Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

НЕМНОГО О БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ

2019-06-13

 

Здесь под беспредельностью понимается всё, что не имеет пределов или же находится за пределами наших возможностей познания. Тогда мы можем говорить о беспредельном времени, которое не имеет ни начала, ни конца, и, поэтому мы называем его вечностью; о беспредельности пространства, уходящего за пределы доступного для нас представления и понимания. Мы можем осознать беспредельность глубины пространства, так как кварки могут содержать в себе такие же беспредельности как и наше мироздание, которые так же содержат в себе тела, состоящие из атомов, в ядрах которых кварки могут иметь в себе свои беспредельности, в ядрах атомов которых так же заключены свои беспредельности. Эта череда ветвящихся беспредельностей, последовательно уходящих вглубь кварковых миров-фидмонов, может быть бесконечной. Но на этом бесконечность пространства не заканчивается, так как Мироздание состоит из «миллионов вселенных» – в кавычках слова Шри Ауробиндо, при этом, каждая вселенная занимает всё пространство Мироздания и отличается от остальных вселенных только тонкостью структуры пространства и времени. Практически весь спектр эмоциональных состояний, который человек способен осознать внутри себя, представляет собой проявления «атмосферы» вселенных. Под атмосферой вселенных понимается вибрации пространств каждой вселенной, которые человек воспринимает как эмоциональные состояния, влечения, желания и побуждения. Поэтому, мы можем думать, что все состояния, которые человек испытывает, приходят к нему и проявляются в нём из бесконечности вселенных. Каждая из вселенных, входящих в состав низшей сферы миров имеет свои формы жизни, каждая из которых имеет своё предназначение. Для того, чтобы жизнь в планах реальности низшей сферы миров могла поддерживать самую себя в неё были вложены инстинкты: пищевой, половой, исследовательский, без которого первые два инстинкта не могут быть реализован и инстинкт самосохранения. Причём, на каждом плане сознания низшей сферы миров эти инстинкты реализуются адекватно соответствующему плану сознания. Все формы жизни, на любых планах сознания, являются динамической системой Божественного Мироздания, через которую осуществляются все эволюционные процессы, а небесные тела, к которым относятся планет, звёзды, галактики и т. п. – это не только «скелет» великого тела Божественного, но и центры поддерживающие жизнь и управляющие ею. Единство всей системы Божественного Мироздания поддерживается и управляется при помощи полей адекватных динамике Великого тела Мироздания. К этим полям относится гравитационное поле, электромагнитное информационное, поле времени. И если гравитационное поле объединяет всё сущее в Мироздании имеющее массу, придавая всем объектам свойство притягиваться друг к другу, подобно тому, как металлические предметы в магнитном поле приобретают свойства магнита, то электромагнитное поле придаёт всем процессам, протекающим в неживой и живой природе электрический заряд, без чего невозможны многие процессы, как в неживой, так и в живой природе. Поле времени проявляет себя как источник энергии и знания в различных небесных телах Информационное поле гармонизирует все процессы, происходящие в живых организмах, и создаёт необходимые условия для взаимодействия их как между собой, так и с неживыми объектами внешнего мира. Можно говорить и о поле, порождающем жажду знаний, которая на разных планах низшей сферы миров и на планах супраментальных проявляет себя адекватно каждому из планов сознания. Вообще-то все инстинкты, благодаря которым возможно существование на Земле различных форм жизни – это проявления поля жизни и даже стремление к власти, которое проявляется не только в человеке, но и во многих других формах жизни, так же являются индукцией соответствующего поля, которое на различных планах сознания проявляет себя по-разному. Таким образом, всё Великое тело Божественного Мироздания с его множеством сил, которые проявляют себя как сознание, и различными управляющими и гармонизирующими полями энергии, создаёт необходимые условия не только для жизни, но и бесконечной эволюции сознания. И всё это изначально является производным сознательной субстанции вакуума, которая состоит из бесчисленных уровней всё более тонких субстанций энергии, несущей в себе бесконечный спектр сознания.

Все формы жизни в Мироздании проходят две фазы своего эволюционного развития. В первой фазе, которую можно назвать животной, стимулом является многогранный инстинкт жизни, проявляющий себя через пищевой, половой и другие инстинкты. Даже жажда знаний, которая проявляется в животном мире как необходимость исследовать свои «кормовые угодья», обеспечивающие выживание, является инстинктом. У человека этот инстинкт проявляется на многих уровнях от простого любопытства, усилий направленных на добычу пищи, стяжания богатства и до стремления познать реальность мира и даже самого Бога. Можно сказать, что инстинкт жизни изначально устремлён к совершенству и на разных планах сознания эта устремлённость проявляет себя адекватно этим планам сознания. То же самое мы можем говорить о времени, которое не только даёт всему живому энергию необходимую для жизни, и постоянно побуждает всё живое к активности, адекватной различным формам жизни, но и трансформирует эту активность, делая результаты её всё более совершенными.

Способность человека к самоосознанию каких-то состояний или же поступков не задним числом, когда событие уже в прошлом, а в период, когда это состояние или поступок только проявляются в человеке, и способность давать оценку всему этому и корректировать своё взаимоотношение с внешней реальностью возвышают человека над животной природой и являются началом человеческого цикла его судьбы. Таким образом, человек в своей эволюции подошёл к тому этапу своего предопределения, в котором он получил возможность осознавать, что вечность не только вокруг него, но и всё его существо находится под управлением эманаций вечности. К этому следует добавить, что осознавать вечность может только та часть сознания человека, которая не привязана к преходящим значимостям этого проявленного мира. Человек должен знать, что осознавать в себе всевозможные влияния низшей природы и противостоять им, он получил возможность только потому, что услышал внутренний зов и последовал ему. На самом деле, внутренний зов – это голос учителя, который пришёл, потому что ученик был готов к встрече с ним. Учитель – это Психическое существо – Божественная душа, которая всю прошедшую часть жизни человека готовило его к выходу за пределы животного цикла. Оно –освобождало сознание человека от засилия эго, и когда необходимая часть этой работы была сделана, и Божественная душа получила необходимую опору в сознании человека то Оно «позвало» его для участия в бесконечной работе на пути, ведущем к Божественному совершенству. Иногда у людей возникает вопрос: а что Бог сам не мог сделать человека изначально совершенным? Почему человек должен сам прилагать усилия, чтобы через «тернии подняться к звёздам»? Всё дело в том, что становление человека ещё не завершено, и вся первая животная часть формирования человека была завершена без его участи, так как он был всё ещё не сознательным существом. Теперь же, когда человек стал способен к самоосознанию и оценке того, что он осознаёт, пришло время его участия в трансформации своего сознания, а затем и всего его существа. Необходимость участия человека во внутренней работе, ведущей к совершенству, вызвана тем, что второй этап этого пути может быть реализован только на пути знаний. И эти знания человек должен получить через собственный опыт, в котором он должен для их получения прилагать определённые усилия, без чего никакая трансформация его сознания и всего его существа, невозможны. Этот этап внутренней работы интересен тем, что и окружающие обстоятельства, и возможности человека, которого теперь можно называть духовным искателем, становятся созвучными друг другу и уже ничто не препятствует духовному искателю в его усилиях на внутреннем пути. Шри Ауробиндо говорил, что в своей внутренней работе он повинуется внутреннему «голосу». Каждый человек на определённом этапе внутреннего пути однажды осознает своего внутреннего учителя, и тогда любые проблемы возникающие на его пути, будут служить для него указателями тех его несовершенств, над которыми ему предстоит работать. Говоря о внутреннем учителе мы должны предупредить искателя, так как низшая природа не склонна отпускать человека за пределы своих влияний. И если человек, услышав внутренний зов, последует ему, то низшая природа может подослать к нему ложного учителя. Чаще всего ложный учитель предстаёт перед искателем как высоко духовная личность или даже посланник от самого Бога. Иногда ложный учитель предстаёт в образе Божественной Матери, которая видя усердие искателя, берёт его под своё индивидуальное водительство. Чем более сосредоточен человек на внутреннем пути, тем более упорядоченным становится его мировоззрение, но эта упорядоченность, собранность касаются только той части его жизни, которая имеет отношение к его внутренней работе. При этом искатель может осознать, что его внутреннее состояние может потерять свою собранность и уравновешенность, если он хотя бы незначительно позволит себе отклониться в сторону соблазнов, которыми щедра низшая природа. И тогда он осознает, что равновесие и покой, ещё не преобладают в его сознании, они пока ещё подобны островкам среди бушующих морских волн. Но эти островки уравновешенности и покоя начинают расти по мере того, как духовный искатель осознанно удерживает эти состояния своими волевыми усилиями. Необходимо, чтобы вся жизнь и всё время, чем бы человек ни занимался, были бы единым спокойным потоком устремлённости к Божественному совершенству. Человек должен знать, что все его дела и мысли, все его внутренние состояния и стремления соответствуют определённым планам сознания, и, поэтому он должен быть внимательным к появлению любых побуждений и влиянию любых соблазнов и встречать их как указатели направления его внутренней работы. Зов Психического существа можно сравнить с нитью Ариадны, которую судьба вложила в человеческие руки. И если человек не отпустит эту нить засмотревшись на что-либо соблазнительное, то она обязательно выведет его к свету из мрачного лабиринта низшей природы...