Мы все живём в «здесь и сейчас» и любая наша деятельность, и наши мысли располагаются в определённой последовательности на линии времени. И каждый следующий шаг нашей внешней или внутренней активности совершается в «здесь и сейчас». Даже наши автоматизмы, будут ли они какими-то действиями, или же мыслями, например, мы помним таблицу умножения, в которой, можно предположить, дважды два находятся в «здесь и сейчас», а четыре – в будущем. Даже звуки, из которых состоят слова, располагаются на линии времени в определённой последовательности. «Здесь и сейчас» подобно математической точке не имеет размеров, и, поэтому оно относительно. Можно сказать, что в духовной практике «здесь и сейчас» – это неподвижная концентрация внимания на каком-то состоянии или образе, но мы должны согласиться с тем, что все процессы в Мироздании происходят в «здесь и сейчас». Но когда мы говорим о духе народа, или коллективном разуме живых существ, например, муравьёв, то дух народа и коллективный разум, в нашем примере муравьёв, содержит в себе знания о предназначении форм жизни, которых он объединяет в единый живой суперорганизм. Во-вторых, он знает все необходимые для жизни муравейника процессы, в которых должны участвовать муравьи и он знает всю территорию, которая обеспечивает муравьёв всем необходимым. А в случае опасности он мобилизует адекватную защиту муравейника. Отделённые от коллективного разума муравейника муравьи ничего не знают и ничего не умеют, и даже при обилии пищи – погибают. Про человека, который умер, мы обычно говорим, что из него вышла витальная душа, но, в действительности клетки человеческого тела имеют свой, коллективный клеточный разум, который Мать назвала физическим, или материальным умом (см. книгу Сатпрема: «Разум клеток» стр. 92).
Практически, принцип иерархии власти в мироздании один и тот же: жизнь на каждом уровне бытия определяется пределами необходимости существования и возможности приспособления к изменяющимся условиям. Для человека этот потенциал распространяется до возможности эволюции сознания. Если бы человек мог знать своё возможное будущее, то он, скорее всего, избегал бы многих трудностей, чтобы получить желаемое более лёгким способом. Но эволюция сознания невозможна без направленных усилий. Тогда пути, на которых возможна эволюция сознания, должны быть известны духу народа.
Дух каждого народа или его коллективный разум, о существовании которого большинство людей, находящихся под его управлением, даже не догадываются, является индивидуальной гранью духа всей низшей сферы миров. При этом, каждый народ выражает какую-то преимущественно одну грань духа низшей сферы миров, которая определяет главные особенности этого народа. Но в каждом народе проявляют себя и другие грани духа низшей сферы миров, хотя они занимают второстепенные места в духе народа. Есть и ещё одна интересная особенность духа народа: все представленные в нём грани духа низшей сферы миров, имеют свои индивидуальности, имеющие относительную свободу самовыражения, Но подчиняющиеся определённым принципам, которые и создают основные характеристики духа низшей сферы миров. Эти принципы люди осознают в себе как различные проявления эго. Тогда дух низшей сферы миров можно представить как своеобразную конфедерацию, состоящую из относительно независимых государств. И в этой «конфедерации», состоящей из многих планов сознания низшей сферы миров, существует постоянная конкуренция за первое место среди других планов сознания. Разумеется, эта конкуренция происходит не том уровне, на котором все эти планы реальности встречаются «нос к носу». В первую очередь это происходит в человеческих существах, в которых пересекаются все планы сознания не только низшей сферы миров, но и, потенциально, всех супраментальных планов сознания. И так же, как в каждом человеке на переднем плане проявлен преимущественно какой-то из планов сознания, так и в духе любого народа проявлен в наибольшей степени какой-то один из планов сознания низшей сферы миров.
Дух народа управляет каждым человеком, побуждая его проявлять активность в нужном направлении, используя для этой цели его генетическую систему, ту часть её, которую генетики часто называют мусорными генами, а через неё и гормональную систему, и его эго. И в то же время каждый человек несёт в себе истинную часть Божественного, его искру, которую мы называем Божественной душой в человеке, что является обещанием Божественного человеку и залогом, в его великом будущем. Конечно, дух народа, или коллективный разум этого народа, знает изначальное предназначение каждого человека и побуждает его различными способами, чтобы он шёл путями своего предназначения. Но не он определяет судьбы тех людей, которые однажды должны выйти за пределы его возможностей. Судьбы этих людей определяет даже не дух всего человечества, но дух высшей сферы миров. Подавляющее большинство людей на Земле находятся под полным контролем духа своего народа, который определяет их судьбы и способы, какими они должны реализовать своё предназначение.
Дух народа выполняет только своё предназначение, используя людей, как средства своего существования. И так же, как человек, без внешней инструментальной своей части, не может существовать в проявленном мире значимостей, так и дух народа или его коллективный разум, не может существовать без своего физического тела, клетками которого являются люди. Дух каждого народа ведёт постоянную борьбу за главное место в иерархии коллективных разумов всех народов Земли, стремясь любыми способами разрушить целостность и индивидуальность духа любых других народов. И для этого могут быть использованы самые разнообразные методы и способы. Так как дух народа воспринимает реальность мира через восприятия людей и проявляет свою активность, через активность людей своего народа, то и взаимоотношения между народами осуществляются через дух каждого из них. Всё, что является проявлениями индивидуальности каждого из народов мира, может стать мишенью для разрушения их коллективного разума (духа их народа). Язык очень важная опора духан народа, так как всевозможные взаимодействия людей между собой происходят при помощи языка, люди даже думают на том языке, который для них родной. Все взаимоотношения людей между собой и с окружающей их природой осуществляются с определённых позиций, которые определяются опять-таки духом народа, это и религия, и культура и социальные взаимоотношения в процессе труда. Идеалы народа, его нравственность и его стремления – это так же является отражением в народе его духа. И чтобы уничтожить народ, можно в первую очередь разрушить его многогранный дух. Здесь можно приводить в пример и слова Аллена Даллеса, как будет уничтожаться русский народ и слова Чубайса, для которого тридцать миллионов жителей России, не приспособившиеся к капитализму – это всё не значимые мелочи. Кстати, так могут говорить только те, которые не принадлежат к народу, дух которого стоит поперёк их горла.
Дух каждого народа жаждет наиболее полной своей реализации и поклонения. Под поклонением понимаются не только нечто сходное с религией, но и тщательность, с которой люди исполняют все его желания. Здесь ещё раз хочу сказать, что дух народа состоит из многих планов сознания, преимущественно какого-то одного из них. Поэтому, поклоняться духу народа каждый человек будет по-своему, в зависимости от того, какой план сознания в нём будет преобладать.
Человек, идущий внутренним путём, во многом будет служить духу своего народа, так как внешняя часть его существа принадлежит этому проявленному миру значимостей. И это будет продолжаться до тех пор, пока эта инструментальная часть человеческого существа не будет трансформирована.
В своей внутренней работе человек не должен забывать о её последовательности, в которой искатель делает свой следующий шаг, когда он завершил предыдущий и в нём сформировалось состояние готовности к следующему шагу. Во внутренней работе искателя должны одновременно присутствовать два направления: он должен в исследованиях своих различных состояний углубляться в сторону всё более тонких проявлений, что соответствует более высоким планам сознания. Затем, в своих медитациях открываться этим планам и удерживать в себе состояния неподвижности и светлого покоя достаточно длительно, что позволит этому более высокому плану сознания сформировать в человеке своеобразный канал, связывающий сознание человека и сознание этого высокого плана.
И ещё одно пожелание: важно не привязываться к догмам. Они сравнимы с верстовыми столбами, расставленными вдоль дороги. Сами по себе столбы не имеют смысла, важна только дорога, по которой идёт духовный искатель.