У каждого человека своя реальность, в которой он живёт, и активность человека в этой реальности определяется уровнем его сознания, его мировоззрением и основной его захваченностью, которая всегда находится в центре его мировоззрения. Любая захваченность – это, прежде всего, определённое эмоциональное состояние, вибрации которого притягивают к себе всё, что созвучно им. И когда у человека возникает захваченность, то в центре поля его мировоззрения, вокруг его образа самого себя, формируется соответствующее захваченности эмоциональное поле, которое притягивает к себе всё, что созвучно ему – человек в это время испытывает адекватное этому влечению потребность. Под захваченностью здесь понимается состояние устремлённости человека, к той деятельности, которая для него в это время является настоятельно необходимой, иногда смыслом и целью жизни. Но захваченности могут быть и при выполнении любой деятельности, без чего эта деятельность невозможна. И, конечно же, захваченности могут быть эмоциональными, при которых человек почти всегда является исполнителем воли этих состояний. Можно сказать, что существует спектр захваченностей, – на поверхности находятся мелкие и преходящие захваченности и чем глубже, тем захваченности становятся основательнее. И однажды захваченности могут подчинить себе всё человеческое существо. Если эти захваченности направлены на реализацию во внешнем мире, то человек будет совершенно неспособен контролировать самого себя, но станет слепым исполнителем воли захваченности. Дело в том, что любая захваченность, даже самая незначительная, возникает в человеке как намерение, имеющее свою индивидуальность, свою направленную волю и свой план реализации. Воля при состоянии захваченности формирует модель направленной активности в соответствии с планом намерения, которое подчиняет себе всё человеческое существо. Если при этом возникнут какие-то внешние обстоятельства, которые будут препятствовать реализации захваченности, то это может только усилить доминанту захваченности. Прервать реализацию захваченности может только то, что сильнее её, это может быть страх или же внешнее физическое достаточно интенсивное противостояние. Но это мы говорим о тотальной захваченности, когда сознание человека максимально сужено на стремлении реализации состояния захваченности. Хотя могут быть захваченности и слабой интенсивности, которую мы называем отвлекаемостью человека от какой-то его основной работы. Рождение такой захваченности может человеком осознаваться как любопытство, или же как какая-то необходимость, которая на самом деле, как потом выясняется, необходимостью не является. В действительности такая мелкая отвлекаемость возникает потому, что у человека недостаточно энергии для выполнения той основной работы, которой он занят. Это связано с тем, что глубина захваченности определяет количество энергии, которую эта захваченность имеет. При поверхностной захваченности, намерение человека, соответствующее этой захваченности, выражено слабо, и энергии для своей реализации, эта захваченность имеет немного. И к тому же, при поверхностной захваченности, в состоянии активности может быть какая-то одна субличность и ей могут противостоять другие субличности, и в первую очередь, управляющая центральная субличность. Это может привести к тому, что соблазн отвлечься от какой-то основной работы может погаснуть, не успев реализоваться.
Каждый человек проявляет собой преимущественно какой-то один из планов сознания, что определяет какую-то одну его основную грань личности. Но при изменившихся обстоятельствах этот же человек может стать средством, через которое могут проявлять себя и другие планы сознания. Можно сказать, что каждый человек захвачен какими-то определёнными планами сознания низшей сферы миров и выражает их при взаимоотношениях с реальностью мира.
Планы сознания низшей сферы миров на Земле проявляются как силы низшей природы, и каждый человек во всём спектре сознания низшей сферы миров, отражает в себе преимущественно только определённые планы сознания. Но так как человек – эволюционирующее существо, то он содержит в себе потенциальные возможности так же и супраментальных планов сознания.
Современный человек завершает свой животный цикл эволюции сознания, поэтому он всё ещё остаётся захваченным этим проявленным миром и, в связи с этим всё ещё опирается на возможности, присущие животному миру. Можно даже предполагать, что сфинкс на плато в Гизе – это символ современного человечества. И та среда, которую формирует вокруг себя человек, всё ещё во многом отражает его животную природу. Особенно это проявляется в его отношениях с другими людьми и с другими формами жизни на Земле.
Человек является рабом своего эго, хотя это и не осознаёт, так как всевозможные проявления эго принимает за свои собственные. Можно сказать, что он является идеальным рабом своего господина, под которым здесь понимается эго. Действительно, идеальный раб тот, кто считает себя свободным, хотя полностью подчиняется своему господину. Более того, человечество с древнейших времён и до наших дней все свои социальные структуры строит на принципах раба и господина. И это имеет отношение не только к рабовладению Рима, скрытому рабовладению капитализма и российскому крепостному праву, но и социализму. Кастовое расслоение, которое официально существовало в Индии в течение тысячелетий, в скрытой форме существует во всём мире и в настоящее время. От такого разделения невозможно избавиться до тех пор, пока будет сохраняться пропасть между бедными и богатыми. Почему я здесь остановился на кастовой системе, которая существует в современном мире, потому что социальное положение человека во многом определяется его захваченностью определёнными ценностями этого мира и, соответственно, определённым состоянием его сознания.
Захваченности всегда суживают сознание человека на объектах, которые захватили сознание человека. и этими объектами совсем не обязательно должны быть материальные ценности или социальное положение. Это могут быть какие-то идеи, стремления к познанию реальности мира и это может быть в неблагоприятных условиях стремление к выживанию, целью может быть и альтруизм, и служение. Особенно ценной можно считать захваченность стремлением к духовному совершенству и единству с Божественным.
При любой захваченности, будет ли она связана с чем-либо в проявленном мире значимостей или же она будет проявлять себя на внутреннем пути, ведущем к бесконечному совершенству, сознание человека вначале концентрируется на первом шаге, суживается вокруг определённого состояния, намерения, и только в дальнейшем, когда этот шаг сделан и прежняя неопределённость завершились реализацией намерения – «Игольное ушко» расширяется, и перед человеком открывается всё более расширяющийся путь, на котором могут быть использованы все адекватные этому пути его возможности.
Человек будет успешным на путях своей захваченности только тогда, когда всё его существо, тотально, будет захвачено состоянием адекватным тому пути, на котором он оказался. Если мы исследуем себя в состоянии высокой восприимчивости, то в нас открываются возможности осознания состояния захваченности, в котором могут находиться другие люди, идущие путями своих захваченностей. Такие возможности открываются в искателе так как и его сознание, и его восприимчивость в процессе внутренней работы в значительной степени совершенствуются, что связано с тем, что при исследовании самого себя в период состояния захваченности, человек должен всё больше отстраняться от исследуемых состояний, всё выше подниматься в более тонкие структуры своего сознания, которые занимают всё более обширные пределы пространства и времени. Это приводит к тому, что всё, попадающее в поле сознания такого человека становится более доступным для его осознания и понимания.
При захваченности происходит взаимное влияние человека и того, что захватило его. Например, человек может быть захвачен компьютерными играми, или играми, вложенными в современные мобильники. То влияния человека на электронные устройства практически равны нулю, в то же время влияния на человека этих вложений может быть очень большим. Это связано с тем, что любое электронное устройство и любая программа, вложенная в него, неизмеримо более просты, чем люди, с которыми мы общаемся. И, кроме того, общение между людьми происходит одновременно как на сознательном, так и бессознательном уровнях, что в большинстве случаев в значительной степени обогащает собеседников. В то же время «общение» с электронными устройствами занимает преимущественно только ум человека, и чаще всего, не самые высокие его возможности. И всё это ведёт к значительному снижению интеллекта человека и снижает потенциал его социальных возможностей.
И последнее: человек, идущий путём своего духовного предназначения должен быть полностью захваченным своей внутренней работой. И если захваченности обывателя привязывают его к значимостям проявленного мира, то перед искателем открывается беспредельность Мироздания. Тогда, сознание обывателя трансформируется в том направлении, в котором оно становится выразителем воли сил низшей природы. Человека же, идущего духовным путём, ждёт иная судьба – внутренний путь не имеет предела и духовный искатель однажды перешагнёт грань, отделяющую низшую сферу миров от супраментальных планов сознания. И только тогда можно будет сказать, что человек закончил свой животный цикл и вошёл миры бессмертия. Человек разумный стал Гностическим существом. Но, чтобы это однажды произошло, необходимо очень внимательно исследовать всевозможные захваченности и не позволять тем из них захватывать себя, которые могут быть препятствием на духовном пути.