Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПРЕДЕЛАХ

--

В нашем проявленном мире с его значимостями, всему есть свои пределы, здесь не имеется в виду пределы форм, или пределы продолжительности жизни, но пределы возможностей. В интернете описан эпизод, в котором в американской семье воспитывались одновременно новорожденный малыш и новорожденная обезьянка. Какое-то время их способности раскрывались в равной степени, но однажды возможности обезьянки стали резко отставать от возможностей ребёнка и в дальнейшем их раскрытие совсем остановилось. Родителям пришлось разделить своих воспитанников, так как их ребёнок стал во многом копировать поведение обезьянки. В школах для умственно отсталых детей, учатся дети не способные освоить программу обучения в обычных школах. Большинство из них в каком-то возрасте останавливаются в своём развитии, достигнув в этом пределов своих возможностей. Но каждая из психологических граней человеческой личности у различных людей так же имеет пределы своего развития. И, поэтому, мы можем встретить вполне зрелых мужчин и женщин, у которых чувство ответственности перед другими людьми, остановилось на подростковом возрасте – они готовы к интимным отношениям, но под различными предлогами уходят от необходимости создать семью. Они готовы создать семью, но такую, в которой они свободны от решения и выполнения многих семейных проблем и дел, ответственность за которые в таком случае возлагаются на другого супруга.

Большое значение в воспитании человека, которое раскрывает в нём унаследованные генетические возможности, имеет его возраст и внешние условия. Но в любом случае, каждый человек на каком-то этапе своего развития однажды останавливается, и многие возможности, которые к этому времени не успели раскрыться, становятся потенциальными и, возможно, никогда не раскроются. Первыми в человеке раскрываются возможности, без реализации которых его выживание невозможно – это пищевой и оборонительный инстинкты, определяющие его активность в течение всей предстоящей жизни. В дальнейшем, пищевой инстинкт раскрывается в потребностях на физическом, витальном и ментальном уровнях, а оборонительный проявляет себя в общении с другими людьми и с животными. В дальнейшем открываются половой и родительский инстинкты, но самое главное – в человеке открывается жажда знаний. Жажда знаний имеет не ментальное происхождение, это не жажда ума, но жажда сердца. Ум – это биокомпьютер, превращающий знания в информацию и он является одним из средств общения людей. В уме не может рождаться жажда знаний, и даже интерес к чему-либо имеет витальное происхождение. Стремление доминировать, жажда власти – это один из вариантов стремления к выживанию. В нашем проявленном мире, в котором всё имеет свои пределы, и в котором выживание имеет больше шансов на успех, если людей объединяет какая-либо идея, формирующая из толпы единую устремлённую силу. И люди постоянно при взаимоотношениях стремятся доминировать, преобладать, быть в центре внимания, быть значимыми, потому что в таких случаях выживание будет более успешным. И мы можем понять значимых людей, окружающих себя охраной, людей, стремящихся к абсолютной власти, так как это создаёт для них не только желанный комфорт, но и защищённость. Они строят для себя дворцы, бункеры, окружаются высокими заборами, чтобы защититься от тех, которые создают их блага и от тех, которые хотели бы иметь ещё больше благ, чем имеют.

Но, обратите внимание на круг их интересов, который не выходит за пределы материальных значимостей, власти и стремлений иметь гарантии на будущее, в котором они хотели бы сохранить и приумножить то, что имеют. В центре круга их интересов – они сами и их значимость.

Есть два основных типа людей, подавляющее большинство из них имеют центростремительные намерения, в которых они стремятся поддерживать свой материальный уровень бытия или же, если это возможно, увеличивать его. Это люди, интересы которых не выходят за пределы материальных ценностей и сознание их полностью поглощено увеличением значимости самих себя. Этот тип людей относится к категории обывателей, независимо от их социального статуса. Среди них может быть и нищий, и олигарх, и раб, и властелин. Отличие их друг от друга только количественные. Все их интересы сосредоточены внутри проявленного мира. Обыватель, какой бы социальный статус он не имел, не может выйти за пределы своих ограничений, потому что сознание его и его возможности открылись до их максимального предела, и всё, что выше этих пределов не интересно и непонятно обывателю. Но, рассматривая спектр  обывателей, мы можем увидеть психологическую разницу между теми, которые вверху этого спектра, на недосягаемом «Олимпе», и теми, которые копошатся внизу, пытаясь как-то выжить. У тех, которые пытаются выжить, можно увидеть элементы сострадания, справедливости, чувство долга, любовь к родине и многие другие психологические качества, хотя вся их жизнь замкнута в стенах проявленного мира и, поэтому, они всё-таки относятся к обывателям. В то же время олимпийская часть населения России имеет свою психологию, в которой нет ни справедливости, ни сострадания, ни любви к родине, которые могут пожертвовать частью «нажитого непосильным трудом», только ради увеличения своей значимости. Ради этого они могут даже уронить «скупую слезу». Если спросить: такое расчеловечивание произошло с ними вследствие их социального статуса, или же они изначально были «не от мира сего»? Конечно, они изначально имели соответствующую генетическую предрасположенность, а внешние обстоятельства только открыли их определённые возможности, уже бывшие в состоянии готовности. У тех обывателей, которые внизу спектра, другие врождённые предрасположенности, и они могут занимать только те места в социальном мире, которые для них предназначены их судьбой. Но не следует даже предполагать, что чем выше социальный статус человека, тем выше его человеческие качества и наоборот.

Итак, каждый человек уже от рождения ограничен в своих возможностях, которые будут последовательно раскрываться в нём под влиянием внешних обстоятельств. И у различных людей цепочка возможностей, определяющих судьбу человека – индивидуальна. Отсюда, склонности и интересы человека не могут быть одинаковыми, потому что не выходят за пределы открытых возможностей. И если взять двух человек, и спросить их мнение об одной и той же прочитанной книге, то понимание содержания этой книги и суждение о ней, у различных людей может значительно отличаться. Можно сказать, что каждый человек по-своему ограничен, и причина этому в пределах его возможностей. Возможности человека, захваченного значимостями проявленного мира, всегда ограничены, потому что проявленный мир имеет свои ограниченные пределы и все реальности в нём  предельны.

Но человек многогранное существо и каждая его грань  раскрывается до определённых пределов, предназначенных его судьбой. И всё, что за этими пределами, всё неизвестное, не будет вызывать в человеке к себе интереса, а в некоторых случаях может вызывать состояние опасности и соответственно, агрессии. И это может продолжаться до тех пор, пока это неизвестное не позовёт человека к себе, хотя это может произойти только тогда, когда он будет готов принять неизвестное. Быть готовым, это значит, быть близким по созвучию, что доступно далеко не каждому. В человеческой жизни многое зависит от направления намерения человека. Обычно, в центре круга поля мировоззрения человека находится его ментальный фантом, который проявляет свою активность в центробежном или центростремительном направлении. При центробежных намерениях человек всю доступную его влияниям реальность стремится гармонизировать в соответствии со своей собственной гармонией. При центростремительных – всё должно быть ради самого себя любимого. При центробежных намерениях, человек стремиться к справедливости, а при центростремительных – к выгоде для себя. Но всё это связано с возможностями, которые не могут раскрываться  и расти, если все желания человека и его намерение направлены только на увеличения своего комфорта и значимости самого себя, а для центробежного намерения не остаётся энергии.

Мы должны принимать людей такими, какие они есть, и мы должны понимать, что несмотря на безграничность человеческих возможностей, раскрытие их может остановиться при центростремительных намерениях человека, в то же время центробежные намерения, независимо от возраста, питают его ещё не раскрытые возможности, и этим самым раскрывают их, делая человека с возрастом всё более мудрым.

Человек может иметь ограниченное поле мировоззрения и не понимать мотивов своего собственного «спонтанного» поведения, при взаимоотношениях с другими людьми, создавая им проблемы, и главной причиной этого может быть недостаточная зрелость человека, связанная с недостаточностью раскрытия его возможностей. Примером этому могут быть все безответственные люди, независимо от их социального положения. И что интересно, такие незрелые люди, почти всегда не осознают, что это они сами создали проблемную ситуацию, и ищут «козла отпущения», на которого можно было бы свалить результаты их безответственности. Мы и этих людей должны принять такими, какие они есть, но в то же время держаться от них подальше, если есть такая возможность. Принять человека таким, каков он есть – это не значит что вы согласились с его психологическими и ещё какими-то особенностями как вполне приемлемыми для вас, или хотя бы терпимыми. Это просто знать, что этот человек собой представляет и, соответственно строить свои отношения с ним. Эти люди не ведают своей ограниченности и ущербности, и если этот человек уже достиг состояния взрослости, то вам не убедить его в том, что он неадекватен в своих взаимоотношениях с другими людьми и в своих отношениях к живой природе. Обычно, у подавляющего большинства таких людей закрыто сердце, и вместе с ним закрыта потребность в раскрытии более высоких возможностей, закрыто понимание необходимости раскрытия в себе высоких человеческих качеств.

Для человека, идущего внутренним путём, очень важно со своих духовных позиций видеть окружающую его реальность такой, какова она есть в действительности. Современный мир, говорит генерал-полковник Ивашов, находится «на изломе истории». На этом этапе существования человечества, все тёмные силы низшей сферы миров стремятся, во что бы то ни стало удержать власть над человечеством, и духовный искатель может оставаться не захваченным их влияниями только в том случае, если он будет отчётливо осознавать схватку тёмных и светлых сил за человеческие души. И средствами в этой схватке для этих сил служат люди. По делам их узнаете их» – говорил Иисус Христос.