Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НА ПУТЯХ ПОЗНАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ МИРА

--

 

 

«Потусторонние небеса – велики и удивительны,

но гораздо более велики и более удивительны

небеса внутри нас».  

Сатпрем

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал «всем этим». «…Всем этим» – это всем сущим в Мироздании. И это произошло в очередное утро Брамы, на смену которому пришёл день Брамы, а затем наступит вечер Брамы и на этом бесконечный восходящий цикл дней и ночей Брамы завершит свой очередной виток бесконечной спирали эволюции и наступит ночь Брамы.

И каждый день Брамы – это не только следующий виток бесконечной спирали восхождения сознания, но это рождение нового высочайшего плана сознания, благодаря чему все планы Мироздания поднимаются на более высокий уровень сознания или, можно сказать, всё Мироздание делает очередной шаг в направлении бесконечного совершенства.

Любые формы жизни на Земле и в бесчисленных мирах Мироздания, от простейших до высоко развитых духовных существ – это не только средства, противостоящие энтропии – угасанию и смерти Мироздания, но и выполняющие ту часть работы Божественного на пути к бесконечному совершенству, которая соответствует их предназначению. Практически, любая форма активности живых организмов, от инстинктивного поиска пищи и удовлетворение других инстинктов, до разумной деятельности человека (на Земле), выходящей за пределы инстинктов – всё это способы познания реальности мира на различных планах сознания. Любые усилия и стремления – это так же варианты познания реальности мира. Каждый человек познаёт ту часть реальности, которая соответствует уровню его сознания. И даже судьба, через которую проходит вся человеческая жизнь, обогащает человека и его Божественную душу – Психическое существо, необходимым для роста сознания опытом. Правда, опыт, получаемый человеком и его Божественной душой, имеет разные цели, но, тем не менее, понимание человеком реальности мира в значительной степени меняется, по мере накопления им жизненного опыта.

Проявленный мир с его значимостями можно сравнить с сортировочным пунктом Мироздания, в котором каждому человеку определяется его судьба, в соответствии с уровнем его сознания. Это можно представить в виде круга, самые нижние части которого окрашены в чёрный цвет, постепенно переходящий в чистый белый цвет в верхней его части. Судьба каждого человека начинается в левой части этого круга, выше или ниже его экватора и зигзагами устремляется к правой его стороне. У одних людей эта кривая по наклонной опускается в нижние его части, у других постепенно поднимается вверх, и есть третий вариант, когда зигзаги судьбы, поднимаясь вверх, становятся всё менее выражены и в какой-то своей части превращаются в прямую, устремлённую круто вверх и выходящую за пределы круга проявленного мира. При этом, линии судьбы могут быть не одинаковой длины, но большинство из них заканчиваются внутри круга, который здесь является символом проявленного мира, и только судьба немногих людей выходит за пределы проявленного мира. Дело в том, что у человека, искренно следующего внутренним путём, все части его существа постепенно формируются вокруг Психического существа, выполняя его волю. И даже если при жизни этот человек не получит просветления, то после того, как он оставит своё тело земле, его личность не распадётся на отдельные витальные и ментальные фрагменты, каждая из которых, в таких случаях, имеет свою посмертную судьбу, но в единстве с Психическим существом уйдёт на Психический план реальности Мироздания, чтобы в дальнейшем осознанно воплотиться на Земле для продолжения духовной работы.

Когда мы осознаём в себе поток Божественного намерения, которое человек воспринимает как собственное намерение, то воспринимаем его на уровне разума тела, как стремление к жизни и всего, что необходимо для этого. Осознавая на уровне витала, мы воспринимаем Божественное намерение, как стремление к благополучию и удовольствиям. Осознание на уровне ума, воспринимается нами, как необходимость получить нужную для нас информацию. На более высоких уровнях сознания стремление Божественного намерения мы воспринимаем, как стремление к знаниям. Действительно, любые события, через которые проходят живые существа, формируют в них опыт, который в значительной степени сокращает путь от формирования намерения, до его реализации. В некоторых людях стремления к знаниям выходят за пределы необходимости выживания, что свидетельствует о глубоких, неосознаваемых человеком уровнях стремления к жизни и знаниям. Таким образом, те усилия, которые прилагает человек на путях жизни и знаний, являются частью Божественного намерения, направленного к овладению и познанию бесконечного совершенства. 

Стремления к духовным знаниям – это намерение человеческой души – Психического существа и каузального тела, которые, конечно же, так же являются частью потока Божественного намерения. Тогда, мы можем сказать, что человек становится тем, что он «ест».

Чтобы стать Гностическим существом, человеку нужна «пища» отличная от пищи обывателя, удовлетворённого значимостями проявленного мира. Этой пищей являются знания, но не информация, необходимая для ума. Вершиной этих знаний является понимание, объединяющее в единую систему необходимостей противоположности проявленного мира и способствующее осознанию этого. На каждой ступени эволюции сознания «пища» должна соответствовать этой ступени. Так, для власть имущих основной пищей является власть, для богатых – богатство, для бедных, стремящихся выжить «пищей» является минимум материальных благ и надежды на лучшее будущее. Для всех обывателей, смысл жизни которых может быть реализован в пределах этого проявленного мира, к любой «пище» приправой является собственная значимость. Гностическое существо не только «питается» знаниями, но и постепенно освобождается от многих видов «пищи», традиционной для проявленного мира с его значимостями.

Каждый человек, для достижения смысла жизни должен постоянно делать осознанные направленные усилия, чтобы добывать для себя, соответствующую уровню его сознания «пищу» и удерживать её, не давая ей уменьшаться. При этом он должен осознанно относиться к той «пище», которая необходима для его существования в этом проявленном мире. Но эта «пища» является только средством, поддерживающим его жизнь, целью которой является его устремлённость на духовном пути.

На духовном пути очень важно быть сознательным, когда не только видишь, свои дела, но и осознаёшь своё намерение и внутренние состояния, сопровождающие свою направленную активность. Здесь можно вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он говорил о необходимости жить изнутри. Все наши намерения должны быть осознанны, и мы не должны скользить по поверхности наших взаимоотношений с реальностью мира, и все наши взаимоотношения с реальностью мира не должны быть автоматическими, но предварительно осознанными, чтобы быть максимально адекватными обстоятельствам. Мы должны помнить, что каждый человек живёт преимущественно на своём плане сознания, поэтому, понимание одной и той же реальности может в значительной степени не совпадать.

Очень важно, чтобы наши намерения были осознанными и упорядоченными. Нет на Земле двух людей, намерения которых бы полностью совпадали. И каждый человек по-своему их упорядочивает. Большинство людей пользуются прежними наработанными упорядоченностями, но это непродуктивный способ формирования намерения для предстоящей какой-либо деятельности, т.к. любое намерение, не обновляемое достаточно часто, постепенно разрушается и отсюда, деятельность человека не имеет под собой надёжной опоры. Намерения могут быть большими и короткими. Или, другими словами, –они могут иметь стратегическое значение или же быть тактическими, которые реализуются прямо сейчас. Чем более чётким и последовательным будет намерение, тем эффективнее будет его реализация. Но, если человек продумал последовательность своих действий, необходимых для реализации его намерения, но саму реализацию отложил, скажем, на тридцать минут, то за это время его намерение может в значительной степени потерять свою энергию и эффективность его реализации будет ниже ожидаемой. Но если человеку сегодня предстоит та же самая работа, которую он делал вчера, то между вчерашним намерением и сегодняшним будет значительное количество других намерений, которые во многом исказят вчерашнее намерение и опираться на него в сегодняшней деятельности, даже если она аналогична вчерашней, не следует. Когда намерение человека к какой-либо деятельности полностью сформировано, то человеку уже нечего к нему добавить и, кроме того, у него появляется уверенность в том, что его работа будет сделана максимально для него эффективно. Сформированное человеком какое-то конкретное намерение, создаёт у него состояние готовности. В этом состоянии у человека нет побуждения отвлекаться на что-либо, напротив, до начала реализации состояния готовности человек стремится к уединению, что понять можно, так как в таком случае состояние готовности остаётся целостным и нерушимым до процесса его реализации.

В тех случаях, когда человек часто, например, ежедневно, реализует разные грани одного и того же стратегического намерения, то на более глубоких или же более высоких уровнях его сознания формируется основное намерение, возможно, всей его жизни. Это в значительной степени влияет на эффективность формирования состояния готовности к тем видам деятельности, которые соответствуют стратегическому намерению этого человека.

При формировании намерения (состояния готовности) важным является захваченность идеей, которая лежит в основе намерения человека, или процессом, захватившим эмоциональную сферу человека. Захваченности идеями или процессами могут быть как созидательными, так и разрушительными, они могут быть продолжительными и кратковременными, например, до реализации идеи или эмоционального состояния. Поэтому, человек должен помнить, что строителями в нём идей и эмоциональных состояний могут быть как тёмные, так и светлые силы.