Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗЕМЛЯ НЕИЗВЕСТНАЯ

Петр Зорин

2019-07-11

 

Шри Ауробиндо это назвал землей неизвестного, на которую однажды ступит духовный искатель. Это состояние неожиданно, без каких-либо внешних причин захватило всё моё существо. Основная суть этого состояния может быть высказана одной фразой: «всё бессмысленно». По-видимому, это неизвестное больше чем всё, что мне было известно прежде. Больше всей моей прошлой жизни, всех моих интересов, и всех тех знаний, которые я имел и имею о мире, Боге и ещё о чём бы то ни было. Жизнь стала бессмысленной, но и смерть так же бессмысленна, так как посмертная реальность так же не имеет никакого значения. Тем более, что посмертную реальность люди создали, исходя из опыта своей Земной жизни в этом проявленном мире, поэтому она всегда не соответствует посмертной действительной реальности.

Уже от самого первого для своего рождения человек стремится к определённостям, в которых его жизни ничто не угрожает. И когда эти определённости существуют, то жизнь кажется наполненной правильным смыслом. Жизнь для человека, кажется, имеет смысл, если она отвечает на вопрос: «ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ». Если бы пчела могла разговаривать как люди, то на вопрос: для чего она живёт? Она ответила бы: чтобы собирать мёд и пыльцу и носить их в улей. И, конечно же, защищать свой дом и заботиться о пчелиной семье. Возможно, я что-то упустил из пчелиной жизни, но, как мне кажется, сказал самое главное. Но вернёмся от пчелы к человеку, что же он ответит на вопрос: «ДЛЯ ЧЕГО ОН ЖИВЁТ? Иногда для уточнения некоторых деталей потребуется целая череда одинаковых вопросов: «ДЛЯ ЧЕГО….», чтобы добраться до окончательного ответа, который поставит точку на последовательности однотипных вопросов. А иногда ответа не последует, потому что круг определённостей, у отвечающего человека, закончился, а всё, что за пределами этого круга – не имеет смысла, потому что там внутренняя вселенная человека заканчивается.

Тогда мы должны считать, что человек стремящийся к познанию себя или к познанию беспредельности мира, однажды дойдёт в своих стремлениях до края своей внутренней вселенной и однажды осознает себя, за пределами круга всего, что прежде имело для него смысл и являлось устойчивыми определённостями. Но если внутри круга определённостей его внутренней вселенной у человека было стремление понять вечность и Беспредельность всех возможностей и качеств Бога,  смысла его бесконечного стремления к совершенству, то на путях к знаниям и пониманию всего сущего в Мироздании, человек обязательно выйдет за пределы своей внутренней вселенной и окажется в беспредельном океане непознанного и бессмысленного, так как определённость и смысл имеет только то, что уже познано, пусть даже поверхностно. И тогда внутренняя вселенная, заполненная познанным и, поэтому, определённым, предстанет незначительным островком, среди вод океана непознанного и, поэтому, бессмысленного. Всё прежде познанное и определённое потеряет свой смысл, так как человек осознавший для себя состояние бессмысленности, прежде определённой реальности мира, осознает, что вся его прошлая жизнь и все проблемы, и процессы этой жизни, и даже все знания, которые он приобрёл в течение прошедшей части жизни – это только поверхностное прикосновение к непознанной реальности, которая, ещё раз повторяю, будучи непознанной, воспринимается как бессмысленная. И тогда, задавая вопросы: «ДЛЯ ЧЕГО…?», «ЗАЧЕМ…?» и «ПОЧЕМУ….?» человек приходит к непознанному, которое не имеет определённости. И возникает ощущение, что вся прожитая часть жизни не имела смысла да и все знания, которые человек приобрёл в течение прошедших лет, так же не имеют смысла. Даже, вечные стремления Бога к совершенству, так же становятся бессмысленными, если спросить самого себя или кого угодно из людей: «зачем нужны Богу его вечные стремления к совершенству»?

Состояние тотальной неопределённости или бессмысленности всей реальности мира переживается как абсолютная безысходность. При этом человек точно знает, что смерть не является выходом из этого тупика неизвестности и неопределённости, потому что и она воспринимается как бессмысленность. Но человек знает, что у Бога нет ничего бессмысленного, и та тотальная неопределённость, которая смотрит на него отовсюду, скорее свидетельствует о вступлении его в следующую фазу на пути познания реальности мира и самого себя. Действительно, вся эта неопределённость и бессмысленность существует не во внешнем мире, а в самом человеке. Исследуя своё эмоциональное состояние, человек может осознать, что чувство тревоги, возникшее в нём при восприятии бессмысленности всего сущего в мироздании, и состояние безысходности, становится всё менее интенсивным по мере его исследования. Можно предполагать, что эту внутреннюю реакцию вызвало эго, которое стремится удержать человека в пределах значимостей проявленного мира.