ЕЩЕ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Для того чтобы понять, что такое ответственность, необходимо остановиться на вопросе – что такое человек социальный. Для социального человека существует не только «я», для «меня», но и «моё». Например, моя страна, мой народ, моя работа, моя семья и т. п. У ответственного человека связь его как физического и духовного существа с объектами, о которых он может сказать, что они «мои» значительно более тесная, чем у человека безответственного. Она может быть настолько тесной, что может субъективно составлять с ним одно целое. И когда такой человек говорит: «мой народ», «моя семья», и не только говорит, но и относится к ним как к самому себе. И, более того, себя при таком единстве, он ставит на место обслуживающего персонала, без которого ни народ, ни семья, ни работа, ни что-либо еще существовать не могут.

Тогда безответственный человек подобен обнаженному, который ни за что не отвечает и ни о ком не беспокоится, только о своем собственном физическом теле. Он ухаживает за ним, ублажает его прихоти, доставляет ему удовольствия – его тело в этом случае становится его богом, перед которым он преклоняется.

Все выглядит иначе у человека ответственного. Он – это не только его тело, витал и ум, но и его дом, семья, работа, его нация и его государство и окружающая его природа – это все части его существа, и он не может быть безразличным потребителем ко всему этому. Без всех этих частей он не чувствует себя полноценным человеком, они все нужны ему, чтобы осознавать свою завершенность и свою необходимость, для того чтобы содержать все эти внешние части в состоянии благополучия. Жизнь для себя для него невозможна, не имеет смысла и ассоциируется для него с пустотой, которую он может заполнить только заботой о ком-то или о чем-то. Можно сказать что состояние ответственности может быть одной из основных граней личности человека, его стержнем, вокруг которого формируется вся его жизнь.

Ответственность начинает формироваться в раннем возрасте и в основе её формирования лежит труд. Именно усилие, необходимое для выполнения труда и является формирующим началом ответственности. Но при этом очень важно, чтобы труд имел целью общее благо, но не свое личное. Это благо  может быть отсроченным в какое-то будущее, возможно для своих потомков и оно может быть предназначено для другого человека, или для своего народа в ближайшем будущем времени.

Что способствует формированию ответственности? 1) Человек не должен жить сегодняшним днем, потому что ответственность всегда направлена в будущее, даже если это будущее наступит через минуту. 2) Труд не должен быть насильственным, потому что усилия, которые при этом будет совершать человек, будут не добровольно направлены на благо кого-то другого, а под влиянием страха перед наказанием будут формировать у человека сознание раба. 3) Будущее, для человека, совершающего усилия должно быть строго ориентировано, так как ответственность не может быть бесцельной и истинным направлением усилий может быть то благо, которое не разрушает блага других людей и окружающей природы. Таким ориентиром может быть только то будущее, которое связано с героическим прошлым народа. Здесь следует сделать некоторые пояснения: историю любого народа можно сравнить с рекой, текущей из прошлого в будущее. Жизнь каждого человека во всех мелочах – является частью этой реки, и действия его будут только тогда адекватны, когда направления их будут соответствовать направлению реки. Но чтобы человек осознавал направление этой реки, он должен знать историю своего народа такой, какова она есть в действительности. Изменение истории можно сравнить с изменением русла реки, что приведет к изменению мировоззрения и интересов человека, его взглядов на реальность этого мира с его ценностями и стремлению к соответствующему будущему. Чем короче и ничтожнее история народа, тем менее определенным становится его будущее, и тем легче придать ему то направление, которое выгодно для стремящихся к власти над всем миром. 4) У человека должны быть широкие интересы, потому что только в этом случае он будет иметь «карту» своего пути в этом мире. Об этом можно сказать иначе: человек не должен видеть только то, что перед его носом, но и то, что есть справа, слева и позади его. В противном случае он может легко совершить неверный шаг и выбрать ложное направление.  5) Любой процесс имеет свое начало, кульминацию и завершение. Для человека завершение чего-либо одного очень часто ведет к открытию чего-либо другого, и это во многом связано с его возрастом. Обычно все особенности личности человека формируется не только в связи с его генетическим наследованием, но и в промежутке его развития от зачатия и до семи лет после рождения, хотя и в дальнейшем формирование его личности продолжается, но уже более медленно, чем прежде.

В настоящее время уже существуют многочисленные данные о формировании будущей личности человека в период внутриутробного развития плода. Интересы матери всегда сопровождаются определенными эмоциональными состояниями, в которых купается и её плод. Всевозможные эмоции, желания, побуждения и отношения к окружающей реальности, переживаются матерью вместе с будущим человеком, которого она носит в себе. Даже пища, которую она есть и все, что она пьет и чем она дышит – все это доступно будущему человеку, живущему в лоне матери. Он периодически глотает околоплодные воды, которые содержат в себе вкус пищи, употребляемой его матерью, в этих же водах содержится никотин, если женщина курит, и алкоголь, если она его употребляет. Её волевые усилия для преодоления трудностей – это и его усилия, потому что мать и дитя в период беременности и некоторое время после её окончания, представляют одно целое. Исходя из этого, можно думать, что состояние ответственности начинает формироваться в человеке уже во внутриутробном периоде. Другими словами, если у матери выражено чувство ответственности, то вероятность того, что у её сына или дочери это чувство так же будет достаточно выражено значительно возрастает.

  Существует несколько уровней чувства ответственности, которое во многом зависит не только от воли, не только от высоты сознания, и способности к различению, но и от возможности предвидеть будущее. Фундаментом любого вида созидательной деятельности является воля. Воля – это энергия, которая может быть направлена как на сопротивление, так и на преодоление, она может быть направлена и на разрушение, так же как на созидание, и еще она может быть использована для сохранения равновесия. Но, чтобы определять направление, в котором воля может быть использована, необходимо иметь достаточно высокое сознание, которое способно различать эти направления. Кроме того, сложность выбора направления связана со способностью человека предвидеть будущее.

Есть немало людей, которые неспособны предвидеть результаты своих сегодняшних действий или действий кого-либо другого. Их в какой-то мере можно сравнить с глупым Гансом, который не мог предвидеть результатов своих пожеланий, действуя неадекватно обстоятельствам, в которых он находился. Но человек может быть неадекватным не только перед обстоятельствами в настоящем времени, но и перед будущим, если он в настоящем времени избирает неправильную тактику при взаимодействии с реальностью. При этом он может предполагать совсем не те результаты, которые надеялся получить в будущем. Любые способы взаимоотношений с реальностью в настоящем времени имеют свои последствия в будущем, но для некоторых людей этого будущего просто нет и поэтому они безответственны и перед своим будущим, и перед будущим других людей, которые хоть в чем-то от них зависимы. И нельзя их обвинять в безответственности, потому что они неспособны видеть следствие каких бы то ни было причин, а будущее для них – нечто неопределенное, но зато настоящее для них имеет определяющее значение. Обычно поступки их определяются эмоциональными состояниями, а не опытом, приобретенным в прошлом, поэтому они очень часто «наступают на одни и те же грабли». Отсюда, их склонность доверять обещаниям, которые касаются их будущего, даже если им уже кто-либо прежде обещал то же самое и не сдержал своего обещания. Это хорошие исполнители и никудышные руководители, хотя они так о себе не думают. Они спокойно себя чувствуют, когда им есть на кого опереться, правда, это во многом зависит от амбиций их эго, которое, несмотря на отсутствие необходимых данных, чтобы быть руководителем, считает себя достойным этого высокого социального статуса. Это одна из причин их плохой обучаемости, так как «кто ты такой, что берешься меня учить»

Значительно меньше людей, имеющих более широкие горизонты сознания, которые на основании событий сегодняшнего дня способны предвидеть далекое будущее. Если при этом в них хорошо развито чувство ответственности, то они могут быть очень полезны своему народу в качестве его руководителей самого высокого ранга. В тех же случаях, когда при недостаточно выраженной социальной ответственности, люди занимают высокие административные места, то их деятельность бывает направлена в основном на свое собственное благо.

Людей можно сравнить с радарными установками различной мощности. Одни из них обращены в далекое будущее, имеющее определенное направление (знание направления определяется знанием людьми истории и культуры своего народа). Другие так же обращены в будущее, но это будущее очень недалекое, так как они не обладают достаточно широким сознанием и направленной волей. А у третьих нет никакого направления, и они подобно хаотично управляемому радару вертятся в разные стороны, так как у них нет ни своего конкретного разумного мнения, ни какой-либо идеи, вокруг которой могла бы формироваться их активность, им не помогает и исторический путь своего народа, так как они совсем не знают его истории.

А теперь следует сказать об условиях, в которых может формироваться как ответственность, так и  безответственность. Вначале рассмотрим принципы воспитания ответственности.

1) Делать усилия не для себя, а для того, чтобы работа была сделана.

2) Оказывать бескорыстную помощь тем, кто нуждается в ней.

3) Любые обещания, безусловно, должны выполняться.

4) Не откладывать на более позднее время то, что может быть выполнено прямо сейчас.

5) К любым трудностям подходить с позиций: «глаза боятся – руки делают».

6) Уметь отличать главное от второстепенного и предпочитать в первую очередь выполнение главного.

7) Любая работа должна выполняться тщательно.

8) Необходимо причину своих неудач искать в самом себе, а не во внешнем мире или в других людях.

9)  Помнить, что нашими лучшими учителями являются не наши успехи, а наши трудности и неудачи.

10) Любая работа в своей основе должна быть направлена в будущее, иметь определенную цель, с которой должны сверяться любые действия человека.

 Из этого должны исходить методы воспитания человека, независимо от его возраста. В тех же случаях когда:

1) Человек действует только ради собственного блага, и поэтому для него чужды и непонятны другие люди, за  счет которых он стремится что-либо достичь для самого себя. Обычно это наблюдается у крайних  эгоистов.

2) Если человек делает что-либо для других людей, исходя из корыстных соображений, то это происходит не только в случаях крайнего эгоизма, но и  при гипертрофированном чувства превосходства над другими людьми.

3) Если он обещает что-либо, то совсем не для того, чтобы в дальнейшем выполнить свои обещания, а для того, чтобы достичь определенного социального положения или, в крайнем случае, быть психологически более привлекательным.

4) Если оттягивает исполнение своих обязательств на более позднее или даже неопределенное время, или пытается навязать их выполнение кому-то другому, и не может или, вернее, не хочет преодолеть себя, чтобы выполнить необходимую работу, то здесь кроме эгоизма в значительной мере присутствует тамас и безволие.

5) По каждому поводу, там, где нужно прилагать усилия, чтобы выполнить какую-либо работу, человек приходит в состоянии полного неверия в свои силы, считая, что он никогда с этой работой не справиться. Обычно, неуверенные в себе люди отступают перед трудностями или потому, что не хотят выглядеть перед другими людьми хуже, чем они считают себя, или же не имеют внутреннего стержня, вокруг которого формируется человеческая жизнь.

6) Оказавшись в условиях, в которых необходим труд, человек все свое внимание обращает на второстепенные детали реальности и занимает себя ими, предполагая, что это и есть то необходимое, что нужно для выполнения основной работы. Обычно это происходит или тогда, когда у человека недостаточно энергии или он не способен отличать главное от второстепенного

7) Большинство людей начинают какую бы то ни было работу более тщательно, чем заканчивают её. По-видимому, это связано с утомлением внимания и изменением отношения к процессу выполнения работы, что характерно для людей внутренне неорганизованных и не имеющих определенного будущего.

8) Если человек ищет причину всех своих неудач и трудностей во внешних обстоятельствах, и других людях, то это скорее свидетельствует о его психологической близорукости, которая не позволяет ему не только осознавать результаты своей деятельности в будущем, но и причин, лежащих в нем самом.

9) Если человек страдает при неудачах и радуется своим успехам, не понимая, что неудачи и трудности являются лучшими учителями.

10) Для большинства людей их деятельность диктуется ситуацией, которая сформировалась в настоящем времени, и, поэтому, их деятельность сходна с коленным рефлексом, когда на удар молоточка следует определенное движение голени. У таких людей не существует далекой цели, и они подобны перекати-полю, движутся в том направлении, в котором дует ветер.

Итак, мы очень коротко рассмотрели некоторые грани человеческой личности, которые начинают формироваться в раннем детском возрасте и продолжают становиться все более рельефными в течение всей жизни. И совсем не рассматривали внешние причины, влияющие на формирование личности и пути противостояния, деформирующим внешним влияниям.  

Обеспечивая своего сына или дочь в полной мере, мы этим самым отодвигаем возраст начала формирования ответственности. То же происходит при увеличении времени школьного образования. При этом происходит задержка формирования ответственности, и человек так и не выходит из детского состояния, оставаясь инфантильным  и безответственным.