Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПОГРУЖЕНИИ В ПОТОК НАМЕРЕНИЯ

--

Намерение – это поток энергии воли, несущий в себе желание, знание, или информацию, следовательно, поток намерения всегда имеет свою цель. Направление русла потока намерения определяется не человеком, но его судьбой, следовательно, намерения человека, так же определяются его судьбой, так как они не могут выходить за пределы русла, определяющего всю его последующую жизнь. Можно сказать, что сценарий всей человеческой жизни втиснут в русло его судьбы, и человек должен довольствоваться той степенью свободы, которую предоставила ему судьба. Но эта свобода всегда кажущаяся, не существует у людей свободы выбора, есть только иллюзия, что они что-то выбирают. Состояние, когда человек вынужден делать выбор направления своих усилий, всегда совпадает с изменением русла судьбы. Когда человек подходит к её повороту, у него возникают обстоятельства, в которых он в чем-то должен делать радикальный выбор, и он его сделает в том направлении, который соответствует повороту русла его судьбы. Он не сможет сделать какой-то другой выбор, так как его предпочтение в этом выборе, будет точно определять изменение направления русла судьбы. Но всё-таки каждый человек ежедневно решает множество мелких проблем, в каждой из который он делает какой-то выбор совершенно самостоятельно. Но подобный выбор не имеет никакого отношения к судьбе человека. Такой выбор можно сравнить с решением посетить универмаг на другом конце города, куда можно добраться в метро, на трамвае, автобусе и ещё множеством других способов, но при этом не меняется направление нашего «путешествия». И каждый раз, чтобы сделать следующий шаг на пути своей судьбы, человек должен прилагать определённые направленные усилия, без которых невозможно жизнь любого живого существа. И человеку для этого даётся определённое намерение, частью которого является воля, необходимое количество энергии, адекватные возможности и способности. И тогда какая необходимость в существовании человека? Для него приготовлено русло судьбы, ему дано всё необходимое, чтобы успешно продвигаться по этому руслу в направлении своей смерти. Всю свою жизнь он должен прилагать волевые усилия, чтобы двигаться по этому руслу и не умереть раньше времени, не завершив путь своей судьбы. Более того, все его стремления, желания, эмоциональные состояния в действительности, ему так же не принадлежат, хотя он пользуется ими, как своими собственными. Даже та его психологическая личность, его индивидуальность ему не принадлежит, так как человек находится под преимущественным управлением эго. Похоже, что человек составлен из множества различных частей, каждая из которых имеет своё происхождение и даже гарантийный срок своего функционирования. А после смерти человека каждая его часть отправляется к источнику своего происхождения. Зная всё это, мы могли бы задать множество вопросов, главный из которых – каков смысл жизни человека или же, каково его предназначение? Шри Ауробиндо говорил, что человек – это переходное существо, следовательно, Бог уже определил и предназначение человека, и способы реализации этого предназначения. Можно полностью доверить  Богу свою жизнь и жить так, как живут все живые существа, начиная от одноклеточных организмов и кончая человеком. Но это слепая вера в Бога, для которой человеку совершенно не обязательно быть сознательным, тем более, что внешние условия и обстоятельства определяют направление активности человека, а сам человек по своей физической и социальнопсихологической структуре имеет всё необходимое для существования в этих условиях. Но тогда для чего нужны религии? Возможно, для того, чтобы утешить человека, находящегося в состоянии безысходности и напомнить ему о наказании, которое ждёт его посмертно, если поведение его на Земле будет греховным. Тогда религию можно рассматривать как систему морального воспитания человека, в которой используется «кнут» и «пряник». Тогда многие виды животных можно назвать религиозными, так как у них тоже есть тот, кто определяет их социальное поведение в стаде, в стае, в табуне. Можно сказать, что богом в такой группе животных является их вожак. В человеческих религиях Бог антропоморфен, с той разницей, что все человеческие особенности в нём увеличены беспредельно. Возможно, это связано с мифом о сотворении человека, в котором говориться, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Насекомое тоже подобно человеку, так как у него есть ноги, голова, глаза, рот, живот и т. д., и оно подобно ангелу, так как может иметь крылья. В действительности, всё в Мироздании в чём-то подобно друг другу, например, абсолютно все объекты в Божественной реальности Мира – живые и неживые имеют сознание, так как всё является производным из субстанции сознания. И в человеке, среди всех живых обитателей Земли, сознание наиболее выражено.

Реальность Божественного Мироздания во всех своих проявлениях строго соответствует Божественному замыслу, в ней нет ничего случайного, недостаточного или лишнего. И если человек среди всех форм жизни, обитающих на Земле, наиболее сознательное существо, то это связано с эволюцией его сознания. Вы, возможно, обратили внимание на то, что в животном мире в первую очередь эволюционируют те качества, которые наиболее необходимы для их выживания. Это же можно сказать о мире насекомых и о растительном мире. Шри Ауробиндо сказал, что человек – переходное существо. Можно сказать, что он дошёл до пределов животной эволюции и следующим его шагом будет эволюция сознания. Фундаментом любой эволюции является эволюция всего Мироздания, которое является и телом, и сознанием Божественного. Можно сказать, что Божественный эволюционирует одновременно во всех формах жизни и на всех уровнях сознания.  Некоторые из современных людей уже подошли к пределу эволюции животного, а другие уже превзошли в себе животное и встали на путь духовного развития. И необходимой работой на этом пути стала эволюция сознания человека. очень важной частью работы на духовном пути являются усилия, которые прилагает человек на осознании различных состояний, которые проявляются в нём и удержание внутреннего внимания на этих состояниях. Это необходимо не только для того, чтобы исследовать свой внутренний мир, но в основном для придания своему сознанию индивидуальности, замещающей индивидуальность эго. Прежде эго было необходимо для взаимоотношения человека с окружающей его реальностью, и этим самым привязывало человека к значимостям этого мира. Но теперь перед человеком стоят другие задачи, в решении которых эго не только бессильно, но и является препятствием на духовном пути. И в этой работе основную роль играет Божественная душа в человеке или его истинное «Я», которое Шри Ауробиндо назвал Психическим существом. Именно оно является учителем, проводником и другом духовного искателя. Без него у человека никогда бы не возникло стремление к духовной эволюции своего сознания и, без него человек никогда не нашёл бы предуготованный ему духовной судьбой путь. Когда психическое существо выходит на передний план сознание человека, следуя духовному предназначению, перемещается  в стремнину потока теперь уже духовного намерения и эволюция сознания человека в резкой степени ускоряется. При этом, низшая природа пытается удержать человека в пределах своей власти, и окружает его всевозможными соблазнами, стремясь отвлечь его внимание от его духовных стремлений. К тому же эго, от которого человек, идущий духовным путём, постепенно освобождается, не теряет надежды вернуть себе прежнее место человеческой индивидуальности. Оно использует каждый момент несознательности человека и тут же пытается через его эмоциональную сферу или же каким-то другим способом управлять человеком. Духовный искатель должен постоянно быть бдительным, восприимчивым, и вся его жизнь должна быть сконцентрирована вокруг устремлённости к Божественному совершенству.

Некоторые люди считают, что человек, получивший просветление, всю оставшуюся жизнь проживёт в состоянии непреходящей радости. Это отчасти верно, потому что просветлённый человек во многих случаях получает поддержку внутренним состоянием определённости и ананды, но все движения внешнего мира он переносит более остро, так как перестаёт быть созвучным ему, и это трудно назвать счастьем.

Каждый из людей находится на каком-то своём уровне сознания и по-своему воспринимает и реальность мира, и то, что о нём пишут или говорят. И у каждого человека своя правда, хотя она, часто, заимствована в каком-то авторитетном источнике. Но в каждом человеке формируется та правда, которая во многом зависит от внешних условий и от своего жизненного и духовного опыта. Мы можем ссылаться на правду другого человека и даже пытаться следовать ей, но каждый из нас имеет своё предназначение в этом мире, для выполнения которого, окружающая нас реальность, предоставит нам свой вариант правды. Но однажды мы осознаем свою духовную правду, соответствующую нашей духовной позиции, которая будет иметь свои особенности, отличные от особенностей правды наших авторитетов.