Идея рабства многогранна, и только познав её во всей полноте, человек может стать свободным независимо от любых внешних условий. В проявленном мире не бывает свободы, и каждый человек связан с реальностью мира тысячами нитей несвободы. Исследуя свои внутренние состояния, человек, часто, не осознаёт многозначность этих состояний и не определяет для себя цель исследований, и это является одной из причин их настойчивого проявления вновь и вновь. Например, если искатель, исследуя свои внутренние состояния, делает это для того, чтобы сформировать в сознании «Свидетеля», то такого рода внутренняя работа будет иметь преимущественно, то значение, которое ей придаёт человек. Но он может исследовать свои внутренние состояния, чтобы получить о них знания или же, чтобы ослабить их интенсивность. При исследовании внутренних состояний можно даже войти в ту реальность плана сознания, из которой эти состояния приходят к нам. Каждое состояние многозначно и связано со многими гранями человеческой личности. Так, они могут определять цели человека и способ его взаимоотношений с внешними значимостями. От внутренних состояний зависит значимость «я» человека и «не я» внешнего мира.
Исследуя себя, человек может однажды осознать, что все его внутренние состояния имеют много уровней, на поверхности которых, постоянно возникают и исчезают волны эмоций. Они могут быть мелкими и могут быть разрушительными. Состояния рабства могут принадлежать многим уровням, даже тем, которые являются фундаментом человеческой личности.
Каждый человек имеет свои психологические особенности, одним из важнейших среди них является внутренний каркас, вокруг которого формируются все грани личности человека. этот внутренний каркас имеет генетическую основу и у различных людей может иметь не одинаковую жёсткость. Поэтому можно немало видеть людей, сравнимых с лианой, личность такого человека должна иметь опору в какой-то другой более сильной и устойчивой личности. Эти особенности могут проявляться как у мужчин, так и у женщин, но у последних – чаще. И совсем не обязательно, чтобы кто-то из родителей имел подобного рода психологические особенности. Наследование может проявиться через несколько поколений. И мы можем увидеть целый спектр человеческих типов от вьющейся лианы до устойчивого дуба. Кстати, люди лианы, в частности мужчины, с такими особенностями храбростью не блещут, избегают быть начальниками и ещё какими угодно руководителями. В детстве и отрочестве – ранимы, пугливы и боготворят какого-то из своих родителей. Они исполнительны, доверчивы и милы. Женятся и выходят замуж преимущественно за тех, которые имеют внутреннюю опору и поэтому, очень часто в семье занимают зависимое положение. Могут стать предателями в тех случаях, когда окажется в зависимости от преобладающей силы. Мы говорим о рабстве. Люди, относящиеся к лианам, нуждающиеся во внешней опоре, находясь в зависимых условиях, принимают их как естественные и даже удобные, так как самому принимать какие-то решения не надо. Рабами же себя осознают только те, которые имеют устойчивую внутреннюю опору. Для них рабство – это несвобода, насилие. Для рабского интеллекта характерна непогрешимость авторитета. И чем выше авторитет, тем он более непогрешим. Более того, взаимодействие «раба» и «господина», порождает в человеке с рабской психологией различной глубины гипнотические состояния, что зависит от степени выраженности его состояния раба. Обычно, общение с человеком, имеющем рабские особенности, приятно, так как он, будучи повышено внушаемым, с доверием воспринимает собеседника и не противостоит ему своими мнениями по обсуждаемой теме беседы. И, кроме того, человек с рабской психологией в присутствии авторитетов не может иметь своего мнения по обсуждаемым проблемам, он только поддерживает мнение большего авторитета.