Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» – И ТРЕТЬЕ ВНИМАНИЕ

Петр Зорин

2019-01-27

 

«Здесь и сейчас» – это «в этом месте и в это мгновение». Практически, здесь речь идёт об осознанности человеком в данный момент времени, своего состояния или какой-то своей деятельности. Мы можем осознавать себя, во время какой-то внешней деятельности, при этом наше осознание как бы скользит по поверхности нашей деятельности, фиксируя последовательно все элементы происходящего процесса. И тогда внешнее внимание привязано к поверхностному процессу, происходящему в потоке времени. Значительная часть внешней деятельности человека осуществляется в автоматическом режиме, и чем старше становится человек, тем в большей степени в нём проявляются автоматизмы, и тем меньше в его деятельности присутствует творческое начало. Но, используя своё внешнее внимание, человек может осознавать не только какую-то свою деятельность, но и наблюдать за событиями и даже участвовать в них, например, быть собеседником. Но такая осознанность ещё мало что меняет, потому что в ней человек скользит по поверхности событий, а действительная причина их находится всегда глубже.

У каждого человека, в истинной внутренней части его существа, есть внутренние органы восприятия и, соответственно, внутреннее внимание, которое воспринимает не только различные внутренние состояния, желания, стремления и побуждения, а так же всевозможные реакции эго, но и ауру непроявленного, присутствующую в каждом проявленном объекте, воспринимаемом человеком. Дело в том, что проявленная реальность является поверхностной частью реальности непроявленной, можно сказать, что проявленное является производным непроявленной реальности мира. И рассматривать отдельно проявленное от непроявленного будет не совсем правильно, так как истинный смысл и предназначение проявленного находится в его непроявленной части. И в связи со своей недостаточной способностью воспринимать непроявленную часть реальности мира, человек всем проявленным объектам и процессам, происходящим между ними, придаёт свои ложные иллюзорные значимости. И, в связи с этим, в подавляющем большинстве случаев всех взаимоотношений человека с проявленной реальностью, люди вынуждены ориентироваться на ложные значимости, в связи с чем сама человеческая жизнь приобретает ложное направление, не соответствующее истинному человеческому предназначению.

Внутреннее внимание, если оно достаточно восприимчиво, способно воспринимать непроявленную реальность проявленного мира. И если человек, постоянно использует его, чтобы осознавать различные состояния, которые вызывают у него проявленные объекты этого мира, то это в значительной степени повысит его способность воспринимать прежде непроявленные влияния этих объектов и в первую очередь различные реакции эго. Именно эго вводит человека в заблуждение, экранируя его способность воспринимать непроявленную часть проявленного мира. Это оно закрывает для него путь к самопознанию. Но Психическое существо, достигнув определённой степени зрелости, однажды начнёт очищать сознание человека от засилия эго. И когда, человек начинает исследовать самого себя, то в период этой внутренней работы однажды осознает, что более глубокое понимание процессов, происходящих во внутреннем мире, более эффективно, если внутреннее внимание становится всё более неподвижным. Человек начинает осознавать, намерения людей, с которыми ему приходится общаться, их черты характера, которые так или иначе, но проявляются при общении. Более того, его восприимчивость настолько возрастает, что он начинает осознавать эмоциональную составляющую каждого объекта, с которым ему приходится взаимодействовать. Другими словами, он начинает осознавать непроявленную часть проявленной реальности. Но ещё более важным является то, что человек начинает осознавать, что состоянию покоя и неподвижности внутреннего внимания нет предела. Достигнув какой-то неподвижности внутреннего внимания и удерживая в себе состояние неподвижной внимательности, он начинает осознавать, что возможна ещё более глубокая неподвижность внимания. В дальнейшем, стремясь ко всё большей неподвижности внутреннего внимания, человек осознаёт, что пределов этой неподвижности не существует. При этом он, конечно же, осознаёт, что эта его способность позволит ему в дальнейшем, при исследовании своих состояний, осознавать такие тонкие их проявления, которые прежде были недоступны его восприятию. И, так как эта работа по совершенствованию внутреннего внимания имеет прямое отношение к устремлённости в направлении духовного совершенства, то однажды духовный искатель при очередной практике, ведущей к полной внутренней неподвижности внимания, соприкоснётся с вниманием Психического существа, которое неотступно направлено в сторону Божественного совершенства. Я называю это третьим вниманием, считая первым – внешнее, вторым – внутреннее, при помощи которого воспринимаются различные внутренние состояния, а третье, не принадлежащее человеку, но осознаваемое им, как его собственная глубинная устремлённость в духовной работе на внутреннем пути.

Шри Ауробиндо однажды сказал: «Программа для моей садханы диктовалась мне изнутри. Я следовал ей и продвигался сам». Психическое существо для человека, идущего внутренним духовным путём, является проводником на этом пути, советником и его другом, который всегда подскажет направление следующего шага на внутреннем пути и всегда укажет на подстерегающие искателя ловушки низшей природы. Самое важное – не потерять связи с намерением Психического существа, проявление которого мы здесь назвали третьим вниманием.

Искатель, достигший восприятия третьего внимания, не должен падать духом, когда его связь с намерением психического существа будет иногда прерываться. Это происходит потому, что ещё сильны связи человека с прежними привычками, связанными с влияниями низшей природы, которая будет постоянно пытаться вернуть внимание человека к мелочам внешнего мира. если человек будет достаточно настойчив, то низшая природа постепенно сдаст свои позиции. И только тогда духовный искатель может сказать себе, что я полностью отдал себя в своей внутренней работе намерениям Божественной Матери.