Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О СВОБОДЕ

Петр Зорин

2019-08-15

 

В проявленном мире человек никогда не бывает действительно свободным – возможна только иллюзорная свобода. Можно сказать, что человек свободен иметь своё мнение. Но в действительности, своих мнений у людей не бывает – у большинства людей они заимствованы у авторитетов. Нередко за своё мнение выдаётся намеренная ложь, при помощи которой, скрывается неприглядная реальность, или же, напротив уничтожающая репутацию другого человека или даже целого народа и даже страны. Даже собственный опыт в какой-либо области рождает иллюзорное мнение, зависящее от индивидуальных особенностей человека. Даже мнения о причинах смерти очень часто зависит от общепринятых мнений или мнений специалистов. Человек считает, что среди многих мнений по какому-то вопросу, он осознанно выбрал более правильное или более справедливое мнение, а на самом деле его выбор основывался на мнении авторитетных для него людей или же авторитетных теорий. Люди, создающие мнение о других людях или даже о самих себе хотят иметь опору в жизни и мнения – это одна из опор. Мнения – это определённости, которые люди навешивают на всё, что их окружает, в том числе и на историю своей страны и на её возможное будущее. Любая оценка чего бы то ни было – это индивидуальное мнение человека. И при прохождения путей своей судьбы, человек постоянно конструирует мнения по поводу всего, что встречается на его пути. Кажется, что мнения позволяют ориентироваться человеку в окружающем его мире, потому что мнение – это оценка тех значимостей, которые встречаются на путях человеческой судьбы. Имея мнение, как определённость, человек считает себя застрахованным от случайностей, хотя в действительности всё может не соответствовать предположениям и мнениям человека.

Человек не свободен в выборе своих побуждений, которые овладевают им или под влиянием внешних обстоятельств, или под влиянием его инстинктов, и, овладев, реализуют себя или во взаимоотношениях с внешней реальностью, или в отношениях к самому себе. И даже тогда, когда человек осознаёт, что побуждение стремится использовать его для своей реализации и пытается не допустить её, то он выбирает иной способ действий, позади которого, возможно, стоит страх возмездия или же реакция эго. таким образом, и в этом случае, человек не сам выбирает решение проблемы а внешние или внутренние обстоятельства.

В своих стремлениях на путях судьбы человек так же не свободен, потому что он социальное (стадное) существо и следует в своих стремлениях в направлении тех объектов, которые значимы для всего социального (стадного) сообщества. Его социальный (стадный) инстинкт рождает в нём желание – быть таким как все. Обычно, в таких стремлениях (быть таким, как все) человек пытается занять какое-то достаточно значимое место, но это опять-таки не его выбор, а выбор его эго.

Даже стремление к познанию реальности мира определяется в подавляющем большинстве случаев инстинктом, который в животном мире иногда называют «что такое». Следуя этому инстинкту, животные исследуют пространство, которое в дальнейшем будет служить для них местом обитания, достаточно безопасным и дающим им пищу. Человек так же стремится получать знания в учебных заведениях, потому что к этому его влечёт инстинкт познания и внешние необходимости и, кроме того, его ум требует для себя пищи, что может побуждать человека к стремлению получать ментальные знания. Правда, в большинстве случаев человек эти инстинкты удовлетворяет простым любопытством, но и в животном мире исследовательские инстинкты выражены не в одинаковой степени.

Являясь частью социума, человек вынужден контролировать свои отношения с окружающей его реальностью. Он не свободен в своих поступках и своём самовыражении, но должен соответствовать законам, общепринятым правилам, обычаям и условностям. Но некоторые люди, стремясь к значимости самих себя, норовят выйти за пределы общепринятых стандартов, чтобы показать, что они не такие, как все, и пытаются изменить свою внешность так, чтобы подчеркнуть свою особенность. Например, одни из них стремятся делать в своих платьях максимально глубокое декольте, а другие в тех же самых стремлениях делают декольте сзади, которое так же максимально глубокое, так что видна какая-то часть пространства между ягодицами. Я уж молчу о татуировках, пирсинге и рваных джинсах и ещё о многом другом, но всё это делается пределах постоянно расширяющегося дозволенного. И даже в этом свобода человека не беспредельна и позади этих стремлений опять-таки находится человеческое стремление быть значимым. Обратите внимание, что люди в своих взаимоотношениях всегда стремятся казаться хоть в чём-то значимыми, даже в кругу своей семьи и близких друзей. У это тоже есть свои законы и требования, уйти от которых не каждый может.

Обычно, когда мы говорим о свободе, то имеем в виду свободу от чего-то. Например, человек отслужил службу в армии или уволился в запас – он свободен от тех обязанностей, которые выполнял, будучи солдатом или же офицером. Но это не значит, что он наконец-то стал свободным. Возможно, он стал ещё более несвободным, чем был прежде. Или ещё пример: два человека создали семью – они любят друг друга, хотят иметь детей – их прежняя несвобода сменилась другой несвободой. Любые взаимодействия человека с кем и чем угодно, создают у него состояние зависимости, и, следовательно, несвободы. Эта несвобода не обязательно должна быть полной, она может быть в каком-то одном проявлении человека. И вообще, несвобода – это естественное состояние человека – он является частью живой системы Мироздания, в которой каждое живое существо и каждая частица неживой природы, от субатомной реальности мира до звёзд и галактик постоянно взаимодействуют друг с другом. И каждая планета и даже песчинка на берегу океана занимают своё место в потоке жизни беспредельного Мироздания – тела Бога.

Свобода и несвобода – это спектр состояний замкнутый в кольцо. Поэтому полная свобода и полная несвобода – это одно и то же. При полной свободе человек не должен взаимодействовать ни с чем, в нём не должны происходить процессы, побуждающие его к какому-то виду активности, он не должен нуждаться на в чём, его не должно интересовать ни что, его внимание не может быть направленным ни на что и т. д. При не свободе вместо «не должен», следует говорить или писать – «не может» Результат в обоих случаях будет один и тот же – отсутствие всего, что мы называем жизнью и сознанием.

Тогда свобода – это степень зависимости, при которой человек чувствует себя комфортно, а направленная его активность доставляет ему удовлетворение. При свободе обязательно должно быть чередование вида активности и индивидуальная степень её напряжённости. Свобода всегда соответствует интересам человека и его индивидуальным психологическим и физическим особенностям. Поэтому для одного свобода – это бездумное пассивное существование, а для другого – «наслаждение битвой жизни» здесь можно вспомнить слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова – «парус»: …а он мятежный просит бури, как будто в буре есть покой. И, Горького – «Песня о буревестнике»: …пусть сильнее грянет буря!

В духовной практике, свобода – это всё возрастающее сосредоточение на внутренней работе. Духовный искатель знает, что при его искренней устремлённости к Божественному совершенству, все события внешнего мира выстраиваются для него в той последовательности, которая соответствует состоянию сознания искателя, его готовности к осознанию определённых состояний и  пониманию связи и единства этих состояний с реальностью Мироздания. Человек, идущий внутренним путём, очень часто не ведает о том, что его сознание выбирает и осознаёт преимущественно те события внешнего мира, которые соответствуют его готовности к какому-то периоду его внутренней работы. И тогда можно сказать, что каждый духовный искатель, будучи искренним, использует для своей работы весь мир.

Итак, действительной свободы не существует, но в проявленном мире  возможна свобода от чего-то или от кого-то, в которой человек переходит от одной несвободы к другой. И это верно как для обывателей, так и для людей, идущих духовным путём.

Человек воспринимает реальность внешнего мира совсем не такой, какая она есть в действительности, и себя он так же воспринимает не таким, какой он есть на самом деле. Он считает, что все проявления его индивидуальности принадлежат ему, хотя в действительности это совсем не так. Неведение скрывает от него во-первых, то, что у него есть не только внешние органы восприятия, но и органы восприятия внутренние. и если внешняя воспринимающая система реагирует только на внешние объекты и взаимоотношения с ними, то внутренняя система восприятия, находящаяся в сознании человека, воспринимает эмоциональную и сущностную часть объектов и событий внешнего мира. Каждый объект и любые процессы, воспринимаемые внешними органами чувств, содержат в себе не только свою суть, но и намерение, которое они стремятся проявить, используя для этой цели человека. И, кроме того, всевозможные силы различных планов сознания низшей сферы миров, вызывают в человеке определённые побуждения, посредством которых они управляют им. Но человек не ведает, что все эти силы и состояния, проявляющиеся в нём, не принадлежат ему, и все состояния, возникающие в нём, считает принадлежащими ему. Это связано с тем, что человек – открытая система, которую можно сравнить с проходным двором, на территории которого могут оказаться кто угодно, Но это не означает, что все, которые пользуются этим проходным двором, являются жильцами дома, построенного на этой территории. Но хозяин этого дома и двора настолько близорук, что считает всех, оказавшихся на территории его двора, жильцами своего дома. В связи с этим, человек, все состояния и побуждения, возникшие в нём, считает принадлежащими ему. Но в этом есть и положительная сторона, так как человек, осознавая всевозможные состояния, возникающие в нём, может воздействовать на эти состояния и побуждения, позволяя им реализоваться, или же запрещая их. Благодаря чему он приобретает опыт управления всеми, кто появляется на его проходном дворе.