Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ХАОС И ПОРЯДОК

Петр Зорин

 

Эволюция имеет много граней, например, от меньшего совершенства к совершенству большему, от разрушительного к созидательному, от смерти к бессмертию, от неведения к знанию, от хаоса к порядку и т.д. Причём, каждая из противоположностей имеет свои деления. Но, обратите внимание, – в нижней части спектра находятся всё, что с позиции человечности, негативно – несовершенство, смерть, неведение, зло, хаос, страдание и т. п. Поднимаясь по спектру эволюции, мы к нашему удивлению, обнаруживаем, что он не имеет своего верхнего предела. И тогда, каждая грань эволюции имеет своё начало, но не имеет своего конца. Следовательно, идеи совершенства, истины, жизни, знаний, добра, счастья и радости, порядка и т.д., не являются чем-то фиксированным, но уходящим в бесконечность. Поэтому, эволюцию можно сравнить с лучом прожектора, направленного в небо – он имеет своё начало, но не имеет своего конца. Можно сказать, что каждому человеку дана возможность идти путём, который не имеет своих пределов – от несовершенства – к совершенству, от лжи – к истине, от неведения – к знанию, от хаоса – к порядку, от низкой восприимчивости – к высокой, от эмоциональной напряжённости – к глубокому покою и т.д. Но этому пути нет конца, и вы никогда не достигнете цели, к которой стремитесь, например, к абсолютному совершенству, или абсолютному покою. Было бы более правильным называть такие наши стремления путями. Например: путь знаний, путь совершенства, путь возрастающей восприимчивости, путь истины, путь упорядоченности.

Все эти пути, ведущие в бесконечность, вначале кажутся отделёнными друг от друга, но в дальнейшем они сливаются в единый путь или поток намерения, в котором результат работы в одном направлении влияют на результаты в других направлениях. И однажды вы осознаете, что идёте всеми путями одновременно, так как устремлены к совершенству.

Мать – Мирра Ришар, однажды в беседе с Сатпремом сказала, что человечество живёт в сумеречном мире. Конечно, она имела в виду не количество солнечного света, падающего на Землю, но состояние сознания людей. Человечество обитает в низшей сфере миров, спектр которого начинается от миров мрака и страданий и заканчивается мирами верховного разума, которые иногда называют планами богов. Основные планы сознания, проявляющиеся среди людей на Земле, занимают в этом спектре, приблизительно, центральное место, хотя в каждом человеке присутствуют в различной степени вибрации и других планов сознания всего спектра миров низшей сферы. И в очень немногих людях  иногда проявляются состояния, присущие планам Верховного разума.

Современного человека можно представить идущим по дороге, часть которой уже осталась позади. Надо идти вперёд, но для этого необходимо прилагать постоянные усилия, так как дорога всё время идёт в гору и иногда так хочется отдохнуть и бездумно поваляться на траве, глядя в бездонное голубое небо. И всё бы ничего, но по обе стороны от дороги так много всевозможных соблазнов, что устоять перед ними невозможно. Человек уже давно заметил, что вначале пути у него было много попутчиков, которые оживлённо обсуждали счастливое будущее, к которому все они стремились. Но постепенно толпа редела, соблазны завлекали  то одного, то другого из попутчиков человека. И вот теперь он один. Где-то далеко впереди человеку удалось рассмотреть одинокую фигуру, окружённую золотистым светом, ещё одного путника, который, не оглядываясь по сторонам на соблазны, упорно шёл вперёд, поднимаясь всё выше и выше по пути, который где-то в бесконечности над горизонтом упирался в небо.

Внутреннее внимание человека всегда первично. Это оно направляет внешнее внимание на различные объекты проявленного мира, только люди почти всегда не замечают этого, потому что вся их жизнь сосредоточена во внешнем мире.

Есть основные две силы, управляющие вниманием человека. Одна из них имеет свою опору в восходящем потоке Божественного намерения, целью которого является совершенство, другая – нисходящему потоку намерения, содержащему в себе всё, что препятствует восхождению сознания к совершенству. Каждая из этих сил стремится подчинить себе сознание человека. И если у человека (здесь необходимо называть его искателем), хотя бы частично сформирован в сознании «Свидетель», то он осознаёт эти силы, как сознательные индивидуальности, каждая из которых имеет своё намерение и, соответственно, свою волю. Первая из них способствует сосредоточению внимания искателя на его цели, вторая же – стремится отвлечь его внимание на что угодно, и этим самым, разрушить или хотя бы ослабить стремление человека к позитивной цели. В тех случаях, когда побеждает сила нисходящего потока намерения, то сознание человека опускается на более низкий уровень и, в соответствии с этим личность человека несколько трансформируется, не в лучшую сторону, так как из неё выпадает компонент более высокого плана сознания. Восприятие человеком реальности мира и его взаимоотношения с воспринятой реальностью, становятся менее упорядоченными, хотя и адекватными тому плану сознания, на который опустился человек. И тогда можно сказать, что каждый человек имеет свою индивидуальную адекватность, в своих взаимоотношениях с другими людьми и вообще с реальностью мира, которая другими людьми может восприниматься как совершенно неприемлемая и даже недопустимая. И чем в большей степени этот человек находится под влиянием нисходящих сил, тем ниже уровень его сознания.

Каждый план сознания имеет свою упорядоченность, и чем ниже план сознания, тем грубее выглядит упорядоченность. С позиций более высокого плана сознания упорядоченность низких планов сознания может выглядеть как хаос, а для человека, сознание которого созвучно низкому плану реальности мира, хаос вокруг и внутри него, кажется ему вполне допустимой упорядоченностью. На самом деле, упорядоченность в первую очередь касается внутреннего мира человека, а внешняя упорядоченность является только отражением упорядоченности внутренней. И, конечно же, каков уровень внутренней упорядоченности человека, мы можем знать только по внешним его проявлениям. Вспомните слова Иисуса Христа: «по делам их узнаете их». Внутренняя упорядоченность человека всегда соответствует уровню его сознания. Тогда, мы можем сказать, что мировоззрение человека и любые его стремления и побуждения соответствуют его внутренней упорядоченности; его позиция, с которой он воспринимает мир и взаимодействует с ним, его стремления и интересы так же соответствуют его внутренней упорядоченности; пределы допустимого и недопустимого так же определяются внутренней упорядоченностью, которая концентрируется вокруг устремлённости человека. Бесполезно упрекать или обвинять такого человека в его неадекватности или же недопустимости каких-то поступков, потому что вы не получите ответного понимания, но только раздражение и стремление защититься от «несправедливых» упрёков.

Есть уровни упорядоченности, при которых возможна ложь, насилие, несправедливость, предательство, которые человек оправдывает, как единственные доступные ему возможности, позволяющие выжить, сохранить материальное и социальное благополучие. И есть уровни внутренней упорядоченности, которые возникают и видоизменяются в зависимости от требований внешних обстоятельств. Тогда мы говорим о хаотичности сознания человека.

Если структура человеческого сознания хаотична, то это делает человека полностью подвластным силам низшей сферы миров, и он подобно перекати-полю движется тех направлениях,  которые несёт его ветер. и наоборот – если человек собран, то это даёт ему возможность противостоять всевозможным влияниям низшей природы. Это можно сравнить с армией – если она хорошо обучена, и находится в состоянии боевой готовности, то она способна противостоять нападениям внешнего врага.

 Таким образом, для духовного искателя очень важно быть внутренне собранным и упорядоченным. Когда мы говорим об индивидуальности человека, то имеем в виду устойчивые особенности его характера. Для духовного искателя общение с другими людьми и даже с другими формами жизни должны быть основаны на справедливости и в то же время на осознании своей цели, ради которой это общение происходит. Там, где это необходимо, духовный искатель будет непреклонен в отстаивании своих позиций, и в то же время он не будет пытаться обвинять человека в неправильности его мировоззрения и, соответственно, его взаимоотношений с реальностью мира. Изменить человека можно только с внутреннего его согласия, при котором этот человек может осознать свои несовершенства и делать попытки исправить их. Если нет внутреннего согласия, ничто внешнее не может исправить человека.

Человек, имеющий определённую внутреннюю упорядоченность, соответствующую уровню его сознания, находящийся в неадекватных для себя обстоятельств, может со временем «заразиться» уровнем сознания окружающих его людей. Это одна из причин организации монастырей, дацанов, ашрамов. Поэтому, многие люди, избравшие для себя духовный путь, предпочитают уединённый образ жизни среди мирской многоголосицы.

Каждый человек, идущий духовным путём, должен для себя определить структуру своей внутренней упорядоченности и стремиться сохранять и совершенствовать её. При этом необходимо быть искренним и честным перед самим собой и не искать оправдания своим даже незначительным «падениям». Более того, искатель должен помнить, что любое «падение», если будет осознанна его причина, является указанием направления его внутренней работы. 

 

 

Опубликовано