Здесь под захваченностью понимается погружённость в какой-то процесс или идею. При этом, захваченность может быть кратковременной и поверхностной и долговременной, которая может продолжаться в течение всей человеческой жизни. Захваченность по своей глубине представляет собой почти бесконечный спектр. Любая человеческая деятельность возможна только тогда, когда человек достаточно сосредоточен на ней. Кратковременная деятельность возможно, потребует только прикосновения к ней внимания человека. Долговременная работа нуждается в более глубоком погружении внимания, что не позволяет человеку одновременно заниматься чем-то ещё. Эмоционально насыщенная деятельность может настолько глубоко захватить внимание человека, что его периферия, которая прежде воспринимала какие-то влияния из внешнего мира, оказывается так же сосредоточенной на выполняемой человеком деятельности. И тогда человек внешнюю реальность, которая не имеет отношение к его деятельности, слабо воспринимает а, внешний мир для него совсем перестаёт существовать. В тех случаях, когда захваченность сопровождается яркими эмоциональными переживаниями и эта деятельность повторятся достаточно часто, например, ежедневно, то захваченность может стать хронической и требовать от человека своего повторения. Это станет понятным, если мы кратко рассмотрим структуру поля мировоззрения человека.
От структуры мировоззрения человека зависят его интересы и особенности его характера. Поле мировоззрения можно представить в виде круга, размеры которого у различных людей не одинаковы. В центре поля мировоззрения, обычно, находится отражённая копия самого человека, или его фантом. Значимости внешнего мира располагаются в поле мировоззрения в зависимости от степени важности на различных расстояниях от центра Чем более значимым является какой-либо объект для человека, тем ближе он находится к центру мировоззрения. В поле мировоззрения так же находятся врождённые предрасположенности, которые зависят не только от генетического наследования, но и от зрелости Психического существа – Божественной души человека. И кроме того, внешние обстоятельства жизни человека способствуют или раскрытию предрасположенностей человека или же препятствуют их проявлению. Поэтому, при одних и тех же обстоятельствах у различных людей будут не одинаковыми интересы и предпочтения.
В тех случаях, когда человек часто возвращается к одним и тем же захваченностям, реализуя их своей деятельностью, то отражённые объекты в поле мировоззрения человека, через которые проявляют себя захваченности, начинают приближаться к центру поля, в котором находится фантом человека. особенностью всех объектов поля мировоззрения является их иллюзорная индивидуальность. Т. е. будет ли это какая-то идея, какой-то процесс или же какая-то материальная значимость проявленного мира, и даже какая-то эмоция – все они в поле мировоззрения человека ведут себя как узкие индивидуальности. Узкие потому, что каждая из них проявляет себя только в пределах своих особенностей и стремится реализовать себя во внешнем мире. Эта реализация для них очень важна, так как для неё организмом человека выделяется необходимое количество энергии, которая является пищей для отражённых объектов в поле мировоззрения человека. Часто используемые объекты поля мировоззрения человека, всё в большей степени приближаются к фантому человека, расположенного в центре этого поля, что усиливает их влияние на самого человека, через его фантом, и принуждает его снова и снова заниматься той деятельностью, которая предпочтительна для часто используемых объектов поля мировоззрения человека. И однажды, наиболее часто используемые элементы поля мировоззрения, могут слиться с центральным фантомом человека и даже вытеснить его из центра, заняв его место. Причём, это вытеснение происходит не на периферию поля мировоззрения, а на ближайшую орбиту, этим самым делая человека исполнителем своей воли. И если прежде человек, фантом которого, занимая центральное место в своём поле мировоззрения, был распорядителем в своём «царстве», то теперь он вынужден обслуживать захваченности, и не только он, но и всё, что есть в поле его мировоззрения, так же обслуживает их, подстраиваясь под их предпочтения.
Тогда, почему у различных людей не одинаковые, или хотя бы сходные, захваченности ведь все мы живём, приблизительно, в сходных условиях? Попробуем ответить на этот вопрос, хотя этот ответ не всем может понравиться. Мы все рождаемся с разными предрасположенностями, но в раннем младенчестве мы во многом одинаковы, потому что главной нашей задачей, после того, как мы появились на свет – это необходимость выживания. В этот период нашего существования мы живём, опираясь на физический ум, поддерживаемый низшей частью витального ума, которая проявляет себя в человеке, вызывая в нём мелочность и мелкие желания и чувств, характерных для повседневной жизни, таких как чревоугодие, сексуальные желания, жадность, тщеславие мелкие амбиции, пристрастия и антипатии, ссоры, жажда похвалы, гневные реакции, нападки и всякого рода обвинения, мелкие влечения и т. д. В дальнейшем, в человеке постепенно начинает преобладать более высокая часть его витального существа, которая проявляет себя через витальные страсти, честолюбие, гордыню, жажду славы, привязанности и антипатии. Привязанности, о которых мы здесь упомянули, совсем не обязательно могут быть направлены к другому человеку, но к чему угодно: к какой-то идее, к материальным ценностям, к какому-то виду деятельности. Ещё более высокие витальные проявления, в дальнейшем раскрывающиеся в человеке – это область, в которой зарождаются различные чувства, такие как любовь, радость печаль, ненависть, ревность, зависть и т.п. Далее идёт ментально-витальная часть, способная выражать в словах различные витальные реакции и состояния. Человеческое витальное существо является только поверхностным отражением более глубокого, всеобъемлющего витального существа, принадлежащего витальному уровню бытия всего человечества, через которого мы связаны с витальной реальностью Мироздания.
Итак, после рождения у различных людей с неодинаковой скоростью раскрываются человеческие возможности и люди рождаются с разными предрасположенностями. Так будущий дебил где-то до 5 – 6 лет развивается как все обычные дети, но в дальнейшем начинает отставать от своих сверстников. Память у него может быть хорошей, а вот понимание и способность предвидеть результаты своих поступков у него оставляют желать лучшего. Обычно он живёт сегодняшним днём и не осознаёт собственной недостаточности. И такое может происходить не только с дебилами, но и с людьми, которые кажутся во всём совершенно нормальными. Они совершенно нормально развиваются до юношеского возраста, и застревают на нём на многие десятилетия. Физически они стареют, а психологически остаются такими, какими были в 18 – 20 лет. Каждый человек после рождения проходит несколько этапов человеческой жизни – детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст и старость. И каждый этап жизни человека имеет свои психологические особенности. И некоторые люди словно застревают на каком-то этапе, тело стареет, некоторые возможности изнашиваются и закрываются, а они продолжают жить прошлыми радостями, которые для них уже невозможны. Им кажется, что плотские утехи – это смысл их жизни, а если они стали недоступными, то и жизнь потеряла свой смысл. Это люди, нуждающиеся в помощи психотерапевта, но это трудные пациенты, так как в их прошлом они имели какую-то опору, которая была их смыслом жизни, а теперь впереди – пустота. Материально состоятельным женщинам в этом отношении легче – они могут создать иллюзию продолжающейся молодости и в 70 лет, и даже в 80, выходя замуж за относительно молодых мужчин. И это не следует считать патологией отношений, так как немало мужчин, независимо от их возраста, нуждаются в женщине-матери, которая была бы для них женой, и в то же время опекала и даже содержала их. И в то же время возможны противоположные варианты, в которых женщины – дочери нуждаются в постоянной опеке, женщины – лианы нуждаются в мужчинах, которые выполняли бы все их капризы и желания. И существует ещё множество других вариантов отношений, зависящих от врождённых предрасположенностей. Например, стремление к богатству и власти всегда имеют врождённые соответствующие склонности. Обычно это бывает у людей, у которых опорой их жизни является низший витальный ум. Конечно, у этих людей есть проявления и более высокого разума, но он не является для них опорой в их жизни. И всё это проявления глубоких захваченностей, имеющих врождённые предрасположенности. Сюда же следует относить людей искусства, посвятивших ему всю свою жизнь, людей науки, религиозных подвижников и тех, которые избранны для духовной работы.
Захваченность – это определённое психологическое состояние, сравнимое с неутолимой жаждой, когда человек не может остановиться под влиянием захваченности. Например, человек, захваченный стремлением похудеть, не может остановиться и у него возникает состояние анорексии. Стремление к накоплению материальных ценностей может стать неуправляемым и поразить своим вирусом накопительства не только богатого человека, но и бедного. И если первый будет копить деньги и прятать их где-то в оффшорах, приобретать дворцы, виллы и виноградники за границами и в своей собственной стране, то бедный будет заполнять своё жилище всевозможным хламом. Люди покрывают своё тело татуировками или делают пирсинг и не могут остановиться, заболевают шопингом и всевозможными игроманиями, они. У многих людей захваченности становятся смыслом их жизни, и определяют их интересы и стремления. И если отнять или хотя бы на время прервать у человека захваченность, лишив его того, что было для него сверхценностью, сравнимое для него со смыслом жизни, то это может для такого человека закончиться трагически.
Степень выраженности захваченности может быть неодинаковой. В одних случаях она подобна прикосновению человека к каким-то идеям, процессам или даже вещам. При этом, человек скользит своим вниманием по поверхности всевозможных проявлений мира, не задерживаясь на них. В других случаях человек в большей или меньшей степени захвачен, чем-либо, но в любом случае человек стремится иметь психологическую опору, хоть какую-то определённость, без которой существование человека невозможно. И тогда мы можем говорить о захваченности человека какими-то определённостями, повторяемостями, при которых человек чувствует себя относительно благополучно.
Люди, имеющие одинаковую захваченность, объединяются в клубы, сообщества, корпорации, религиозные конфессии. Капитализм – это тоже объединения захваченных идеями наживы. Но мы должны понимать, что любые захваченности, не только подчиняют себе захваченных, но и стремятся распространиться среди других людей. Чем глубже захваченности овладевают человеком, тем эффективнее человек реализует цели захваченностей. Можно сказать, что захваченности – это хронические состояния готовности человека к какой-либо внешней деятельности
Любые захваченности имеют свои правила и законы, которые способствуют их существованию и процветанию. Но, в конечном счёте, все захваченности – это системы, замкнутые на значимостях этого проявленного мира, однажды заканчиваются безвыходными тупиками. Достигнув своего максимума, они начинают разрушать и самих себя, и своих носителей, через которых они реализовали себя в этом проявленном мире. Всё в этом проявленном мире имеет своё начало и свой конец, потому что любые ресурсы, необходимые для существования и роста захваченностей имеют свои пределы. И однажды, захватившие человека состояния или запущенный процесс, растрачивают свои материальные, энергетические и психологические ресурсы и начинается деградация, которая, почти всегда неожиданно, разрушает, казалось бы, вечную систему, созданную захваченностью.
Но бывают захваченности, скрытые от её носителя. Человек может быть захвачен какой-то идеей, которая намеренно внедрена в него. Например, – социальное и материальное неравенство в современном демократическом мире – это непреодолимая необходимость, определяющая его «неуничтожимую» устойчивость и процветание. Различные мнения, оправдывающие и поддерживающие высокое социальное положение богатых и власть имущих – неоспоримы, так как мнения противоположного характера могут разрушить ту определённость, которая обеспечивает, хотя и скудное, благополучие народа. В человеческое сознание внедряется мысль, что ничего изменить невозможно, так как «плетью обуха не перешибёшь». Человек, носитель подобного рода идей, неосознавая этого, является своеобразным зомби, заражающий этими идеями людей, с которыми он общается.
У глубоко захваченного человека дополнительно, могут быть захваченности мелкие и даже «прикосновения», не оставляющие следа в его сознании. Но глубокая захваченность всегда трансформирует личность человека, подчиняя его себе. Но условия, в которых находится человек и к которым он приспосабливается, так же трансформирует человека, делая его адекватным этим условиям.
Всё это имеет прямое отношение и к духовной работе, которой человек должен быть захвачен максимально, без остатка. Но, в отличие от захваченностей значимостями проявленного мира, захваченность на внутреннем пути, не содержит в себе критических тупиков и не разрушает сознание человека. Напротив, в духовном искателе раскрываются те возможности, которые прежде были скрыты, потому что этот проявленный мир является только трамплином для выхода за его пределы, и каждый искатель, идущий внутренним путём в действительности идёт в беспредельность. Человек, захваченный духовным стремлением к бесконечному совершенству, приносит себя в жертву своей захваченности, и одновременно приносит в жертву все значимости проявленного мира, к которым он был прежде привязан. И только тогда он становится сознательным исполнителем Божественной воли. Но жертва может быть другого рода, в которой духовный искатель поддерживает возможность духовной работы другого человека. Такую жертву принесла Мать – Мирра Ришар, благодаря которой работа Шри Ауробиндо могла быть сделана. Мать, беседуя с учениками, однажды сказала, что некоторые женщины Индии служат своему мужу, так как он дан им Богом. А мы знаем, что мир поворачивается к искателю той стороной, которая необходима для его внутренней работы. Но это происходит тогда, когда искатель искренен на внутреннем пути. Тогда индийские жёны, будучи искренними в своём служении, соответственно трансформировали сознание своих мужей. Конечно, это имеет отношение и к мужчинам. Мы должны помнить, что искреннее служение – это внутреннее состояние устремлённости, создающее вокруг духовного искателя соответствующую атмосферу, что приводит к трансформации сознания тех людей, которые соприкасаются с этой атмосферой. И не только отдельных людей, но даже низшая природа начинает служить такому человеку.