, отпущенной организмом на эти дела, или же до завершения реализации, часто не осознаваемого, намерения.

Обычно человек находится в ловушке своих автоматизмов и привычных дел между своих изначальных верхнего и нижнего пределов. При этом, сознание его пробуждается только в периоды изменения направлений его действий, затем гаснет и дальнейшие действия совершаются автоматически или под контролем ума, который можно сравнить с программой биоробота. И так у большинства людей проходит вся жизнь. И даже тогда, когда человек чему-то обучается, то в этом, в основном, принимает участие его ум, но не сознание.

Соблазны, находящиеся за верхним и нижним пределами, увлекают человека только в том случае, если он внутренне готов выйти за пределы границ дозволенного. Состояние готовности характеризуется тем, что человек не видит другого выбора и его эмоциональное состояние, которое он воспринимает как побуждение следовать соблазну, сосредоточено только на его реализации. При этом, человек не осознаёт возможные последствия, потому что его внутренняя вселенная в это время суживается до размеров соблазна и в ней не остаётся места для контроля над собой. такая ситуация для человека, захваченного соблазном может выглядеть фатально. И тогда возникает вопрос, а можно ли обвинять человека в его поступках, над которыми он был неволен? – Можно и даже нужно, так как семя возможного соблазна прорастает в человеке по мере того, как он потакает определённым влечениям, что однажды приведёт к тому, что человек попадёт в ловушку соблазна.

В действительности, человек постоянно находится в  какой-то одной из ловушек соблазна, потому что всё, что находится между верхними и нижними пределами его внутренней вселенной состоит из привычных для человека ловушек соблазнов. Причём, если человек попадает в ловушки соблазнов, которые находятся за пределами нижней черты в его внутренней вселенной, то его активность в таких случаях, почти всегда, остаётся бесконтрольной, так как человек в этот период находится в состоянии бессознательности. И если глубина бессознательности достаточно велика, то человек, после произошедшего события может совершенно не помнить о нём. Повторные попадания в одни и те же ловушки, находящиеся за нижними пределами внутренней вселенной человека, обязательно приведут к тому, что ловушка, которой был прежде неоднократно соблазнён человек, постепенно становится частью его обыденной жизни. Но мы помним, что человек, оказавшийся в этой ловушке, действовал практически бессознательно, и теперь, когда эта ловушка стала частью его обыденности, то можно сказать, что человек к прежним ловушкам жизни, которые находятся между верхними и нижними пределами, добавил ещё одну такую же, в которой он так же бессознателен. Таким образом, между верхними и нижними пределами постепенно скапливаются всевозможные комплексы, в которых человек далеко не всегда сознателен. Эти комплексы можно сравнить с шаблонами, которые использует человек при взаимоотношениях с внешней реальностью. А взаимоотношения между внешней реальностью мира и внутренней реальностью человека, можно сравнить с перетягиванием каната, в котором обыватель часто оказывается побеждённой стороной. Низшей природе может противостоять только внутренне собранный и сознательный человек, что становится возможным в тех случаях, когда человек переступает верхнюю черту пределов своей внутренней вселенной. Это имеет первостепенное значение, так как в отличие от расширения внутренней вселенной человека за границы нижних пределов, которые ведут к повышению бессознательности человека, расширение его внутренней вселенной за пределы верхней границы полусознательной жизни человека, повышает его осознанность.

Низшая природа, стремясь не выпустить человека за пределы своих внутренних ловушек, пытается всевозможными соблазнами удержать его в пределах своей власти. И конечно же, всё это она делает не только используя животные инстинкты человека и его генетические предрасположенности, которые он приобрёл от своих родителей, но и создавая всевозможные внешние обстоятельства, порождающие соблазны, увлекающие людей в приготовленные для них ловушки.

Но все усилия, прилагаемые низшей природой для удержания человека в пределах своих влияний, бесперспективны, так как в человеке есть Божественная душа, которая в своих перевоплощениях созревает, растёт и однажды начинает трансформировать сознание человека. У каждого человека есть своё предназначение в этом мире, но те люди, Божественная душа которых – Психическое существо – достигла достаточной зрелости, стремятся к предназначениям, которые ведут человека к ценностям запредельным, не имеющим отношения к значимостям этого проявленного мира. И человек, сознание которого достаточно трансформировано его Божественной душой, однажды осознаёт своё истинное предназначение и оставляет все значимости этого материального мира, жертвуя их ради бесконечного восхождения сознания, к которому стремиться его душа.

Но и в этом случае используется тот же самый принцип, который применяет низшая природа для удержания человека в своей власти – в сознании человека должны созреть семена духовного соблазна, созвучные планам сознания, находящимся выше черты верхнего предела обыденности. И когда сознание человека становится созвучным с более высоким планом сознания, черта верхнего предела передвигается в сторону более высокого сознания и внутренняя вселенная человека освещается более высоким светом сознания.

Но низшая природа и в таких случаях не оставляет попыток удержать человека в пределах своих влияний. Для этой цели она использует все внешние средства, ограничивающие возможности человека, стремясь сузить их до крайнего предела выживаемости, в которых человек вынужден отдавать своё время и силы сохранению своей целостности и человечности.