Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ЧЕЛОВЕК – ЭТО ПЕРЕХОДНОЕ СУЩЕСТВО

Петр Зорин

 

Состояние современного мира свидетельствует, что подавляющее большинство современного человечества не ведает своего истинного предназначения, которое ждёт его в будущем, и этому есть определённые причины. Во-первых, человеческая судьба так устроена, что пока человек не завершил свой предыдущий шаг, он не может знать обстоятельства, в которых ему придётся делать шаг следующий. Во-вторых, он не знает направления следующего шага, который зависит от его внутренней готовности, формирующейся в процессе предыдущего шага. Эту готовность можно сравнить с «звучанием» всего человеческого существа. Начало следующего шага в судьбе человека всегда соответствует его состоянию готовности к этому шагу. Человеком управляют необходимости, говорил Шри Ауробиндо. Они могут быть как внешними, так и внутренними, так как внешние обстоятельства и внутренние состояния определяют направление судьбы человека. Для того, чтобы человек не вышел за пределы русла своей судьбы, его всегда сопровождает неведение. Причём, неведение, при одних и тех же обстоятельствах, у каждого человека своё, так как возможности осознания реальности у людей не одинакова и, к тому же, постоянно колеблется. 

Может быть три типа неведения: когда человек не знает, что он чего-то не знает, и поэтому у него отсутствуют интересы к тому, что он не знает. Т.е. для него неизвестное просто не существует, и тогда стремиться познать то, чего нет – бессмысленно. Но человек может знать, что существует что-то им не познанное, но, тем не менее, не проявлять к этому интереса. Это встречается в тех случаях, когда человек полностью захвачен кругом своих интересов, обеспечивающих его существование. Второй тип неведения проявляет себя в том, что человек знает, чего он не знает, и у него проявляется интерес к непознанному. Но здесь есть важная особенность – человек стремиться познавать только то, что представляет для него интерес, который всегда предшествует процессу познания. Что пробуждает этот интерес? – состояние внутренней готовности к познанию, что заставляет неведение отступить. И третий, наиболее часто встречающийся вариант, в котором возможности познания всего, что относится к неведению, у человека очень ограничены. Это может быть связано с врождённой недостаточностью к познанию реальности мира, или же с длительными ограничениями возможности познания какой-то грани окружающей человека реальности. Отсюда, трудности обучения и воспитания детей, выросших среди животных.

Эти три варианта неведения присущи не только человеку, но и животным, что позволяет думать, что возможности человека к познанию характеризуют степень его «животности».

У животных интересы ограничены потребностями, удовлетворяя которые, животное способно выжить. Это инстинкт продления рода, пищевой, защитный и исследовательский. Коротко об исследовательском инстинкте животных – это очень важный инстинкт, так как он определяет условия, в которых возможно выживание. Большинство людей в течение всей своей жизни опираются на эти животные, в значительной степени очеловеченные, инстинкты. И современный капитализм во всех своих проявлениях в различной степени соответствует всем вышеназванным животным инстинктам. Инстинкт продления рода оброс всевозможными извращениями и стремлениями к удовольствиям, а само воспроизводство себе подобных отодвинулось на последнее место. Пищевой инстинкт стал основой для многих человеческих добавок к нему: для человека стали необходимыми не только пища, поддерживающая его жизнь, но и жажда богатства и власти, которые на различных социальных уровнях выражены не в одинаковой степени. Например, в нижней части социального спектра это может проявляться в мелких стремлениях к значимости. Защитный инстинкт находится рядом с пищевым инстинктом, который защищает человека от голодной смерти, но у него есть свои особенности, например, те, которые находятся наверху социальной пирамиды, имеют личную охрану, обслуживающий персонал. В их распоряжении находятся средства массовой информации, выполняющей роль информационной защиты, и в их распоряжении всевозможные социальные институты, удерживающие низшие социальные слои в рамках дозволенности. Исследовательский инстинкт исследует возможности обстоятельств, в которых очеловеченные инстинкты могли бы проявлять себя в максимальной степени – для капитализма – это социальный успех, прибыль и выгода.

В связи с этим, есть основания думать, что современное человечество, за небольшим исключением, находится на животной, в различной степени очеловеченной, стадии.

И в заключении можно привести цитату из книги Марсело Глейзера: «Остров знаний» – Берега неведения растут вместе с островом знаний. Более того, можно сказать что внутри каждого человека в его вселенной находится целый архипелаг,  состоящий из островов знаний различного размера. Количество «островов» в человеческих архипелагах различно, да и размеры одноименных «островов» неодинаковы, потому что все мы, люди, разные. Но кажется парадоксальной мысль, что, чем больше мы знаем, тем больше не знаем.

 

Опубликовано