Есть два пути получения знаний – внешний и внутренний. Внешний опирается на позиции ума, а внутренний сердца. Но, в действительности при получении знаний используются оба пути одновременно с преимуществом одного из них. Сам по себе ум не является инструментом знаний, он способен только оперировать информацией. И даже тогда, когда он непосредственно соприкасается со знаниями, он вначале превращает их в последовательно расположенную информацию, которая даёт ему приблизительные знания. Приблизительные потому, что информация описывает только поверхность каких-либо объектов или их частей, но не глубинную их суть.
Человек, исследуя какие-либо явления природы, всегда начинает это делать с поверхностных проявлений того, что он изучает. И в начальный период своего исследования предпочтения отдаются уму и внешним органам чувств. Но, как мы уже говорили, в этом участвует и «сердце», которое так же познаёт исследуемые явлении природы, но постепенно входя в резонанс с ними. Путь созвучия с познаваемой реальностью мира – это взаимное проникновение познающего и познаваемого друг в друга и объединение их в одно целое. При этом, человек осознаёт познаваемое, как часть самого себя, что соответствует действительности, так как при познании реальности мира «сердцем» происходит расширение внутренней вселенной познающего за счёт познанного. Таким образом, то, что человеком познано, становится его частью.
Но человек может познавать реальность мироздания, опираясь только на позицию сердца, что возможно в глубокой медитации, при которой ум не активен. Каждая медитация имеет своё намерение, а намерение всегда имеет определённую направленность. Но любая направленность начинается в человеческом духовном сердце – в нём находится стартовая планка, от которой начинаются все пути познания. Перед медитацией человек чётко и немногословно формулирует для себя направление своего намерения, например: «я хочу знать….». а ещё лучше, если человек в течение дня пытается найти ответ на какой-то вопрос, потому что в это время формируется его соответствующее намерение и потом перед медитацией человек формирует вопрос и приняв удобную позу, и закрыв глаза, погружается в область грудной клетки позади грудины. Почему позади грудины?
– Потому что положение истинного сердца не совпадает с положением сердца физического. Не напрасно древние мистики говорили, что «у умного – сердце справа, а у глупого – сердце слева». Но, более тонко настроить своё намерение можно только используя свой ум. Мы уже говорили о том, что ум (ментал) не является инструментом знаний, но он может сосредоточиться на том направлении, на котором человек может встретиться со знаниями. работу ума можно сравнить с мелкой рябью на поверхности бесконечного океана, и когда человек достаточно длительно сосредоточен на чтении или размышлении о какой-то области знаний, то «рябь на поверхности океана» появляется в том его месте, где в глубинах находятся желанные для человека знания. Более того, продолжая работать с материалами, в какой-то области знаний, человек постепенно погружается в эти глубины, что приводит к переключению восприятия основанного на позициях ума на «восприятие сердцем». И чем больше усилий в этом направлении делает человек, тем легче происходит переход восприятия с позиций ума на позиции сердца, и тем созвучнее восприятие человека тем знаниям, к которым он стремится.
Мы здесь уже говорили о том, что только сердце познающего может быть созвучным познаваемому. И это созвучие может достичь такой степени, что самоосознание познающего становится для него всё менее значимым, в то же время познаваемое увеличивается беспредельно, обесценивая все прежние интересы человека. Иногда мы говорим, что «мудро только сердце», познание возможно только через сердце, при этом мы имеем в виду, что наше духовное сердце – это Психическое существо. В таких случаях наше сознание расширяется и становится глубоким. Но иногда мы бываем захвачены различными влечениями и состояниями, которые связаны с эмоциональным центром, находящимся в области физического сердца, и тогда наше сознание становится узким и мелким. Зная об этой нашей особенности, мы пытаемся как-то оправдать её или утаить от других людей, и чувствуем себя свободно только среди единомышленников, или же оставаясь наедине с самими собой.
Когда внимание человека часто и длительно сосредоточено на какой-то одной идее, теме или деятельности, то это приводит человека к состоянию спонтанной медитации. Особенностью этого состояния является глубокая погружённость человека в то, чем он занимается, и в это время реальность внешнего мира отодвигается в соответствии с глубиной погружения. Но в тех случаях, когда сознание человека захвачено какими-то проявлениями низшей природы, к которым так же следует относить все материальные значимости проявленного мира, сознание человека остаётся поверхностным, а интересы мелкими.
К сказанному здесь следует добавить, что каждый человек должен иметь цель всей своей жизни. И, конечно же, желательно, чтобы цель была высокой. Необходимо к этой цели подсоединять все проявления своей жизни, что сделает эту цель многогранной, а человека, реализующего эту цель, внутренне собранным, а его намерения непоколебимыми.
Этот мир так устроен, что в нём есть всё, что необходимо для реализации человеческого предназначения. Посудите сами – человеческая судьба неизбежно заканчивается смертью, которая дана ему для того, чтобы он стремился к бессмертию. На Земле и в человеке присутствуют все планы сознания, что необходимо для сознательной эволюции сознания человека. в каждом человеке, потенциально присутствуют все супраментальные планы сознания, которые могут раскрыться и принять человека, когда он будет внутренне готов к этому. Каждому человеку за немногими исключениями, дано Психическое существо или Божественная душа, которая подготавливает человека к духовному пути, и в дальнейшем становится его проводником и учителем. Внешний мир с его значимостями, его канонами и необходимостями, является универсальным средством, без которого внутренняя работа духовного искателя невозможна. Генетическая система человека является универсальным средством, связывающим человека со всеми планами сознания, под влиянием которых находится каждый живой организм, в том числе и человек. Человеку дана способность осознавать свой внутренний мир, без чего никакая внутренняя работа сделана быть не может. И человеку дана возможность делать выбор не только при возникновении всевозможных внутренних состояний, влечений и других проявлений, но и внешней их реализации, и ему дана воля, без которой возможность выбора теряет свой смысл. Кроме того, человек может осознанно формировать своё намерение, корректировать его по мере его реализации и осознанно стремиться к объединению своего намерения с намерением Божественного. Человек способен осознанно открываться влиянию более высоких планов сознания и удерживать канал связи с ними открытым, в период нисхождения в его существо более высокого сознания.
Наше мироздание является голографической системой и человек является неотъемлемой очень важной её частью. И благодаря осознанному намеренному внутреннему созвучию со всеми планами сознания Мироздания человек может стать единым с ним. При этом внешние проявления Мироздания и внутренняя вселенная человека, на его духовном пути, становятся едиными, что трансформирует человека разумного, судьба которого неизбежно заканчивается смертью, в бессмертное Гностическое существо.