Современный мир находится в расцвете информационного этапа своего существования.
Шри Ауробиндо однажды сказал, что человек живёт одновременно во многих мирах. Многое, о чём говорил Шри Ауробиндо можно помнить и знать, но этого совершенно недостаточно, так как позади слов всегда есть смысл, который вложил в них автор, который, возможно, основан на его личном опыте, или же заимствован из каких-то других источников. Необходимо понять, что имел в виду Шри Ауробиндо. Можно вспомнить и другие его слова, когда он говорил, что в нашем Мироздании миллионы вселенных. Это что, каждый человек живёт в миллионах вселенных? Попробуем ответить на эти вопросы.
Когда мы говорим о том, что на Земле проявляют себя все планы сознания низшей сферы, представители которых существуют на нашей планете в виде различных форм жизни, то имеем в виду, что человек универсальное существо, в котором проявлены все планы сознания, присутствующие на Земле. Поэтому человека можно назвать родственником всех форм жизни, обитающих на нашей планете. Но тогда как можно представить человека, который живёт на всех планах сознания одновременно? Может быть на этих планах сознания наши двойники живут своей индивидуальной жизнью, которая независима от нас, живущих в привычном для нас материальном проявленном мире? Но у Бога всё имеет свой смысл и своё предназначение. И множество человеческих двойников, живущих на различных планах сознания кажется этого смысла не имеют. Тем более, что Шри Ауробиндо сказал, что человек живёт одновременно во многих мирах. Человек – это каждый из нас, людей – я, ты, он, она, вы. Человек в его словах был не собирательной индивидуальностью – это я и вы, живущие во многих мирах. Как это понять? – Это станет понятным, если вы обратите внимание на то, как вы воспринимает мир, глядя на него через свои глаза. А если во время ходьбы внезапно обратите своё внимание на движения своего тела при ходьбе, то осознаете, что идущее тело – это не вы, а вы тот, кто обратил внимание на своё тело. Можно сказать, что человек состоит из осознающей части, которая одновременно является его центром управления, и исполнительной части, которую человек использует для взаимоотношения с внешним миром. Правда, здесь я несколько упростил структуру человека, но если вы обратите на это внимание, то осознаете, что вы – это не ваше тело и даже не ваши эмоции, и не ваш ум, за которыми вы можете наблюдать, а вы тот, кто воспринимает, осознаёт, оценивает и управляет исполнительной частью своего существа.
Но мы здесь уже говорили, что человек универсальное существо, потому что в нём находят своё отражении все планы сознания низшей сферы миров. И каждый план сознания имеет во внутренней осознающей части человека своего представителя, который смотрит, воспринимает, осознаёт, оценивает и управляет внешней исполнительной частью человека, к которой относятся физическое, витальное и ментальное тела. Но с управлением дела обстоят сложнее, потому что управляет тот, кто находится на переднем плане. Это можно сравнить с автобусом, заполненном водителями, но ведёт автобус тот, кто сидит на водительском месте. Тогда на переднем плане сознания находится только тот, кто сидит на водительском месте, а все остальные располагаются в подсознательной и несознательной областях человеческого сознания и каждый из них воспринимает свой план сознания. И так же как внешний проявленный мир значимостей влияет на человека через ту его часть, которая находится на переднем плане, так и реальность других планов сознания влияет на индивидуальности, находящиеся в подсознании и несознании человеческого существа, и вызывают в них различные состояния, влечения и побуждения. Человек – та его осознающая часть, которая находится на переднем плане, – может не осознавать то, что происходит в его подсознании и несознании до тех пор, пока всё это находится в подпороговом состоянии, недоступном для осознания активной частью человеческого сознания. Конечно же, здесь речь идёт о той части сознания, которая находится на переднем плане сознания. Тогда человека можно рассматривать как динамическую многоэтажную систему, на каждом этаже которой находится тот, кто воспринимает влияния соответствующего плана сознания, осознаёт, то что воспринимает, но не оценивает и не управляет, так как это может делать только тот, кто находится на самом высоком этаже ясного сознания.
Но тогда, невольно возникает вопрос: как и что воспринимают те личности человека, которые находятся на уровне подсознания и несознания, и почему человек может вести себя соответственно тем состояниям, которые воспринимаются некоторыми его личностями на подсознательном или несознательном уровнях? Очевидно, что под гранями личности человека мы здесь подразумеваем субличности, о которых мы уже говорили прежде в других статьях.
Тогда, каждая субличность соответствуя по уровню сознания какому-то плану сознания низшей сферы миров, может воспринимать только тот план сознания, который по своей частоте соответствует ей, и она является только проводником влияний созвучного ей плана сознания. И есть ещё одна важная особенность планов сознания низшей сферы миров – любые события, которые человек воспринимает на проявленном плане сознания, одновременно происходят и на других планах низшей сферы миров. Но при этом реализация какого-либо состояния или какой-то идеи на каждом плане происходит в соответствии с уровнем сознания этого плана. И, тогда, на планах мрака и страданий влечение к противоположному полу будет проявляться как грубое насилие, а на плане Верховного разума (план богов) – как высочайшая жертвенная любовь. Во всей этой иерархии планов сознания низшей сферы, человек занимает только некоторые части спектра этих планов. Причём, каждый человек в спектре планов сознания занимает свою часть отличную от частей, которые заняты другими людьми. Отсюда, определённые отличия человеческих характеров, стремлений и интересов. Но, конечно же, это не единственная причина отличий людей друг от друга. Различные эмоциональные состояния, влечения и побуждения, воспринимаемые субличностями человека, всегда распространяются и на ту основную для человека личность, воспринимающую проявленный план реальности с его значимостями. Я имею в виду тот план реальности, на котором люди осознанно общаются друг с другом. И благодаря одновременности событий на всех планах сознания низшей сферы миров, человек, участвующий в этих событиях на своём проявленном плане, определённым образом эмоционально реагирует на них. Хотя эти реакции могут быть неадекватными, тем обстоятельства, которые человек воспринимает. И эту неадекватность понять можно, так как событие, в котором участвует человек, происходит на проявленном для него плане, а эмоциональная составляющая приходит с другого плана, параллельного проявленному. Но, возможен и такой вариант, когда эмоциональные реакции субличностей человека могут быть слишком слабыми и, поэтому, не будут восприниматься той субличностью, которой человек пользуется при восприятии реальности проявленного мира с его значимостями. В связи с этим, реакция человека на какое-то событие будет спокойной. Тогда, чем ниже место, которое в спектре планов сознания занимает человек, тем эмоционально более неадекватен он будет при взаимодействии с проявленной реальностью мира
Всё сказанное здесь свидетельствует о важности и необходимости осознания всевозможных состояний, возникающих у человека при различных обстоятельствах. При осознании различных состояний, человек не только уменьшает их величину, но и, соответственно, не выбрасывает энергию, ради которой различные силы низшей природы формируют конфликтные ситуации. Если человек будет постоянно занимать позицию исследователя различных своих внутренних состояний, то однажды силы низшей природы отступятся от него, что позволит человеку подняться в спектре планов сознания на более высокий уровень. И во всём этом есть ещё одна очень важная часть – низшая природа своими влияниями стремится полностью привязать человека к этому проявленному миру с его значимостями. Для неё очень важно, чтобы человек во всём был исполнителем только её воли, чтобы он никогда не узнал о своём истинном предназначении и даже не попытался выйти из-под её влияний. Для человека же важно ослабить влияние низших сил и, этим самым, ограничить возможности эго контролировать его.
Мы однажды говорили о том, что у человека есть возможность выбора в пределах своей судьбы. Но у человека есть возможность выбора и в пределах спектра сознания всей системы низшей сферы миров. Причём, каждый план сознания имеет свой диапазон продолжительности жизни, что подтверждается продолжительностью существования самых разнообразных форм жизни на Земле, которые, как мы уже знаем, являются представителями на нашей планете различных планов сознания низшей сферы миров. Шри Ауробиндо, упоминая в своих работах о богах – великих сущностях, обитающих на планах сознания Верховного разума, говорил об их бессмертии и особом, величайшем их предназначении в Мироздании. И та внутренняя работа, которую выполняет духовный искатель на пути своего великого предназначения, не только меняет его судьбу, но и время своего существования на Земле. Очень важно, чтобы человек следовал путём того намерения, которое выходит за пределы проявленного мира, ценности которого преходящи и всё имеет в нём своё начало и свой конец. Этим намерением может быть совершенство, которое не имеет предела, а путь к этому совершенству возможен только в результате приобретения всё более глубокого внутреннего покоя, которого не затрагивают никакие влияния низшей природы. Это не значит, что человек должен воспитывать в себе полное безразличие к проблемам и страданиям этого мира, но над состраданием ко всем несовершенствам этого проявленного мира должно быть осознающее состояние глубокого покоя. Не следует думать, что человек поднявшийся в своей внутренней работе над всем проявлениями низшей природы, не будет видеть страдания этого мира, или будет безразличен им. Конечно, страдания всего живого и его несовершенства не могут быть безразличными для духовного искателя. Тогда о таком человеке можно сказать, что всю свою жизнь он посвятил совершенству самого себя, предоставив этот мир самому себе. Это говорило бы о полном непонимании искателем цели и смысла своей внутренней работы и целей Интегральной Йоги. Шри Ауробиндо оставил своё тело и поднялся на планы Верховного разума, ради всего человечества, а не ради самого себя. Спасение самого себя в таких случаях можно сравнить со стремление религиозного человека исполнять все обряды и не нарушать каноны, ради своего посмертного существования в раю. Всё сущее в Мироздании является средствами Божественного на пути ведущему к бесконечному совершенству. И в своём стремлении Бог ничего не делает ради самого себя – Он уже бессмертен, и всё в нём уже есть в превосходной степени. Но он сострадает всему, что несовершенно и ведёт все формы жизни единственно возможными для них путями к их бесконечному совершенству.