Во все живые организмы вложено стремление к знаниям, что является основой их жизни. На физическом уровне – это стремление проявляется в чувстве голода или жажды и в побуждении удовлетворить их. Кроме того, все формы жизни стремятся обезопасить своё существование. На витальном – это проявляется в удовлетворении витальных потребностей и в стремлении продления рода. На ментальном – исследование обстоятельств, способствующих выживанию и попытка предвидеть возможные события и планирование предполагаемой деятельности в возможном будущем. На уровне сознания – стремление к познанию мира, осознание воспринятого и его понимание. Но, у различных форм жизни эти уровни могут быть выражены не в одинаковой степени. Проявленная реальность внешнего мира, содержит в себе необходимые элементы для существования каждой формы жизни. Причём, среди этих элементов есть те, без которых существование различных форм жизни может быть невозможной и те, которые являются только необходимым для жизни фоном.
Для человека внешняя реальность проявленного мира, представлена всем, что создано человеческим разумом и растительными и животными формами жизни всех планов сознания низшей сферы. Каждая из этих форм соответствует по своей частоте вибраций, своему плану сознания. И это крайне важно для эволюции сознания человека, так как каждая форма жизни, существующая в Земных условиях, удерживает в пределах земли, соответствующий этой форме жизни планы сознания. И если бы на Земле был бы представлена только какая-то одна форма жизни, то это свидетельствовало бы о присутствии в земных условиях только одного плана сознания, соответствующего по частоте вибраций этой формы жизни. Благодаря разнообразию форм жизни на Земле, человек оказался в многоплановом океане сознания. Но изначально, эти планы сознания были ещё недоступны для осознания человеком, и, следовательно, ни о какой духовной работе речи не могло быть. Это я говорю об эпохе Сатья-Юга или золотом веке человечества. Но мы уже говорили о значении эго – ложного «я» и Психического существа – Истинного «Я», благодаря которым для человека стала возможной духовная работа.
Ещё одной важной особенностью проявленного мира является единство проявленной и непроявленной реальности, без осознания которого внутренняя духовная работа искателя будет в значительной степени затруднена, и, скорее, даже невозможна.
У каждого человека есть внешние органы восприятия реальности мира и органы восприятия внутренние. Внешние органы восприятия, проявляют только ту часть непроявленную реальности мира, которая необходима для существования человека и его эволюции. Внутренние органы восприятия воспринимают всю непроявленную реальность мироздания с его бесчисленными вселенными и проявляют воспринятую ими реальность, как различные эмоциональные состояния. И внешняя, проявленная часть мира, являющаяся продолжением непроявленной реальности, так же воспринимается внутренними органами восприятия, как эмоциональные состояния, в результате, человек воспринимает какую-то незначительную часть непроявленной реальности Мироздания, одновременно как внешними, так и внутренними органами чувств. Тогда все проявленные объекты внешнего мира для внутренних органов восприятия являются непроявленными, и воспринимаются ими, как эмоциональные состояния. Следовательно, всё, что воспринимает человек, и с чем он взаимодействует, имеет свою эмоциональную окраску, которая, в конечном счёте, и порождает в человеке определённое отношение ко всему, что его окружает. И ещё, надо помнить, что цвет – это проявленные внешними органами восприятия эмоциональные состояния, то же самое можно сказать и о звуках.
Подавляющее большинство людей считают, что внутренние эмоциональные состояния – это их собственные реакции на какие-то обстоятельства, на самом деле это только средства, при помощи которых происходит скрытое управление человеком. Это эго неотступно следит за состоянием подчинённости ему человека, и открывает или закрывает определённые каналы, связывающие человека со многими планами сознания. Их влияния, входя в человека, воспринимаются им, как его собственные состояния, и, разумеется, эго, используя человеческий ум, будет оправдывать эти состояния, обосновывая их внешними обстоятельствами. Действительно, не будет же эго во всём этом обвинять самого себя.
Внутренний путь человека ведёт его к освобождению от власти эго, и какой бы план сознания не преобладал в человеке, соответствующая грань эго этого плана будет прилагать все усилия, чтобы не позволить человеку уйти из-под его власти.