Гуны – качества или свойства природы, которые состоят из трёх гун, или трёх проявлений её энергии. Саттвическая гуна, которая проявляет себя как разумность, гармоничность, свет, уравновешенность, внутреннее и внешнее спокойствие, добро, счастье чувство любви и сострадания. Раджасическая гуна – Источник силы, активности, страсти, желания, направленных усилий, например, в борьбе. При опасности может проявлять себя в эффектах «двигательной бури» Проявляет себя в отношениях с другими людьми стремлением к значимости, власти, стяжательству. Тамасическая гуна проявляет себя через несознание, невежество, бездействие, инерцию, нерешительность, мнительность, она стремится разрушить то, что создаёт Саттва и Раджас, при опасности проявляет себя в эффектах «мнимой смерти», при взаимоотношениях предпочитает подчинённое положение. На уровне низшей природы гунны проявляются в любой форме бытия
Духовный искатель, исследующий в себе проявления гун, может неожиданно для себя обнаружить, что каждая гуна имеет свою индивидуальность, и даже противостоять друг другу. При этом решающее значение может иметь количество энергии каждой из гун. Но, в действительности, каждая из гун, в зависимости от количества энергии в ней, овладевает сознанием человека и проявляет себя через его индивидуальность. Это подтверждается исследованием всевозможных внутренних состояний, которые в определённых обстоятельствах могут овладевать человеком. При этом человек каждый раз осознаёт, что эти состояния являются проявлением его индивидуальности и принадлежат ему. И приняв эти состояния за свои собственные реакции, человек почти всегда не противостоит им, но соответственно действует и даже пытается оправдать эти свои состояния, объясняя их появления внешними обстоятельствами.
Наибольшее влияние гунны оказывают на ум, витал, и физическую часть человеческого существа. Тамас, который проявляет себя как сила инерции, противостоящая Саттве и Раджасу, в наибольшей степени проявляется в физическом существе, и в наименьшей – в сфере ума. Тамас проявляет себя или как инерция физического состояния, которая проявляется как безразличие или даже бездействие, и, часто, проявляет себя во всевозможных привычных автоматизмах. Обычно он исподволь овладевает человеком, и прежде упорядоченная активность, постепенно распадается на части, и однажды начатое какое-то дело не завершается и оставляется «на потом…». Круг обязательных дел постепенно сужается, потому что некоторые дела становятся необязательными. Внутренняя упорядоченность человека в связи с воздействием сил Тамаса, постепенно распадается, что приводит к внешней неупорядоченности и хаосу. Но это становится возможным только тогда, когда человек активно и осознанно не противостоит силам Тамаса. Но силы тамаса воздействуют и на витальную часть человеческого существа, превращая прежде глубокие чувства в поверхностные, а витальные интересы мелкими и мало значимыми. Воздействие Тамаса на ментал, делает человека легко отвлекаемым и не способным длительное время концентрироваться на одной и той же работе. Восприятие реальности мира человеком становится более поверхностным, снижается понимание сути происходящего, и в то же время человек держится за свои прежние предпочтения, мнения и позиции, считая их правильными и оправданными. Действия Тамаса может проявляться как инерция силы и инерция знания, которые контролируются тёмными силами. И так как Тамас проявляет склонность к механической несознательной активности и различным автоматизмам, то это нередко приводит к тому, что люди значительную часть своей жизни проводят в полусознательном состоянии, копируя в своей интерпретации поведения других людей или же повторяя удачные примеры из прошлого.
Физическое тело своими раджасическими особенностями обязано жизненной силе, а наличием сознания – ментальному существу. По своей природе оно инертно и склонно к повторяющимся механическим подсознательным действиям, хотя по своей природе ему присущ принцип динамизма и равновесия, оно содержит в себе скрытое сознание и способность к восприимчивости.
Раджасическая гуна в наибольшей степени проявляется в витальной природе человека, которая содержит в себе ярко выраженный динамический фактор и в человеке она проявляется преимущественно в обслуживании желаний. Поэтому, можно сказать, что Раджасическая гуна является основной силой, без которой реализация желаний невозможна. А мы знаем, что большинство стремлений и поступков человека основаны на желаниях, которые являются причиной и опорой человеческого бытия. Но так как в проявленном мире силы Тамаса и инерции изначально присутствуют повсеместно, то Раджас должен преодолевать в любых своих проявлениях сопротивление сил Тамаса, что всегда происходит при помощи усилий и борьбы, в условиях всевозможных материальных ограничений и сопротивлений. Осознавая проявление этих сил в себе, духовный искатель убеждается в том, что основным полем взаимодействия этих сил является живая природа и в первую очередь человек, который подобен одинокому путешественнику, который в своей одноместной ладье, не имея компаса, пытается устоять перед вечно неспокойным и опасным океаном. И трагедия во всём этом состоит в том, что все бури и ураганы, среди которых пытается выжить человек, в природе реального мира не существуют – они только витальные иллюзии, порождаемые самими людьми, находящимися во власти запредельных сил. Исследуя свои состояния, духовный искатель осознаёт, что поднимающаяся волна внутреннего раджасического сопротивления, витальным волнам житейского океана, увеличивает встречные волны, которые каждый раз грозят опрокинуть одинокую ладью путешественника. И всё бы ничего, но подавляющее большинство людей, ладьи которых разбросаны в витальном житейском океане проявленной реальности мира, не знают, куда они плывут. Они оказались в этом океане не по своей воле, и всё их существование, кажется, само по себе не имеет никакого смысла. Неведение оставляет людям узкую полосу между прошлым и будущим, в которой они не знают из какой древности они пришли в этот мир, для чего они были заброшены сюда и что ждёт их в неизвестном будущем. И отсюда, говорит Шри Ауробиндо, даже победы, одержанные Раджасом, несут на себе отпечаток несовершенства и неполноценности.
Саттвическая энергия наиболее ярко проявляет себя на уровне сознания человека, не на низших его планах, где господствует энергия Раджаса, а на уровне интеллекта и воли человека, которые под воздействием саттвической энергии, прилагают постоянные усилия на путях знаний и стремлении к пониманию. Сатвическое состояние в человеке формирует в нём внутреннее состояние равновесия между всеми силами и явлениями в природе. Он приносит человеку чувство внутреннего равновесия и гармонии и вызывает ощущение лёгкости, счастья и безопасности. Что в значительной степени отличается от преходящих раджасические удовольствий, желании и стремлений. Исследуя свою внутреннюю природу, человек обнаруживает, что преодолевая тамасическое сопротивление и всевозможные эмоциональные состояния, которые стремятся использовать его как средство для своей реализации, он, используя раджасическое усилие, может подавить эти состояния и, этим самым, вытеснить их подсознание, что в дальнейшем может привести к тому, что эти состояния будут при каждом удобном случае будут влиять на его эмоциональную сферу и, соответственно, определять его отношение к окружающему его миру. Но в тех случаях, когда человек исследует реальность своего внутреннего мира с позиций саттвических, то энергия Саттвы, в значительной степени нейтрализует все эмоциональные состояния, имеющие более низкие вибрации сознания, внося свет в прежде сумеречные области человеческого существа. Осознавая сопротивления Тамаса, духовный искатель, этим самым, не только преодолевает их, но и вносит саттвический свет и равновесие в сознание физического тела, преодолевая его инерцию и несознательность.