Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА

Петр Зорин

 

Свобода – это созвучие обстоятельствам, когда общение – дуэт, хор, оркестр, когда тебя понимают, и нет сопротивления желаниям и стремлениям, когда не нужно ограничивать себя, когда нет опасности, неудобств, проблем, когда настроение всегда хорошее и много удовольствий. Это можно сравнить с плаванием в потоке воды, которая несёт человека и ему не нужно делать усилий, чтобы сопротивляться её течению или удержаться на её поверхности.

Тогда свободу можно сопоставить с состоянием плода в чреве матери, который имеет всё необходимое, и у него нет никаких неудобств, он защищён, нет никаких проблем, И нет никаких причин для радости и печали и каких-то других состояний – всё это приходит к нему от матери и уходит. И если он беспричинно сердится или радуется, или же в нём возникают какие-то желания и стремления, не имеющие цели, то они принадлежат не ему, а матери. И через всю эту какофонию, приходящих извне эмоциональных состояний и желаний, звучит его индивидуальная радость жизни.

Но свобода ли это, когда нет своих «хочу» и «надо», или же напротив – «не хочу» и «не надо», когда все его состояния – это только эхо состояний матери, а его вселенная – это то, незначительное пространство, в котором находится его тело. Но плод не знает, достаточно оно, это пространство, или нет, потому что то, что он имеет, не с чем сравнить.

Свободу человек может осознать, как отсутствие сопротивления, препятствия, когда он имеет опыт несвободы. Более того, опыт несвободы у людей не может быть одинаковым и тогда  представление о свободе так же несравнимы, поэтому каждый человек стремится к своей свободе. И одна и та же свобода для одного человека может быть несвободой для другого.

Более того, если бы человек знал каждый шаг своей судьбы, то это переживалось бы им как крайняя несвобода. Действительно, если ты знаешь, что произойдёт в ближайшее время, и ничего не можешь изменить, то это состояние мучительно, потому что в нём ты не принадлежишь себе, потому сто за тебя уже всё решено твоей судьбой, позади которой стоят какие-то силы, использующие тебя в своих целях. Такие обстоятельства не приемлемы для человека даже тогда, когда впереди его ждут сплошные удовольствия. Человеку в таких обстоятельствах его собственная воля становится ненужной, потому что каждый шаг его жизни для него предопределён, и он уже знает во всех деталях это предопределение. Тогда он только инструмент судьбы, которая ограничила его со всех сторон, оставив только узкий проход в направлении, определённого ему судьбой. Он даже остановиться не может и, тем более, сделать шаг назад.

И если путь жизни человека будет тем же самым, но он не будет знать наперёд каждый шаг своей судьбы, то, возможно, в тех же самых обстоятельствах, он будет чувствовать себя свободным в «выборе» своих путей, мнений, поступков. Не кажется ли тогда свобода – иллюзией неведения или иллюзией возможности намерения, в котором человек предполагает, что это он сам делает выбор.

В действительности, все пути человеческие предопределены, и только неведение создаёт иллюзию возможности выбора направлений какой бы то ни было активности. Если бы это было не так, то ни какие пророчества были бы невозможны, и Немчин, Нострадамус, Авель, Кейси, Ванга и др. были бы не более чем фантазёрами. 

Предопределение – это судьба роботов, направленная активность которых полностью зависит от программы, вложенной в них. Но, говоря о человеке, мы имеем в виду не только свободу воли, но и его непредсказуемость, что совершенно невозможно для исправного робота. Но тогда как совместить предопределение судьбы человека и свободу его воли? Когда пишется история какого-либо народа, то вехами на его пути становятся значимые личности и события. Если судьба каждого человека предопределена, то героизация его или народа теряет свой смысл, так как каждый человек и народ имеют своё предназначение, которое обеспечивается их возможностями и программами, вложенными в них. Они только средства на путях эволюции сознания, которые используются природой.

Можно провести параллель между намерением природы, управляющей человечеством и намерением человека, выполняющего какую-то работу. Те средства, которые он использует в своей работе, должны быть адекватны выполняемой работе, что далеко не всегда соответствует действительности. Можно представить недалёких умом людей, которые решили вскопать свои огороды. Одни для этой цели использовали лопаты, другие применяли пилы, и даже нашёлся такой, который решил вскопать свой огород молотком. И так как лопата оказалась самой эффективной, то на общем собрании дураков единогласно решили, присвоит ей – лопате, звание героя труда. То же самое происходит и с людьми, каждый из которых имеет свои индивидуальные возможности, и если определённая деятельность человека адекватна его возможностям, то, конечно же, результаты этой деятельности будут высокими. И звания героя труда или ещё какого-то героя определяет не его какие-то героические поступки, а врождённая основа его личности, которые присутствовали в нём и тогда, когда он ещё никаких героических поступков ещё не совершал. Следовательно, каждый человек хорош на своём месте. И здесь можно вспомнить слова И. А. Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Но в современном мире в человеческих сообществах происходит всё не так, так как герой может быть «липовым» и звезду героя он мог получить не за заслуги, а за услуги.

Но вернёмся к вопросу о свободе. Если свобода – это всёдозволенность, то такая свобода, очевидно, ведёт к деградации. Если свобода – жизнь, в которой нет никаких проблем (это мы уже рассмотрели), то, несомненно, и это так же ведёт к деградации, так как человеческие возможности раскрываются только тогда, когда человек преодолевает сопротивление или внешних обстоятельств, или свою внутреннюю пассивность. И если свобода – это обстоятельства, в которых все твои желания исполняются, как «по щучьему велению», то это так же своим результатом имеет деградацию. Так как человек не прилагает усилия, чтобы реализовать своё намерение удовлетворить желание.

Есть пределы на путях, ведущих к благополучию, в котором человек чувствует себя относительно защищённым со стороны всех граней своей личности. И эта защищённость гарантируется не только внешними обстоятельствами, но и внутренними возможностями.  Эти пределы можно назвать достаточностью. В жизни человека пределы достаточности ограничиваются двумя гранями – одна из них находится в нижней части спектра потребностей человек, ниже которой нищета или полная зависимость, а, возможно, то и другое вместе. И, другая грань находится в верхней части спектра потребностей, выше которой располагается избыточная потребность.

На самом деле, стремление людей к свободе – это стремление к полному удовлетворению потребностей, что в некоторых случаях невозможно. И эти потребности могут быть и не материальными. Практически, каждая грань многогранной человеческой личности имеет свои потребности и стремится к их удовлетворению. Эти грани можно назвать субличностями, каждая из которых при благоприятных для неё условиях может занять среди всех субличностей человека лидирующее положение и побуждать человека к определённому способу его бытия. Более того, каждая грань многогранной человеческой личности созвучна какому-то определённому плану сознания. По-видимому, это имел в виду Шри Ауробиндо, когда сказал, что люди одновременно живут во многих мирах.

Но мы уже говорили о том, что генетическая система человека не только регулятор функций живого организма, но и является приёмником информации, идущей из различных планов сознания низшей сферы миров, и через неё же человек потенциально связан с супраментальными планами сознания высшей сферы миров. Можно сказать, что через субличности человек связан со всеми планами сознания, или всеми вселенными Мироздания. И когда мы говорим о наследственности, то имеем в виду, что родители передают своим детям эстафету, связывающую их с теми планами сознания, которые в значительной степени созвучны предрасположенностям родителей. И чем ярче какая-то предрасположенность у родителей выражена, тем, ярче она будет представлена у их потомства.

Есть ещё одна важная особенность многогранной личности человека, которая определяет не только его основные потребности, но и интенсивность этих потребностей, так как субличности человека представлены в его интегральной личности не в одинаковой степени. Поэтому, мы можем говорить о людях, в которых преобладают низшие планы сознания и соответствующая субличность преобладает над другими субличностями, и постепенно подчиняет их своему влиянию. И тогда человек попадает в полное подчинение какого-то одного плана сознания, а все остальные грани его личности проявляют себя только в пределах, разрешённых лидирующей субличностью. И у такого человека стремление к свободе меняет своё направление в соответствии с тем, какой план сознания в нём преобладает.

Можно предполагать, что стремление к свободе – это стремление к бессмертию, так как продолжительность человеческой жизни ограничена  смертью. Но жизнь сама по себе не является основной ценностью для человека, так как люди, иногда, совершенно сознательно, прекращают своё существование. Всё живое к чему-то стремится, и свобода так же должна иметь свои  цель и смысл. В действительности, идея свободы имеет смысл только в мирах разделения, в которых проявлены иллюзии «я» и «не я». И чем ниже планы сознания, тем интенсивнее стремление к свободе. Это связано с тем, что чем ниже планы сознания, тем интенсивнее противостояние «я» и «не я», и тем больше проблем появляется у людей, и тем больше трудностей на путях жизни, и тогда чувство несвободы возникает в связи с неразрешимыми проблемами или непреодолимыми препятствиями.

В действительности, в каждую живую систему, будет ли это растение, насекомое, животное или человек, вложено стремление к познанию окружающей их реальности. На низших планах сознания это влечение проявляется в стремлении к выживанию и ко всему, что для этого необходимо. И оно, это стремление к выживанию, присутствует во всём спектре форм жизни на Земле. На уровне физического сознания – это стремление к поглощению пищи, для человека это ещё и стремление к приобретению и присвоению материальных благ. И следующей гранью физического сознания является стремление к безопасности. На уровне витального сознания – это стремление к размножению и удовольствиям, ментальная часть сознания стремится к получению информации о той части реальности мира, в которой человек обитает. Через такое познание реальности себя проявляет исследовательский инстинкт, имеющийся у всех животных. Этот инстинкт является необходимостью, так как живое существо должно знать окружающие его условия, чтобы использовать их с целью своего выживания. На планах сознания, превосходящих планы низшей сферы миров, стремление к познанию реальности мироздания вызывается и поддерживается жаждой знаний, которая является одним из проявлений Божественного намерения.

Современный человек является переходным существом к Гностическому супраментальному существу. Гнозис – познание, Гностическое супраментальное существо – это бессмертный человек, познающий реальность мироздания.

Современное человечество в своей основной части захвачено низкими планами сознания низшей сферы миров и, поэтому, люди, в подавляющем своём большинстве, стремятся к познанию реальности мира через власть над материальными его ценностями. Это проявляется в первую очередь через стремление к власти, по возможности, абсолютной, и стремление к обладанию материальными значимостями этого мира. И это происходит во всём мире, но в зависимости от своих возможностей одни люди довольствуются немногим, а другие стремятся к беспредельности в своей жажде власти над людьми и материальными благами этого мира. И для этой категории людей свобода предстаёт, как возможность беспредельно удовлетворять свои желания даже ценою разрушения окружающей их реальности и подавления людей создающих материальные блага этого мира. Такая разрушительная активность проявляется только тогда, когда сознание человека полностью поглощено жаждой всё возрастающей власти, как над людьми, так и над материальными богатствами этого мира.

Все эти люди, поглощённые значимостями проявленного мира, относятся к обывателям, не зависимо от того, относятся ли они к нищим и обездоленным, или же к сверхбогатым  людям, имеющим власть над судьбами народов и стран. И только немногие, словно искры солнечного света в предрассветной мгле, устремлены к высшему предназначению человека. Стремление людей к свободе, основой которой может быть, как справедливость, так и несправедливость, всё зависит от уровня их сознания, однажды должно будет смениться стремлением к познанию беспредельности Мироздания и дверями, ведущими в эту беспредельность, и в то же время самой беспредельностью, является Человек. И невозможно здесь ещё раз не вспомнить слова написанные на фронтоне Дельфийского храма: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ». И Человек из глубин тысячелетий из мрака планов сознания низшей сферы настойчиво восходит к сияющему свету своего великого будущего. Иногда, кажется, что в полумраке планов сознания погасли последние искры света, но эта иллюзия обманчива, и на смену немногим одиночным искрам, или огням, появляются целые фонтаны света, озаряющие серый и дикий полумрак реальности мира. Это люди, услышавшие зов сердца, которое разбудило их от векового сна, осознавшие своё изначальное предназначение, поднимаются по ступеням планов сознания к своему великому предназначению.

Мы должны знать, что потенциальные возможности человека, и всего человечества всегда раскрываются на два противоположных полюса, один из которых погружён во мрак неведения, а другой раскрыт в свет сознания. И если вокруг нас проявляет себя ложь, насилие и несправедливость, то это означает, что раскрылась возможность истины, справедливости и света сознания. Разрушительные проявления низшей природы, имеющие своим источником низкие планы сознания, могут быть трансформированы, только тогда, когда они проявят себя в максимальной своей полноте. Поднявшись, в своём осознании, над реальностью мира, мы видим, что человечество готовится освободиться от разрушительного влияния низких планов сознания. Всё, что было прежде скрыто – проявилось, и следующим движением на путях эволюции сознания будет трансформация проявленных несовершенств и освобождение человечества от балласта, увлекающего его в окончательную деградацию.

 

Опубликовано