Низшая часть спектра знания относится к животной, хотя и очеловеченной система познания реальности мира. Эта система может быть реализована, как на физическом, так и на витальном и ментальном уровнях.
На физическом уровне знания приобретаются при взаимодействии с материальной реальностью мира. К этому следует относить любую активность живого организма, направленную на сохранение жизни, например, добыча пищи и использование её для нужд организма. Но, физический уровень приобретения знаний этим не ограничивается, так как всевозможные материальные богатства и роскошь – это тоже результат стремления к знаниям на физическом уровне. Примером стремления к знаниям на физическом уровне может быть, библиомания, а библиофилия – может проявляться как на духовном уровне, так и на ментальном, и витальном уровнях. Для библиомана важна обложка книги и другие её внешние атрибуты, в то время как для библиофила важным является содержание книги. То же самое можно говорить о коллекционировании, которое может быть и на физическом, и на витальном, и на ментальном уровнях одновременно, но какой-то из этих уровней будет у человека преобладающим. И это верно для всех уровней стремления к знаниям. Тогда знания, получаемые человеком на физическом уровне сознания, создают у него иллюзию собственной значимости, защищённости, и превосходства на другими в социальной пирамиде власти. А знания, получаемы на витальном уровне как удовольствия, удовлетворения и состояние благополучия, так же создают у человека иллюзию неисчерпаемости подобного рода возможностей. Но со временем, эти иллюзии рассеиваются, и человек оказывается в состоянии глубокой неудовлетворённости, с чем смириться ему бывает очень трудно. Некоторые люди в таких случаях находят для себя выход – неудовлетворённые желания и стремления к удовольствиям они компенсируют повышенным интересом к событиям на эту тему в интернете или в соответствующей литературе. Можно предполагать, что утраченные человеком в течение жизни возможности, словно раны, заживают, образуя своеобразную психологическую рубцовую ткань, в какой-то мере обезображивающую их психологическую личность. Стремление к знаниям на уровне ментала порождает энциклопедистов, учёных, изобретателей. Ну а если человек «Духовной жаждою томим», то вся его жизнь без остатка будет принадлежать бесконечному стремлению к совершенству сознания, в котором важность своей собственной персоны для него не будет иметь никакого значения. Во всём, на что будет обращено внимание такого человека, он будет видеть только те элементы, которые соответствуют его духовным стремлениям. Пути познания таких людей не имеют пределов, а стремления удовлетворить жажду знаний – не ограничиваются пределами физической жизни на Земле.
Истинная жажда знаний не предполагает, что полученные знания увеличат самооценку человека, потому что знания, достигшие определённых пределов, порождают в человеке понимание сути познаваемого и познающего, которые не разделены, но являются одним целым. И однажды, познающий может осознать, что путь познания реальности мироздания – это единственный способ, ведущий к единству с ним. Но при этом познаваемое обязательно трансформирует познающего. Понимание этого процесса очень важно для познающего, так как понимание, создаёт открытый канал, связывающий познающего и познаваемое. Понимание, при этом, осознаётся человеком, как внутреннее неподвижное состояние, удерживаемое внутренним вниманием. Понимание – это система, которую можно сравнить со своеобразным мостом или каналом, объединяющим при помощи воли, познающего с познаваемым. Но это объединение становится возможным только тогда, когда познаваемое вызывает у человека состояние «полноты», которое зависит от глубины познанного. Участие воли в понимании познанного, осознаётся человеком, как некоторое неподвижное усилие, удерживающее познающего человека и познаваемые состояния или, систему, или же какой-то процесс, как единое целое. Это состояние очень важно, так как в этот период происходит интенсивная трансформация сознания познающего, и не только сознания, но и всех систем, участвующих в познании реальности мира.
Здесь можно привести несколько примеров, в которых познаваемое трансформирует некоторые системы познающего. Максим Горький однажды сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Видимо он читал хорошие книги, что подтверждается русской пословицей: «С кем поведёшься, того и наберёшься». Кстати, центры чтения находятся в левом полушарии головного мозга в затылочной и височной его долях, и, кроме того, при чтении активно включается центр речи, находящийся в задней нижней части левой лобной доли. А в лобных отделах головного мозга человека находится центр человеческой направленной воли и осознанного планирования внешней его деятельности, и, кроме того, осознание обстоятельств, в которых совершаются взаимоотношения человека с внешней реальностью. Современные исследователи считают, что понимание письменной или устной речи происходит в правом полушарии головного мозга.
Таким образом, чтение печатных или письменных материалов, одновременно включает активность почти всех отделов головного мозга. И особенно важно включение лобных его отделов. Несколько иначе выглядит процесс, в котором читатель пользуется аудиокнигами, при котором информация поступает через височные доли мозга. Известно, что 70% информации поступает в человеческий головной мозг через органы зрения и 30% остаются на долю остальных органов восприятия: слуха, обоняния, вкуса, осязания и др. И, кроме того, непосредственное чтение текста человеком имеет не одинаковую скорость, в зависимости от сложности отдельных его частей, в то же время аудиокнига не позволяет менять скорость получаемой информации, в связи с чем, глубина понимания этого текста может быть недостаточной. К этому следует добавить, что человек, слушающий книгу, не может быть полностью сосредоточенным на её содержании, так как внешняя реальность, которую он видит, отбирает у него значительную часть его внимания.
Здесь следует сказать о ещё одной важной особенности, связанной с восприятием информации. Любая информация и вообще любая реальность трансформирует человека, если он достаточно глубоко в неё погружён. Внешний проявленный мир, в который погружено современное человечество, трансформирует его сознание и ум, и его этические предпочтения.
Каждый человек в этом мире чем-то захвачен, для чего-то живёт. И если провести опрос людей – для чего они живут, то ответы могут быть самыми разными, начиная от того, что он «живёт, потому что родители родили его» и до: «я хочу постичь Бога», или, другими словами, большинство людей живут подобно цивилизованным животным, и только немногие из них соответствуют Человеку. Но захваченности, могут соответствовать и отдельным граням человеческой личности, и тогда мы говорим об увлечениях человека или даже, возможно, страсти, которые могут определять направленность всей человеческой жизни.