Каждый процесс имеет своё начало и направление к определённой цели. После достижения цели, предшествующее направление процесса может быть изменено, и, соответственно может быть изменена цель. И может показаться, что человеческая жизнь во многом спонтанна и непредсказуема в своих стремлениях. Но это только кажется. Оглядываясь назад, мы можем увидеть, что в любой момент времени мы находимся в том месте, которое было определено для нас нашими предыдущими шагами. Многое в нашей жизни зависит не от наших решений или предпочтений, но внешние обстоятельства каждый раз складываются так, что к определённому выбору нашего следующего шага нас подготавливают условия, не только внешние, но и внутренние. Мы оказываемся созвучными определённым обстоятельствам, которые кажутся нам особенно привлекательными или, возможно, вполне приемлемыми и у нас возникает побуждение сделать именно этот выбор. И все последующие зигзаги жизни, которые мы делаем, нам кажутся вполне естественными. И чаще всего, когда что-то меняется в нашей жизни, мы предполагаем, что этот удачный или неудачный выбор сделали мы сами, по крайней мере, он во многом зависел от нас. Но в действительности, в каждого из нас уже изначально вложена наша судьба, сравнимая с партитурой оркестра нашей жизни, которую ещё можно сравнить с развёртывающейся внутренней программой состояний, определяющей наши предпочтения. И когда мы говорим, что низшая природа внешнего проявленного мира управляет человеком, привязывая его своими влияниями к значимостям этого мира, то это только отчасти правильно, так как она управляет человеком преимущественно через его внутренние состояния, обусловленные его программами жизни. И когда мы говорим о человеческом эго – его ложном «я», и Психическом существе – или Истинном «Я», то в человеке они являются исполнителями этой программы. И когда Психическое существо входит в человека или до его рождения, или же в раннем детском возрасте, то его активность не выходит за пределы изначально вложенной в человека программы. Но всё меняется, когда человек встаёт на внутренний путь.
Здесь следует кратко остановиться на намерениях человека в проявленном мире значимостей и на внутреннем духовном пути. В мире значимостей намерение человека почти всегда вещественны и предполагают определённую продолжительность времени для своего удовлетворения. На внутреннем пути намерение человека направлено на процесс, который может быть по продолжительности неограниченным во времени и не приносит человеку какой-либо материальной выгоды, и не направлен на получение какой-то материальной или психологической значимости. Стремления человека на внутреннем пути, осознаются им как желанная необходимость, потребность, в которой реализуется смысл его жизни. На внутреннем пути всё, что на путях внешнего мира является проблемами, препятствующими достижению успеха или же, напротив – способствующими ему, и всевозможные внутренние состояния, сопутствующие любой деятельности человека, являются средствами, необходимыми в духовной работе искателя. Другими словами, на внутреннем пути для искателя не существует препятствий.
Намерение человека, идущего внутренним путём, можно сравнить с рекой, питаемой множеством ручьёв. Ручьи – это любая внутренняя работа, направленная на осознанную реализацию намерения. Когда искатель осознаёт какие-либо внутренние состояния, вызванные внешними обстоятельствами, а так же порождаемые различными стремлениями, желаниями или побуждениями, принадлежащими самому человеку, то это всегда происходит с позиции «Свидетеля». Такая внутренняя работа не только способствует очищению сознания от засилия эго, но и постепенно включает новую, более высокую программу жизни. Включение более высокой программы жизни начинается с наиболее тонких и подвижных частей человеческого существа, и завершаются программой жизни физического тела. Все эти части, по мере восхождения сознания человека, претерпевают радикальные изменения, так как выходят за пределы законов проявленной реальности мира, в котором всё имеет своё начало и свой конец.
В основе любых ограниченных внешних процессов, определяющих пределы стремлений, желаний и даже жизни, находится единый бесконечный поток Божественного намерения. На его поверхности возникают и исчезают волны намерений низшей природы, человеческие и любые другие намерения, принадлежащие различным формам жизни. И только глубинный неизменный и непреодолимый поток Божественного намерения не имеет каких бы то ни было пределов. И, всё входящее в него, выходит за пределы законов, управляющих всеми конечными процессами проявленного мира. Искатель, посвятивший всю свою жизнь пути, ведущему к бесконечному совершенству, однажды оказывается перед сияющей беспредельностью. Это становится для него возможным потому, что всё его существо без остатка, отданное в руки Божественной Матери, стало частью Беспредельности Мироздания.
Любая беспредельность будет ли это беспредельностью времени или пространства, будет ли это беспредельностью познания реальности мироздания, или бесконечностью жизни, всегда начинается с первого шага. Для человека очень важно, чтобы его первые шаги не были направлены в сторону материальных ценностей, служению которым человек мог бы посвятить всю свою жизнь. И не преходящие значимости должны быть целью его жизни, а то, что не имеет пределов – это в первую очередь процесс познания самого себя. На путях самопознания человек не только однажды может осознать, что познание самого себя, познание проявленной и непроявленной реальности Мироздания, познание Бога и служение ему – это один и тот же процесс, который никогда не будет завершён. Человек на пути самопознания однажды должен будет перешагнуть черту смерти и войти в вечность беспредельности. Но для того, чтобы это однажды стало реальностью, человек в малом и большом должен стремиться к познанию всевозможных состояний и процессов. В его стремлениях не должно быть никаких привязанностей к каким бы то ни было значимостям этого мира. И это должно быть для человека каждый день, каждую неделю, каждый месяц и каждый год. Человек определяет для себя, что в течение этих отрезков времени должно быть для него приоритетным и что второстепенным, и прилагать усилия, чтобы следовать своим приоритетам. И каждый новый год или начало каждого месяца, и даже начало дня он должен определять для себя, не что он должен сделать в предстоящее время, но какая работа должна быть для него главной. Он не должен планировать какие-то, возможные для него, достижения, но стремиться к максимальной сосредоточенности на внутренней работе, и противостоять любым отвлекающим соблазнам. В каждом человеке есть две личности, одна из которых стремится к жизни, совершенству, духовности и для этого использует весь арсенал человеческих возможностей. Другая – стремится к смерти, деградации, материальности и для этого, также использует все возможности, которые имеются у человека. И какой части человек будет отдавать свои предпочтения, та и выйдет победителем в этом скрытом противостоянии.