Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НАМЕРЕНИЯХ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Петр Зорин

2019-07-07

 

Исследуя свои внутренние состояния, при различных видах внешней активности, человек может осознать в себе две силы, каждая из которых осознаётся им как индивидуальность. Одна из них поддерживает состояния активности, назовём эту силу намерением жизни, и её фоном является уверенность, оптимизм, хорошее настроение, способность длительно поддерживать направленность запланированной активности и успешно отвергать различные отвлекающие факторы. Сила, поддерживающая состояние осознанной направленной активности в своём намерении содержит способность к нарастающей восприимчивости, бдительности и необходимую для своей реализации энергию воли. И вторая сила, которую можно назвать намерением смерти, хотя её предназначение совсем не направлено на противостояние силы первой. Её внутренним фоном является состояние внутренней неопределённости и безволия, при которых у человека нет желания делать направленные усилия, например, для материального обеспечения себя и своей семьи. И эта вторая сила так же имеет своё намерение и свою силу воли, и проявляет себя в стремлении к пассивности, несопротивлению, согласии с состоянием зависимости, подчинённости, приятию мнений других людей, только потому, что они для такого человека имеют большую значимость, чем другие люди. Очень часто, эти люди в своей судьбе винят других людей и те обстоятельства, в которых они выросли. Отчасти, возможно, они в этом правы, так как обстоятельства действительно могут воспитать бесхребетного человека.

Люди, жизнь который проходит под влиянием второй силы, следуют тем направлениям во внешнем мире, которые определяются внешними влияниями или же внутренними состояниями и инстинктивными влечениями. Эти две силы принадлежат двум намерениям – жизни и смерти и проявляют себя как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровнях. Продолжительность жизни человека и эффективность её, как во внешнем мире, так и при внутренней работе, во многом зависит от влияния на человека этих двух сил. Обычно, преобладающая в человеке сила, определяющая намерение жизни или смерти, осознаётся им как его единственная индивидуальность. Например, когда в человеке преобладает намерение жизни, то он осознаёт, что это он сам предпочитает заниматься какими-то делами или он сам не хочет чем-то заниматься. Намерение жизни или смерти проявляют себя через различные эмоциональные состояния, стремления, желания, влечения и побуждения. И каждый раз, человек всё это считает принадлежащее ему – это он хочет или не хочет, он ревнует или завидует, ему что-то нравится или не нравится. В действительности же, всё это является проявлением двух сил – жизни и смерти. И что интересно, каждая из этих сил, захватив сознание человека, не только проявляет себя как индивидуальность, имеющая определённое намерение, но она стремится полностью владеть человеком, как своим инструментом, через которого она может реализовать себя. И, поэтому, когда кто-либо сделает замечание такому человеку в том, что он неправильно поступает, то такого рода замечания могут быть восприняты агрессивно. На самом деле эти две силы – намерения жизни и смерти – на подсознательном и сознательном уровнях являются инструментами эго, которое считает себя всегда правым, а своё поведение и свои мнения адекватными и правильными. Но, обратите внимание, чтобы человек мог знать об этих двух силах, которые проявляют себя как индивидуальности, у человека должна быть позиция, с которой он может осознавать эти две силы. Эта позиция может быть тесно связана с эго и тогда человек является исполнителем воли эго. И она может в различной степени дистанцироваться от эго, и чем больше эта дистанция, тем более объективной будет оценка человеком своих отношений и реакций. Тогда, если наблюдающее «я» непосредственно связано с эго, то у человека не может быть критического отношения ни к своим состояниям, ни к своим реакциям. В тех же случаях, когда наблюдающее «я» или «Свидетель» отделены от эго, то у человека появляется возможность не только осознавать реакции эго, но и воздействовать на них. У каждого человека есть возможность не потакать реакциям эго, какие бы средства оно для этой цели не использовало. Но для того, чтобы это стало возможным, человек должен осознать, что эго – это его ложное «я» и для этого необходимо осознанные исследования всевозможных реакций эго, которые обычно возникают при общении человека с другими людьми.

Так как эго заинтересовано в своей полной власти над человеком, то оно для этой цели будет в определённой последовательности использовать как намерение жизни, так и намерение смерти. Дело в том, что более частое проявление в человеке намерения жизни может привести к тому, что человек однажды захочет выйти за пределы власти эго. И для того, чтобы это не произошло, эго периодически опускает его возможности, выводя на передний план намерение смерти. Эти две силы в человеке растягивают его в разные стороны, не позволяя ему знать своё истинное предназначение, и не давая ему возможность стать на путь познания самого себя.

Наше Мироздание имеет бесчисленное количество вселенных или планов сознания, среди которых за пределами миров низшей сферы есть супраментальные планы сознания, в которых эволюция разумных живых существ раскрывается не в результате усилий, необходимых для их выживания, но является следствием реализации бесконечной жажды знаний. Не напрасно Шри Ауробиндо назвал бессмертного супраментального человека гностическим существом (гнозис – познание).

Каждый человек имеет потенциальные возможности непосредственного восприятия каждого плана сознания Мироздания, в котором мы все живём. Но эти возможности могут раскрыться только в результате освобождения человека от засилия эго и влияний низшей природы, которая использует и эго и различные внешние значимости, как свои инструменты, для удержания своей власти на Земле. Я говорю «на Земле» потому, что все планы сознания низшей сферы миров своей опорой имеют Землю. И даже супраментальные планы своим подножием так же имеют Землю. Мы можем вспомнить эпизод встречи матери Мирры Ришар со Шри Ауробиндо после того, как он оставил своё тело и ушёл на план богов (план Верховного разума). Она встретилась с ним в его кабинете, работающим за своим столом,  который находился, как мы знаем, в ашраме в Пондишери, в нашем проявленном мире. Шри Ауробиндо однажды говорил о будущем супраментальном, гармоничном человечестве, которое будет жить на Земле. Таким образом, все планы сознания, среди которых и ад и рай, присутствуют на Земле и даже  супраментальное будущее человечества, не потребует от него перемещения в какие-то небесные миры – все планы сознания здесь. Одни уже открыты для человечества, так как соответствуют состоянию его сознания и созвучны ему, другие же, супраментальные планы сознания, пока ещё недоступные его восприятию, так же находятся здесь, в проявленном плане Земли, но они станут для человека реальностью только тогда, когда его сознание станет созвучным им. Здесь следует дать некоторые пояснения: современное человечество живёт в проявленном мире с его значимостями на планете Земля. Возможно, наша планета одна из многих в мироздании, на которых есть разумные эволюционирующие существа. На Земле – это человечество. Все планы сознания, заполняющие мироздание, можно сравнить с радиоволнами, имеющими определённые частоты. В соответствии с этим, формы жизни этих планов имеют тела, созвучные этим планам сознания, и в то же время они способны осознавать вибрации параллельных планов, как некую эмоциональную атмосферу, в пределах необходимых для реализации своего предназначения. Рассмотрим эту реальность на примере земного человечества. Физические тела людей соответствуют какому-то одному плану сознания низшей сферы миров. Мать – Мирра Ришар – говорила, что человечество живёт в сумеречном мире. Она имела в виду, что самые низшие планы сознания низшей сферы миров – это миры мрака и страданий, а самые высокие планы сознания – планы верховного разума – это планы богов, духовная атмосфера которых полна света и радости, а человечество находится где-то между ними. Но человечество привязано к Земле своими физическими телами – клетками своих тел, которые созвучны какому-то промежуточному плану сознания низшей сферы миров. Но сознание людей далеко не всегда соответствует сознанию тела, оно иногда опускается ниже, или же поднимается на более высокие уровни над сознанием тела. И здесь есть одна очень важная особенность – сознание тела – это ни какое-то фиксированное его состояние, оно может меняться при длительном или частом пребывании человека на каком-то плане сознания, отличающимся от плана сознания, на котором изначально находилось тело этого человека. И если человек находится в состоянии глубокого покоя и равновесия внутри себя часто и длительное время, то это обязательно повысит состояние сознания тела человека и соответственно, всего его существа в шкале планов сознания низшей сферы миров. При внутренней работе необходимо не только осознавать различные эмоциональные состояния, но и реакции эго на изменения внешних обстоятельств и оценке значимостей этого проявленного мира. И во всей этой внутренней работе есть одна особенность: её делает не человек, а Бог, используя те средства, которые доступны этому человеку. Поэтому у искателя не должны появляться вопросы с чего начинать эту внутреннюю работу по исследованию самого себя, по-видимому, Бог знает, состояние готовности человека и когда, и какие эмоции, желания или влечения должен исследовать он в себе. И хотя эту работу делает Бог, человек воспринимает её, как своё собственные намерения и усилия, своё собственное осознание и понимание того, что происходит в его внутренней субъективной вселенной. И только непосредственное участи в этой работе человека, его осознанные направленные усилия могут привести его к трансформации сознания всего его существа. Изменение сознания человека в процессе его внутренней работы со временем приводит к изменению сознания всего его существа вплоть до сознания клеток тела. Человеку важно знать, что осознанные усилия, для познания самого себя во всех своих проявлениях, являются необходимостью, без реализации которой никакая трансформация во всём его существе не возможна. И ещё, он должен помнить, что внутренняя работа на путях к бесконечному совершенству предназначена только для тех людей, которые избранны для этой работы Богом. Но при этом Бог не творит ни какого насилия над человеком, который в процессе всего времени в своей внутренней работе может оставить её или же соблазнённый низшей природой поменять истинного учителя, которым является его Психическое существо, уйти в направлении «более великого учителя» предложенного низшей природой. Обычно такого рода соблазны возникают у человека и даже успешно реализуются, в тех случаях, когда человек недостаточно настойчиво и внимательно исследовал различные проявления своего эго.

Из всего здесь сказанного можно сделать вывод, что внутренняя работа возможна только тогда, когда человек  находится на позиции жизни, от которых зависит очень многое, например, для человека, интересы которого сосредоточены на значимостях проявленного мира, позиция жизни определяет его эффективность при реализации его стремлений. Для человека, идущего внутренним путём, позиция смерти – это всегда сдача на милость низшей природы, которая не позволит человеку заниматься духовной работой, так как в этом случае она потеряет власть над этим человеком.

Позиция смерти всегда связана в конечном счёте со смертью человека. В начале это стремление к смерти воспринимается человеком как нечто позитивное, так как позволяет ему заниматься только тем, что ему нравится, но не тем, что необходимо, например, для выполнения своих семейных и гражданских обязанностей. В современном мире можно видеть множество примеров, когда мужчины уже давно достигшие зрелого возраста, всё ещё остаются незрелыми. Женщины не хотят воспитывать своих детей. Но психологическая незрелость проявляется и во многом другом, когда люди настаивают на своих вредных привычках, не хотят делать усилия на путях профессиональных знаний и каких угодно других знаний, идут на поводу своих эмоциональных состояний, даже тогда, когда они разрушительны для человеческих взаимоотношений. Они не могут расстаться со своими мнениями, когда им указывают на их несостоятельность. Им очень трудно приспосабливаться к тем условиям, которые требуют от них каких-то дополнительных усилий. В связи со всем этим, они очень рано начинают деградировать, что в первую очередь проявляется в несогласии с теми, которые хотят им добра.