Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПРИНЦИПАХ ЖИЗНИ

--

 

У Бога нет ничего случайного, всё существующее в Мироздании является необходимостью. Поэтому структура проявленного мира и различные формы жизни, населяющие нашу планету Земля так же не случайны и необходимы. Но если всё сущее не случайно и даже необходимо, то, конечно же, всё это должно соответствовать определённой цели. Необходимость реализуется в настоящий момент, но целью любой необходимости является будущее. Всё происходит ради будущего.

Знакомясь с историей жизни на Земле мы обнаруживаем, что основным её процессом является эволюция от простого к сложному, от несознательного к сознательному, и всё это происходит ради будущего, которое создаётся в каждое последующее мгновение настоящего. Следовательно, говорит о Боге, как о создателе всего сущего в Мироздании будет не совсем правильным, так как созданное, сотворённое, сформированное – это нечто уже готовое, завершённое, у которого могут быть какие-то проблемы, например, связанные с его выживанием, но теряется смысл творения. Действительно, сегодня астрономы обнаружили уже более триллиона малых и больших галактик, в каждой из которых сотни миллиардов звёзд и вокруг многих из них вращаются планеты, на которых, возможно, обитают различные формы жизни, которые так же эволюционируют от простого к сложному и от бессознательного к сознательному. Кроме того, в Мироздании существует великое множество вселенных или планов сознания, в которых так же обитают всевозможные формы жизни, соответствующие по уровню своего сознания тем вселенным, в которых они обитают. И знание всего этого даёт нам право утверждать, что Мироздание – это Великое тело Бога, а все процессы, протекающие в мириадах живых существ – это Его способ бытия, устремлённый к бесконечному совершенству, и вечному восхождению сознания. Поэтому, какие бы ни были условия жизни, они имеют одну и ту же цель – восхождение сознания. Возможно, на других планетах в нашей галактике Млечный путь, или же в каких-то других галактиках, условия для эволюции сознания совершенно иные, что зависит и от форм жизни и от изначального уровня их сознания, Но в любом случае, условия существования любых форм жизни всегда соответствуют эволюции их сознания. При этом, мы должны знать, что когда речь идёт об эволюции сознания на какой-то отдельно взятой планете, например, такой как наша планета Земля, то в эволюционном процессе участвуют все формы жизни и даже сама планета, являющаяся опорой пирамиды жизни, на вершине которой находится человек сознательный.

Любые усилия, прилагаемые различными формами жизни, где бы то ни было в Мироздании – это всегда стремление приспособиться к обстоятельствам так, чтобы выжить и дать потомство. Приспособиться – это или изменить себя, чтобы соответствовать внешним условиям, или же изменить внешние условия так, чтобы в них стало возможным выживание. Но, в любом случае, при этом должны произойти внутренние изменения. У человека, при этом, основные изменения происходят на уровне сознания, которые у различных людей могут иметь не одинаковые направления. Можно сказать, что каждый человек приспосабливается по-своему, в зависимости от уровня своего сознания.

Современное человечество можно разделить на две неравные категории – человек разумный и человек духовный. Разумное человечество представляет собой подавляющее большинство, в котором степень разумности отдельных людей может значительно отличаться в самых различных своих проявлениях. Но у разумного человечества есть одна общая особенность – все люди, относящиеся к этой категории, привязаны к значимостям этого мира, которые для них являются опорой и смыслом их жизни. И этот принцип верен для всех разумных людей от нищего, до сверхбогатого и от бомжа до президента, поэтому, всё это подавляющее большинство относят к категории обывателей.

Духовная часть человечества представляет собой незначительное число людей, судьбы и интересы которых не связаны с общепринятыми значимостями этого проявленного мира. Этих людей иногда называют ищущими, так как они хотят найти смысл своей жизни и следовать ему. Их не удовлетворяет жизнь человека – обывателя. Они понимают, что быть такими как все – это способ бессознательного существования, при котором человек следует своим инстинктам и программам низшей природы. Со временем эти люди начинают понимать, проявленный мир, в действительности является средством для реализации человеком своего истинного предназначения. И в то же время, этот же самый проявленный мир выполняет в эволюции сознания человека ещё одну, очень важную задачу – он разделяет всех людей по степени их готовности к реализации высшего Божественного предназначения. И если всё человечество можно представить в виде социально-духовной пирамиды, то только верхние уровни её, представляют собой людей, стремления которых соответствуют их истинному Божественному предназначению. Переходный уровень между человеком разумным (обывателем) и человеком духовным занимают люди науки, стремящиеся познать тайны мироздания при помощи внешних средств.

Это интересно, но социально-духовная пирамида человечества, удерживает каждого человека на том её уровне, который соответствует состоянию его сознания. Каждому уровню сознания человека соответствуют свои интересы и стремления, своя внешняя и внутренняя опора, и, соответственно, своя позиция и свои принципы жизни. Люди науки и те, кто посвятили свою жизнь духовной работе, находящиеся на близких к вершине параллельных уровнях социально-духовной пирамиды, словно протягивают друг другу руки, прикосновения которых  создаёт единство всего человечества, в котором каждый уровень социально-духовной пирамиды необходим в устремлённости всего человечества к реализации своего предназначения. И, кажется, нет ничего общего между основанием и вершиной пирамиды, так как основание, точно свинцовый балласт удерживает всю человеческую пирамиду от её устремлённости к бесконечному совершенству. Но, обратите внимание на то, что устремлённость к бесконечному совершенству имеет свои корни в теле пирамиды. И тогда мы можем думать, что всё происходящее в теле многомиллиардного человечества, необходимо для существования человеческой духовной устремлённости. И мы должны понимать, что власть и богатства в этой пирамиде не могут принадлежать тем, которые создают все материальные ценности этого мира, они принадлежать тем, которые присваивают и распределяют эти ценности. И справедливость или несправедливость любой государственной системы зависит от того, как распределяются материальные ценности, созданные людьми.

Говоря о духовной части человечества, мы должны знать, что состояние духовности человека тесно связано с действительной реальностью динамики Мироздания, без осознания которой трудно понять устремлённость человека к бесконечному совершенству.

Всё Мироздание можно представить в виде беспредельного космического цветка. Этот цветок не похож ни на один из земных цветов, так как он в период дня Брамы распускается одновременно во всех направлениях, а в период ночи Брамы снова погружается вовнутрь себя, замыкаясь в золотое яйцо – Хираньягарбха. В период своего расцвета все планы сознания и все живые и не живые объекты мироздания погружены в изначальную субстанцию, которую современные учёные называют субквантовой реальностью, особенности которой не совпадают с особенностями и законами проявленного мира.

Современные физики стоят только вначале пути бесконечного познания субквантовой реальности мира. Но уже известно, что в субквантовой реальности Мироздания информация и время имеют мгновенные скорости. Поэтому, на глубинном уровне между всеми объектами Мироздания существуют мгновенные связи и только в проявленной реальности связи между любыми объектами не могут превзойти скорость света – триста тысяч километров в секунду. Мгновенные скорости информации и времени подразумевают, что на этом уровне реальности мира не может быть прошлого и будущего, а есть только настоящее, содержащее в себе все объекты мироздания от галактик и звёзд, и других небесных тел, до неисчислимого количества всевозможных бессмертных форм жизни. Бесчисленные формы жизни в мироздании, находящиеся в потоке времени проявленного мира, имеют своё прошлое, настоящее и будущее, имеют своё начало и свой конец. Все формы жизни, находящиеся под преимущественным влиянием проявленного мира и его времени – смертны, но в каждой из них есть бессмертная часть, которая поддерживает жизнь и определяет её судьбу. Если представить все формы жизни в виде пирамиды, то мы обнаружим, что на самых нижних уровнях пирамиды жизни находятся те живые организмы, в которых в минимальной степени представлена их бессмертная часть, управляющая их жизнью. И чем ближе к вершине пирамиды жизни, тем полнее представлена бессмертная часть. В человеке – это Дживатман, Психическое существо и Каузальное тело, принадлежащее супраментальному существу, которое проявляет себя в человеке как жажда знаний и благодать (ананда). Дживатман – неизменное вечное «Я» живого существа, которое воспринимается человеком как наблюдающее «Я», содержащее в себе Высший принцип Божественного бытия. Человек осознаёт этот Высший принцип, как пределы, за черту которых переходить не желательно, ни в своих мыслях, ни в своих намерениях, ни в своей деятельности, ни в каких бы то ни было отношениях с реальностью мира. Осознавая этот принцип как некую сознательную субстанцию как внутри себя, так и за пределами своего физического тела, человек воспринимает её как устремлённый на него неподвижный взор, всего Мироздания, а саму субстанцию как бесконечно текучую и в то же время неподвижную и неразрушимую. При этом, человек осознаёт, что сделав над собой усилие он может выйти за пределы этого принципа и не подчиниться ему в дальнейшем, и в то же время он понимает, что это приведёт его к непоправимой, безвозвратной утрате. Шри Ауробиндо воспринял осознание Дживатмана, как очередной этап в своей внутренней работе и полностью отдался его воле. Поэтому он утверждал, что в Интегральной Йоге (или на духовном пути, что одно и то же) необходимо не только то, чтобы Психическое существо вышло на передний план, но и единство сознания человека с Дживатманом. И здесь надо сказать несколько слов о Пуруше. Пуруша – это проекция Дживатмана – безмолвное сознание-свидетель, который воспринимает всевозможные проявления Природы в человеке. И чем более восприимчивым становится человек, исследуя в себе проявления Природы, тем в большей степени он освобождается от чувства собственного эго, удерживающее его привязанным к значимостям этого проявленного мира. Но, кажущаяся отделённость наблюдающего Пуруши от природы, в действительности существует только на поверхностном уровне. На глубинном уровне Пуруша и Природа едины, их отличие только в масштабах познания реальности мира. На уровне Природы познание реальности определяется необходимостью физического выживания. На более высоком уровне познания реальности мира, Пуруша не только исследует проявления в человеке Природы, отстраняясь от неё, но и становится господином её. Однажды он открывается превосходящим планам сознания, что раскрывает перед человеком возможности познания всей беспредельной реальности Мироздания. Конечно же у человека может возникнуть вопрос о роли знания, получаемое человеком как в судьбе, которая реализуется в этом проявленном мире, так и в его судьбе духовной. Само по себе стремление различных форм жизни к познанию является Божественным даром всему живому в мироздании. Любая активность различных форм жизни – это познание той части внешнего мира, которая является «полем» содержащем в себе всё необходимое для выживания. Человек – эволюционирующее существо и «полем», на котором реализуются его интересы, связанные с его предназначением, является всё Мироздание. Но, в действительности, большинство людей, в связи с невысоким уровнем своего сознания, привязаны к значимостям проявленного мира, бесчисленным количеством связей, которые воспитываются в человеке почти сразу же после рождения. И эти связи продолжают укрепляться при обучении человека и в период его социально-психологических взаимоотношений с реальностью мира. И только немногие из них пробуждаются для осознания смысла своей жизни, познания самих себя и  всей бесконечной реальности Мироздания. Познанное человеком всегда трансформирует его сознание по образу и подобию своему – познаёт ли человек реальность проявленного мира или же беспредельную реальность Мироздания. Кроме того, человек при познании мира, всегда вносит в него часть своих основных психологических особенностей, делая познаваемый мир или хуже, чем он был прежде, или же лучше. Но чаще познаваемый мир трансформирует самого человека. К этому следует добавить, что познание всегда происходит последовательно и нельзя познать ту реальность мира, которая скрыта за покровом непознанного. Только завершив предыдущий шаг познания, мы будем готовы к познанию того, что находится в направлении следующего шага. Познание можно сравнить со снятием покровов, что всегда влечёт за собой трансформацию сознания человека, благодаря чему он становится способен познавать реальность следующего более глубокого уровня реальности мира. Процесс познания реальности мироздания бесконечен, и Гностическое существо, которым однажды станет «человек разумный», не будет иметь прежние психологические и физические ограничения.