Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕЩЁ КОЕ ЧТО ОБ УПОРЯДОЧЕННОСТИ

--

 

Когда мы говорим о внутренней упорядоченности, то не имеем в виду любую упорядоченность. Например, на рабочем столе и дома может быть идеальный порядок, но это статика, в которой вещи расположены в определённом порядке. Внутренняя упорядоченность всегда имеет направленность, так как служит какой-то цели. И если цель изменится, то и упорядоченность обязательно должна измениться в соответствии с той целью, ради которой она формировалась. Внутренняя упорядоченность человека может формироваться вокруг какой-то идеи, какого-то намерения, и целью такой упорядоченности может стать определённое направление всей человеческой жизни. Любая идея, реализации которой человек посвящает всю свою жизнь, состоит из многих элементов, каждый из которых созвучен этой идее. Можно сказать, что внутренняя структура мировоззрения человека соответствует направлению его намерения, в основе которого всегда лежит определённая идея. И когда мы говорим о реализации намерения человека, которому подчинена вся человеческая жизнь, то имеем в виду, что эта реализация происходит ежедневно, постоянно, а не где-то в конце его жизни. В таком случае, человек может сказать о себе, что вся его жизнь без остатка посвящена реализации его определённого намерения. Итак, когда мы говорим о внутренней упорядоченности человека, то имеем в виду, что она является следствием реализации его намерения, а оно, в свою очередь, своим источником имеет определённую идею. Уровень внутренней упорядоченности и собранности свидетельствует о степени готовности человека к реализации своего великого намерения. В действительности, реализации великого намерения, заполняющего собою всю человеческую жизнь, возможна только тогда, когда человек в своём повседневном существовании все свои дела и все свои интересы и стремления постепенно во всё большей степени подчиняет основному намерению всей своей жизни.

У каждого человека есть своё понимание смысла жизни и своего предназначения в ней. Но это почти всегда не совпадает с руслом судьбы человека, которая изначально определена ему. Но иногда стремления человека уже в начале его жизни совпадает с его судьбой, и уже в раннем возрасте у него могут проявляться те его особенности, которые в более поздние периоды его жизни станут основными в его стремлениях. Мне вспомнился пятилетний мальчик – Данилка, который будучи со своими родителями в гостях, увидел на столе учебник английского языка. Он стал просить свою мать переписать из этого учебника алфавит, так как он хочет изучать английский язык. На вопрос, зачем это ему нужно, он воскликнул, что хочет всё знать!

Человеческая жизнь, как и всё в этом проявленном мире находится в циклических потоках времени. Всё имеет своё начало – подъём, ведущий к относительному совершенству, затем спад и завершение цикла. От начала и до подъёма, целью которого является относительное совершенство, происходит формирование структур, необходимых для выживания и выполнения предназначения человека на Земле. Затем, в период спада, идёт постепенное разрушение структур, сформированных прежде, что в значительной степени уменьшает возможности человека, необходимые и для выживания, и для выполнения своего предназначения. И однажды цикл завершается, у одних раньше, у других позже, потому что у каждого человека свой цикл времени. Более того, в период жизненного спада, когда происходит разрушение внутренней упорядоченности, вначале происходит распад интересов человека, циклы времени ускоряются, приводя его физическое сознание и поле его мировоззрения в состояние хаоса. Это приводит к тому, что человек постепенно сдаёт свои позиции жизни, распадающиеся интересы уже не имеют необходимой энергии для своей реализации и гаснут…

Ещё какие-то сто лет тому назад у каждого человека был один внешний мир, взаимодействуя с которым человек приобретал опыт, меняясь психологически, социально и духовно. Человек мог в какой-то степени предвидеть будущее, которое во многом могло быть похожим на настоящее, так как социальные процессы во внешнем мире шли не так стремительно, и не так непредсказуемо, как в современном мире. Человеку в современном мире труднее приспосабливаться к реальности мира с его значимостями. Тем более что на фоне действительной реальности мира появилась ещё одна – иллюзорная реальность, порождённая телевидением и интернетом. Другими словами, стало труднее формировать внутреннюю определённость, которая всегда являлась психологической и социальной опорой личности человека. И появилось целое поколение людей, во внутреннем мире которых в океане хаоса существуют только островки определённости. В связи с чем, эти люди вынуждены опираться на предложенные им внешние, очень часто ложные обещания и мнения. Привыкнув к изначальной неупорядоченности своего сознания, люди приняли это как естественное состояние самих себя и окружающего их мира, что привело к распаду не только многих социальных правил взаимоотношений между людьми, но и внутренних человеческих качеств. Животная природа в человеке имеет более древнее происхождение и, в связи с этим, более устойчива к всевозможным внешним изменениям, а более поздние приобретения человека, связанные с более высокими уровнями его сознания, ещё не настолько устойчивы, чтобы выдержать все сложности современного мира. Это является одной из причин снижения высокой человеческой морали, чувства справедливости и чувства долга и сострадания к тем, которые в силу определённых обстоятельств оказались на нижних уровнях социальной пирамиды.

В этих условиях, человеку идущему духовным путём, намного сложнее сформировать в своём сознании и своём мировоззрении упорядоченность, которая бы соответствовала их устремлённости. И сама внутренняя структура сознания и внешние изменчивые обстоятельства в значительной степени затрудняют работу духовного искателя. Но, «дорогу осилит идущий», и если человек, осознавший своё духовное предназначение, постепенно, начиная с немногого, будет настойчиво формировать в себе те определённости, которые в дальнейшем станут для него прочной опорой на его внутреннем пути, то, таким образом, сформированная внутренняя определённость, поддерживаемая постоянной работой над собой духовного искателя, и растущая в связи с его устремлённостью в направлении всё возрастающего совершенства, станет не только опорой всей его жизни, но и отодвинет на неопределённое время ту часть его жизни, которая однажды должна придти  в состояние распада и хаоса. Шри Ауробиндо незадолго до своего ухода на план Верховного разума, говорил, что до его возвращения на Землю в супраментальном теле, на Земле появится возможность для духовных искателей продлевать свою жизнь до тех пор, пока их тело будет проходить полную трансформацию от человека разумного до супраментального гностического существа. Шри Ауробиндо даже указывал, что для полной трансформации всего человеческого существа может понадобиться от ста пятидесяти до двухсот лет.

При формировании внутренней определённости, духовный искатель должен  постепенно освобождаться от всего, что может отвлекать его от внутренней работы. К такого рода отвлечениям могут относиться всевозможные мелкие привычки и различные витальные захваченности. Обычно, человек осознав необязательность этих элементов не спешит расставаться с ними, так как они доставляют ему ложное чувство отдыха, который как может считать человек, является необходимым, чтобы в дальнейшем максимально быть сосредоточенным на основной работе. Очень часто, человек забывает, что любая его деятельность требует соответствующей внутренней настройки и определённости, без чего непродуктивной является не только основная работа человека, но и его «отдых», ради которого он должен был заменить основную внутреннюю определённость на второстепенную, которая, как он осознает позже, никогда не являлась помощью в его внутренней работе, но только мешала ей.