Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЯХ

Петр Зорин

 

Эго каждого человека формирует свои индивидуальные маски, в которых он стремится быть принятым другими людьми. В большинстве случаев люди, считают эти маски гранями своей личности, не подозревая, что они являются иллюзиями, которые не отражают реальных качеств человеческой личности. Эго всегда стремится казаться более красивым, умным, интересным, смелым, успешным, значимым. При этом эго может носить маски несчастных, обиженных, униженных, гонимых, оболганных и т. д., подразумевая, что под ними скрывается поруганная чистота, величие, благородство, доброта и жертвенность, непонятые высокие стремления и соответствующие им побуждения. И всегда находились виновные, которые создавали подобного рода невыносимые обстоятельства.

И, конечно же, иллюзии, которыми окружает себя человек, для чего-то нужны ему. Можно предположить, что при помощи иллюзий человек повышает свою значимость перед другими людьми, и это отчасти верно, но что заставляет человека стремиться к собственной значимости? Человек – социальное (стадное) существо и каждый осознанно или неосознанно стремится занять определённое положение в социальной человеческой иерархии. При этом, каждый стремится занять достойное социальное положение среди других людей, которое бы обеспечивало не только безопасность, но и материальное благополучие, и удовлетворяло бы многие жизненные потребности. Человек может получить необходимые для этого возможности, только в тех случаях, если будет иметь достаточное количество разнообразных психологических масок, адекватных постоянно меняющимся обстоятельствам.

Но человек находится в постоянных взаимоотношениях с другими людьми, которые так же постоянно пользуются масками в соответствии с обстоятельствами. И тогда все взаимоотношения людей можно рассматривать как маскарад, в котором друг с другом взаимодействуют иллюзорные личности. Но маскарад этим не ограничивается, так как основой каждого государства являются определённые идеи, реализующие себя через законы, которые для народов, входящих в государство, преподносятся как благо, так как защищают их права. Но в действительности, государство – это политическая система для поддержания господства одного класса над другими, и все законы и органы принуждения его направлены на то, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы. По Марксу,– писал Ленин, – государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, оно создаёт порядок, который узаконивает это угнетение, «умеряя» столкновение классов. Но тогда глава любого государства – это рупор для распространения идей правящего класса, своеобразный буфер, смягчающий взаимоотношения между угнетателями и угнетёнными. Здесь мы так же находимся в океане социальных иллюзий, относительное равновесие в котором, поддерживается средствами массовой информации и другими способами.

Таким образом, человек, как личность, является иллюзией и реальность проявленного мира с его бесконечным качественным разнообразием, которая окружает его, так же иллюзорна. Государство и идеи лежащие в его основе, – так же во многом являются иллюзиями. Любые стремления человека, направленные в будущее в большей своей части также содержат в себе иллюзорные ожидания и надежды. Иллюзии – это искажённая, кажущаяся реальность, и каждый человек по-своему искажает как реальность самого себя, так и окружающую его реальность. Тогда человеческая жизнь – это постоянные несовпадения ожиданий с действительностью, скрытой под масками иллюзий. А пути судьбы, предназначенной каждому человеку, сравнимы с зыбким болотом, в котором начинается и заканчивается человеческая жизнь. И человек настолько привык к иллюзорности самого себя и иллюзиям внешней реальности, что они являются для него единственно возможной действительностью.

 

Опубликовано