Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ БЫТИЯ

Петр Зорин

 

Внутренняя картина мира каждого человека имеет свою статику и динамику. И какова внутренняя картина мира, таков и сам человек и его отношения к себе, а так же к проявленной и непроявленной реальности мира. Тогда можно предполагать, что каким воспитаешь человека таким он и будет. В действительности это не совсем так, и даже совсем не так. Но прежде необходимо рассмотреть, хотя бы схематично, некоторые принципы структуры и динамики Мироздания. Эта необходимость обусловлена тем, что каждый человек занимает своё место в спектре мироздания, которое проявляется в нём в различных предрасположенностях, склонностях и других проявлениях его личности.

Шри Ауробиндо говорил, что Мироздание состоит из миллионов вселенных. Конечно, никто не считал, количество вселенных, заполняющих Мироздание, которое мы называем Богом, слово – «миллионы» мы можем заменить термином – «множество». И каждая из множества вселенных является планом сознания «звучащего в своей октаве. «В своей октаве» не означает, что каждая из вселенных внутри себя имеет только семь уровней сознания. Их может быть значительно больше, так как существует множество промежуточных уровней сознания внутри каждой вселенной. Все вселенные, или планы сознания Мироздания можно изобразить в виде спектра, нижние части которого представлены мирами мрака и страданий, а верхние поднимаются за пределы ультрафиолетового цвета, но это только аналогия, помогающая представить реальность мироздания с какой-то его одной стороны. Можно спектр планов сознания сравнить со звукорядом, в нижней части которого вселенные «звучат» в инфразвуковом диапазоне а в верхних его частях «звучание» вселенных может восприниматься в высочайшем ультразвуковом диапазоне. Спектр планов сознания можно рассматривать и как спектр всевозможных эмоциональных состояний, переживаемых человеком, от самых низких до высочайших.  И ещё, когда мы говорим, что каждый план сознания звучит в своей октаве, то это совсем не означает, что каждый последующий, более высоко расположенный план сознания, подобен предыдущему, но на октаву повыше. Мироздание с его множеством вселенных можно сравнить с беспредельным космическим деревом, имеющим своё основание и вершину, и множество уровней ветвей между ними. Причём, каждый последующий уровень более прекрасен и совершенен, чем предыдущий уровень. И ещё небольшое пояснение: когда мы говорим о мирах мрака и страданий, которые принято называть мирами ада, то это только метафора. Мы знаем, что вибрации других планов сознания воспринимаются человеком, как определённые эмоциональные состояния. В этих мирах может так же светить солнце, как и в привычном для нас проявленном мире, и так же день может сменяться ночью, но октавы вибраций этих миров настолько мучительны для витальной души желаний умершего человека, что переживаемые ею страдания сравнимы с геенной огненной, с мраком, с абсолютной невозможностью что-либо изменить к лучшему. При этом, интенсивность страданий может быть так велика, что витальная душа переживает её как непреходящую вечность. Вечность переживает витальная душа желаний человека и в том случае, когда она посмертно попадает в высочайшие миры света и радости – в рай. Это связано с тем, что любое монотонное, неизменное состояние, когда нет никаких надежд на изменения в будущем, так же переживаются как вечность, и так же содержит в себе негативный эмоциональный оттенок. Существует такая притча: умер человек и посмертно оказался в прекрасном дворце, в котором все его желания тут же исполняли приставленные к нему слуги. Жизнь была замечательна, и человек вначале даже подумал, что он по какой-то божественной прихоти попал в рай. Но шло время, и каждый следующий день был похож на предыдущий – слуги исполняли все его прихоти и старались не допустить ничего, что было бы для него неприятным. Они придерживали его на прогулках, чтобы он, не дай бог, не оступился. Постоянно предлагали ему всевозможные напитки и закуски, а шуты и шутихи делали всё, чтобы ему было весело. В этом раю никогда небыло непогоды и никто из обслуживающих его челяди не знал, что такое гроза или ещё какая-то непогода, и тем более стихийное бедствие. И однажды человеку, вернее, его витальной душе, захотелось хоть какого-то разнообразия. Захотелось так сильно, что он закричал, что больше не хочет находиться в раю и жаждет попасть в ад. И, кто-то из слуг, с сочувствием и удивлением отозвался на его отчаянное желание попасть в ад:

– А вы думали, что вы находитесь в раю?..

Каждый человек рождается, для того, чтобы выполнить на Земле своё предназначение, поэтому в дальнейшей жизни он будет стремиться, осознавая или не осознавая этого, следовать тем путём, который для него является олицетворением смысла его жизни. Но в мире много соблазнов, которые не всегда соответствуют предназначению человека, и, встречаясь с ними, он будет испытывать удары судьбы, которые должны чему-то научить его. Действительно, если бы вся жизнь человека не сопровождалась какими-то проблемами, то он остановился бы в своём развитии. Но каждый человек рождается в определённой части спектра сознания, что унаследовал от своих родителей, которые передали ему те предрасположенности и склонности, которые сами унаследовали от своих предков. Здесь можно вспомнить слова М.Горького из его «песни о соколе» – «Рождённый ползать, летать не может». Ползать и летать – это только крайние типы человека, между ними множество других переходных типов людей. Человек рождается генетически прикреплённым к какому-то плану сознания, который представлен в нём в наибольшей степени. Но в то же время в человеке проявлены и другие, ближайшие в спектре миров планы сознания, но в меньшей степени. Даже можно сказать, что в человеке потенциально представлены все планы сознания Мироздания, которые могут проявить себя в нём в процессе эволюции его сознания.

И, если человек при рождении унаследовал нижнюю часть спектра плана сознания, в котором живёт современное человечество, то для него будут чуждыми интересы и стремления людей, родившихся в верхней части спектра этого же плана сознания. И в том океане информации, в котором живёт современное человечество, он будет отфильтровывать только ту его часть, которая соответствует уровню его сознания.

И, кажется, что для человека всё безнадёжно – каким он родился, такой и будет его судьба. Но, в действительности, уровень сознания человека определяется наследственностью только в незначительной степени, основной причиной, которая определяет родителей человека и уровень его сознания является Психическое существо. Человек является средством, которое используется Психическим существом (Истинным «Я» человека) для своего роста и созревания. Истинное «Я» человека на ранних стадиях своего развития получает необходимый для его роста опыт в людях, имеющих низкий уровень сознания. Но в дальнейшем, по мере созревания оно всё в большей степени влияет на уровень сознания человека и в последующих перевоплощениях оно в значительной степени влияет не только на уровень сознания человека, но и на генетически обусловленную его судьбу.

Если бы внутри каждого из планов сознания, «звучащего в своей октаве» небыло своей внутренней шкалы или спектра сознания, и если бы планы сознания не отличались один от другого октавами, то ни о какой эволюции сознания речи бы не могло быть. Психическое существо получает опыт, через переживание человеком всевозможных проблем и растёт и чем более зрелым оно становится, тем сильнее его влияния на сознание человека. И прежде очень тихий его «голос» совести, со временем становится всё более «громким» и однажды человек осознает его, что станет для него (для человека) очень важным рубежом, так как он должен будет изменить в чём-то свои отношения с реальностью мира. И если выбор будет сделан не в том направлении, которое определялось «голосом совести», то в следующий раз, когда отношение человека с реальностью мира не будут соответствовать истине «голос совести» будет «звучать» не так явственно, как в предыдущий раз, но человек всё-таки ещё будет осознавать его. И, со временем, человек уже перестанет «слышать голос» своего «Истинного «Я» и для него уже не будет ни каких надежд на восхождение его сознания. Шри Ауробиндо говорил, что в таком случае психическое существо может оставить человека. Но это совсем не будет мешать социальному восхождению человека и его материальному успеху, так как для этого человеку достаточно опоры на своё эго. Сатпрем назвал таких людей – людьми из гипса, имея в виду, что гипсовые фигуры внутри полые.

Психическое существо возрастая всё в большей степени ослабляет хватку эго и сознание человека становится всё более прозрачным и чистым от влияний эго. И однажды оно выходит на передний план. Но это не значит, что эго исчезло, оно осталось в более тонких проявлениях сознания человека, созвучного более высоким планам сознания. Таким образом, для жизни внешней части человеческого существа, которое можно назвать биороботом, эго было необходимо в качестве его «я», индивидуальности, без чего взаимоотношения с внешней реальностью было бы практически невозможно. И в то же время эго создавало необходимые условия для роста Психического существа. И даже после просветления, когда Психическое существо выходит на передний план, эго не исчезает, но остаётся в своих проявлениях на более высоких планах сознания и его влияния на человека продолжаются, но в уже утончённой форме. При этом, взаимоотношения человека с реальностью мира становятся более утончёнными не только потому, что эго оставило свои прежние позиции и перешло на более высокий план сознания, но и потому, что влияния Психического существа на человека неизмеримо возросли. Но Шри Ауробиндо говорил, что человек должен быть полностью свободен от эго и этот процесс осознания проявлений эго и, этим самым одновременного освобождения от него, является внутренней опорой духовного искателя на пути восхождения его сознания.

В период роста Психического существа, ещё до выхода его на передний план, человек проходит состояние, когда влияния Психического существа и эго уравновешиваются, и тогда у человека появляется возможность выбора, в котором он должен решить, какое из влияний для него более предпочтительно. Психическое существо для своего роста должно получать необходимый для него человеческий опыт, который по мере трансформации сознания человека должен меняться, становится всё более тонким, но если человек предпочитает для себя те отношения во внешнем проявленном мире, к которым побуждает его эго, то влияния Психического существа, в таком случае сводятся к нулю. И если при повторных обстоятельствах человек опять-таки будет принимать сторону своего эго, то психическое существо может совсем оставить его. Но, обычно все эти процессы происходят не в одном человеке, а во многих людях, в которых последовательно воплощается Психическое существо, но это не означает, что родившийся человек уже изначально имеет более высокое сознание, чем его предшественники. Так же как и при внутриутробном развитии, когда человек в сокращённом варианте проходит всю свою эволюцию жизни от клетки, через растение, и другие стадии и рождается уже человеком. Так же и в духовной практике, человек в сжатой форме должен пройти все этапы духовного роста, которые проявлялись в прошлых воплощениях психического существа, и только после этого начинается его индивидуальная духовная работа. Кстати, тот же самый принцип проявляется и в жизни всего Мироздания, и в период утра Брамы всё мироздание проходит в сжатой форме всю бесконечную череду изменений в эволюции Мироздания. Можно сказать, что современное человечество находится во внутриутробной фазе своего развития и человек – гностическое существо ещё не родился, но, по космическим меркам, процесс рождения гностического существа уже запущен и всё человечество переживает, не осознавая этого, предродовые схватки.

 

Опубликовано