Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОЕ-ЧТО О ВОЛЕ

--

 

Проявления воли человека многогранны и она проявляет себя во всех сферах человеческой жизни. Волю можно назвать программой упорядочивающей человеческую жизнь, и в то же время воля – это усилие, направленное на выполнение какой-то деятельности или же, напротив, она может удерживать человека от каких-то поступков или же какой-то формы активности. И, конечно же, воля не может обойтись без энергии, которая для неё так же необходима, как горючее для автомобиля, без которого он мёртв. Здесь я не имею в виду электроавтомобили.

Начнём с энергии, без которой говорить о воле бессмысленно. Каждому человеку от природы дано определённое количество энергии, которая с возрастом становится всё более организованной в связи с тем, что необходимости диктуют ему направленность его усилий. И, кроме того, люди от рождения имеют не одинаковую предрасположенность к упорядочиванию внешних условий, в которых они находятся.

Большинство людей склонны подчиняться внешним влияниям, так как это в значительной степени освобождает их от ответственности за собственные поступки. В таких случаях человек механически тратит свою энергию, подчиняя свою активность тем направлениям, которые создаются внешними необходимостями. Это можно сравнить с катанием в лодке без вёсел в потоках какой-либо реки. У человека возникает состояние полного созвучия с внешней реальностью, которая, используя необходимости, создаёт ему всевозможные проблемы и привлекательные соблазны, следуя которым, человек оказывается безвозвратно захвачен потоком социальной динамики этого мира. И это, однажды, обязательно приведёт к состоянию порочного круга, из которого человеку очень трудно выбраться, и он вынужден, иногда, оставаться в нём до конца своей жизни.

Действительно, человеку от рождения дана энергия жизни, но ею он осознанно не пользуется, потому что в нём слабо выражена способность к планированию, самоконтролю и направленной активности в соответствии с возможными его собственными планами. Силы низшей природы, управляющие всеми процессами во внешнем мире, используют человека, как своё главное средство в общемировом человеческом театре. Для них предпочтительнее человек безвольный, легковерный, внушаемый, и… не достаточно умный, живущий сегодняшним днём. При этом, мы должны помнить, что силы Низшей природы проявляют себя через определённых людей, в которых они порождают стремление к власти и наживе (богатству). Сами по себе эти силы могут проявить себя только через различные формы жизни на Земле, преимущественно через человека. Им, силам Низшей природы, удаётся это сделать, вызвав в человеке какие-либо состояния, стремления и предпочтения – например, стремление к власти, жажду славы, богатства, чувство своей исключительности, а при каких-то неудачах – склонность обвинять в этом других людей или же обстоятельства. Человек – открытая система и эти силы, будучи внешними для него, после проникновения в его существо, воспринимаются человеком, как его личные эмоциональные состояния, стремления, желания и различные побуждения. Здесь можно вспомнить слова Сатаны, который, искушая Иисуса Христа, сказал ему: «Мне дана власть над этим миром…». Но Сатана или Низшая природа, что одно и то же, стремится низвести человека до уровня животного бессловесного ничтожества. И, конечно же, Низшая природа влияет на состояние сознания всего человечества через определённую категорию людей, смыслом жизни которых становится жажда богатства и власти.

Управляя людьми, Низшая природа собирает с них богатую дань в виде энергии, которую человек отдаёт, выполняя её прихоти. Можно привести этому несколько примеров. Для Низшей природы важно, чтобы человек был достаточно примитивным, безвольным и не имел каких бы то ни было высоких стремлений. Это становится для неё возможным, если человек следует «своим» сиюминутным интересам и даже не может сосредоточиться, чтобы прочитать  какую-то книгу из русских классиков. Он может внимательно прочитать какое-то небольшое бульварное произведение и даже «прослушать» аудиокнигу через наушники, благо это не требует никаких усилий с его стороны, но обычно он проводит своё время, как этого требуют от него необходимости. Такие люди могут быть зависимыми от интернета, фанатами спортивных команд и ещё чего угодно. Могут объединяться с подобными себе в группы, социальная продуктивность которых приближается к нулю. Но, тем не менее, принадлежность к такой группе для них является ценной, так как подчёркивает их значимость. Они стремятся выглядеть внешне оригинальными, этим подчёркивая свою индивидуальность, обычно это связано с внутренней пустотой. Но и эта оригинальность в них непостоянна и во многом зависит от внешних обстоятельств. Нередко такие люди имеют много энергии и в то же время слабую внутреннюю организованность. Следствием этого может быть их многословность, неадекватность, вспыльчивость, обидчивость. Общепризнанные авторитеты, их утверждения по какому-то поводу или же мнения, принимаются ими без какой-либо критической оценки. Они, не осознавая этого, тщательно обходят любую информацию, которая в чём-то может породить сомнения в отношении порядочности их авторитетов и с готовностью принимают информацию, порочащую противников их авторитетов. Поведение их во многом соответствует шаблонам психологически незрелых юношей, которые никак не могут выйти из подросткового возраста. К сожалению, многие из них так и остаются незрелыми до пожилого возраста, а затем, без вхождения в возраст мудрости, становятся стариками.

Когда мы говорим о незрелости взрослых людей, то это свидетельствует, что врождённая генетическая программа, упорядочивающая жизненную энергию человека, не включилась или же включилась частично. И тогда человек не может быть сдержанным, последовательным, обязательным, упорядоченным в своих намерениях и делах, ему трудно заставить себя что-то сделать, если это ему не хочется, и он без особого труда найдёт повод, чтобы отказаться от неприятных для него усилий. Такие люди очень часто излишне разговорчивы (не хочется говорить – болтливы). потому что их энергия неупорядочена и ничем внутри не сдерживается. Обратите внимание на их внешний вид – они редко бывают погружены в себя, тонус жевательных мышц снижен и, поэтому, рот несколько полуоткрыт, и это кажется причиной их речевой несдержанности. Но при этом речь их состоит из перебирания всякой несущественной житейской мелочи. Правда, они так не думают, им кажется, что всё, о чём они говорят, интересно и содержательно. Они не склонны делать над собой усилия ни на путях приобретения знаний, ни на путях своего совершенствования, и их не хватает на продолжительные и тем более систематические усилия, которые диктует им какая-либо необходимость. Нередко им не хватает усилий и терпения, чтобы закончить какую-либо незначительную работу. Продолжительное чтение какой-либо серьёзной литературы – для них непосильная задача, Но они могут заменить чтение прослушиванием аудиокниги, так как это позволяет им быть пассивными. Разумеется, усвоение и понимание получаемой при этом информации, оставляет желать лучшего. Некоторые из этой категории людей любят планировать свои дела, но некоторое время спустя забывают о своих планах, потому что планировать – это одно, а делать усилия для реализации этих планов – это совсем другое..

В различные периоды жизни в человеке раскрываются те особенности личности, которые прежде никак не проявлялись. И, нередко, эти психологические особенности обнажают в человеке не самые лучшие стороны его личности. поэтому в двадцать лет – это, возможно, замечательный парень или девушка, а в сорок или сорок пять – это совсем другой человек – иногда «хуже не придумаешь».

Нередки случаи, когда незрелой остаётся какая-то одна грань личности, например, достигнув возраста, в котором люди создают семью и уже имеют детей, они не видят необходимости иметь наследников и вполне удовлетворены своим индивидуальным благополучием. Но это ещё не самый худший вариант психологической и социальной незрелости. Возможен и такой вариант, при котором человек ведёт паразитический образ жизни. Причём, спектр паразитизма может быть очень широк – от паразитического существования, в котором донором может быть один человек, например, муж или жена (сожительница), но могут быть и такие случаи, когда донорами являются друзья, почитатели, меценаты: таким паразитом был Карл Маркс и многие «видные» революционеры тех времён: вспомните «меню кухни кремля», когда вся Россия голодала. Паразитами могут быть и сверхбогатые люди, богатство которых возможно только за счёт бедных людей. Конечно, паразитами могут быть и воры, и коррупционеры – все, кто пытается жить за счёт других людей – это паразиты. И к возможности человека стать паразитом, в конечном счёте, приводит его генетическая предрасположенность и внешние условия, которые включают в определённом возрасте эти генетические предрасположенности. Конечно, не следует относить к паразитам тех людей, которые не способны содержать себя сами. Но паразитом может быть и народ и даже целое государство, в современном мире – это США. Но это не значит, что народ или целое государство являются паразитами, только потому, что они незрелые. Стремление иметь больше, чем заработал или заслужил, всегда присутствовало у какой-то части людей, но это, в конечном счёте, моральная психопатология, связанная со стремлением к власти и богатству. Одной из особенностей таких людей является отсутствие благодарности, что свидетельствует о закрытом сердце.

Конечно, будет правильным, если мы скажем, что в основе всевозможных человеческих отклонений лежат его генетические предрасположенности, но не последнее место в формировании человеческой личности занимает воспитание человека, не только его родителями, но теми внешними условиями, в которых находится человек в течение всей его жизни. Всё, что можно воспитать в человеке, должно присутствовать в нём изначально. Воспитание – это увеличение в человеке того, что он уже содержит в себе, или же сдерживание некоторых его предрасположенностей, которые в дальнейшем могут стать разрушительными для его личности. Но для того, чтобы в человеке воспитать какое-либо качество, необходимо согласие этого человека даже тогда, когда это человек только что начинает жить. И, важно, чтобы при этом не было ложных убеждений и уговоров. Просто отказ в реализации каких-то его желаний или стремлений, вытеснит их глубоко в подсознание, что в дальнейшем может привести к значительным искажениям личности, возможно, уже взрослого человека.

Важность согласия человека, даже если он ещё мал, состоит в том, что при этом он сам делает усилия, чтобы сдержать себя или же заставить себя что-то делать или не делать. Сам – это уже начало  воспитание своей воли. Воля – это некий надзиратель в человеке, его внутренний хозяин, который не только определяет, что и как он должен делать сейчас или в будущем, Но он одновременно и контроллёр, определяющий устойчивость внимания при какой-то деятельности и генератор необходимого для этого усилия.

Воспитание, в котором человек поставлен в рамки необходимости, воспитывает в человеке терпение, прилежность, но в человеке при этом не формируется состояние, что эту работу он делает для себя, а делает её для других, так как это диктуется необходимостями. Но необходимости могут стать привычным для человека стимулом, и тогда из такого человека вырастет обыватель. Делать работу для себя – это духовный элемент активности человека. Действительно, если человек работает где-то на производстве или ещё где угодно, то результат его работы ему не принадлежит и его собственником тут же становится работодатель. Но он компенсирует умения и усилия человека деньгами. Тогда что может делать человек для себя, если он работает на кого-то? Любую деятельность человек использует для воспитания своей воли, внимательности, восприимчивости, понимания. И если в намерении человека есть искреннее стремление к совершенству, то любая его деятельность будет для него служить средством реализации этого стремления. Более того, его жизнь за пределами производственной деятельности создаёт для него обширное поле самой разнообразной деятельности для себя. При этом, воля такого человека становится всё более сильной и выходит за пределы этого человека. окружающие его люди, где-то на уровне подсознания осознают эту волю и в соответствии с ней меняют своё поведение или отношение к чему-либо.

Приведу один пример, подтверждающий влиянии развитой воли на её носителя. Известно, что ум и витал человека при их совместной активности, которая обычно не зависит от человека, постоянно находятся в состоянии спонтанной активности. И зачинщиком в этой активности почти всегда является человеческий витал. Это он подсказывает уму направление его неконтролируемой активности. Но человек однажды решил посмотреть, чем же занимаются его внутренние помощники в то время, когда его внимание направлено во внешний мир. Он садиться в удобную для него позу, закрывает глаза и направляет своё внутреннее внимание на любые проявления активности внутри его существа. Он не собирается препятствовать их проявлениям, он только посмотрит. Но реализация его намерения приводит, кажется, к обратному эффекту – человек внутри себя ничего не обнаруживает – там всё тихо и спокойно. И это действует на человека усыпляющее. Но так как он прежде уже достаточно натренировал свою волю, то он делает над собой усилие и не позволяет себе заснуть. И действительно, некоторое время спустя появляется какая-то мысль или же снизу поднимается лёгкое, едва уловимое эмоциональное облачко, которое, поднимаясь вверх, вызовет в уме какие-то вербальные воспоминания, или же образы каких-то событий. Но человек продолжает пассивно наблюдать за происходящим в его внутреннем мире, не вмешиваясь в его активность. При этом он осознаёт, что эта активность не так уж и велика. И сколько бы времени он не исследовал себя таким образом, он каждый раз убеждается, что внутренняя его прежде неосознаваемая активность неторопливая и спокойная. Но однажды он решает зайти в свою внутреннюю вселенную внезапно. И однажды он это делает внезапно даже для самого себя. И, обнаруживает там бедлам, в котором его витал и особенно его ум ведут себя активно до неприличия. Но как только эти его помощники обнаружили, что за ними наблюдает сам хозяин, они тут же делают свою активность умеренной. И если человек такие визиты в своё внутреннее пространство совершает каждый день, то там вскоре всё упорядочивается, что в конечном счёте, приводит к упорядочиванию и его внешней активности. К тому же его бдительность и восприимчивость так же возрастают. И всё это становится возможным, если человек направляет на какие-то свои внутренние состояния свою сознательную волю. Это как в примере с электроном, который тут же становится частицей, когда человек наблюдает за ним, а в отсутствии наблюдателя становится самим собой. Правда, внешний мир становится материальным и проявленным даже тогда, когда человек не него не смотрит. Но у человека есть непоколебимая вера в существование проявленного мира, что удерживает его в состоянии проявленности даже тогда, когда человек на него не смотрит.