Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ФЕНОМЕН ВНИМАНИЯ

--

Внимание играет огромную роль в жизни человека, оно точно прожектор освещает направление, в котором человек может получить знания о чем-либо, или же освещает направление его активности. Внимание может быть внешним и внутренним, причем внешнее внимание подобно фокусу света, прошедшему через увеличительное стекло, в то же время внутреннее – подобно рассеянному свету, прошедшему через двояковогнутую линзу. У внешнего и внутреннего внимания есть еще одно очень важное отличие. Внешнее внимание очень быстро угасает, если оно неподвижно сосредоточено на каком-либо объекте, в то же время внутреннее – способно длительное время быть фиксированным. В действительности и внешнее и внутреннее внимание имеют одновременно обе особенности, т. е. вокруг фокуса внимания есть зона рассеянного внимания, но во внешнем внимании периферическое поле (рассеянное внимание) вторично, а во внутреннем поле внимания оно первично, а фокус внимания вторичен. Для того чтобы внешнее внимание было устойчивым, необходимо постоянное перемещение фокуса внимания, в чем совершенно не нуждается внимание внутреннее. Возможно, слово «фокус» для внутреннего внимания не подходит, потому что это скорее состояние удерживания внимания в каком-либо направлении или даже во всех направлениях сразу. Для внешнего внимания это невозможно, в то же время для внутреннего внимания – вполне естественно.

В вопросе внимания нас в первую очередь интересует тот, кто определяет его направление и выбирает объект, на который должно быть направлено внимание. От этого зависят и интересы человека, и возможность возникновения его зависимости, а также приятия и неприятия чего-либо. Почему одни люди привязаны к внешнему материальному миру, к его идеям и его ценностям, а другие люди, которые так же живут в этом материальном мире, но в то же время не привязаны к нему и не зависят от него?

Исследуя феномен внимания, мы обнаруживаем два источника, побуждающих внимание к активности. Первый из них внешний – это события или какие-либо ценности материального мира. Второй – внутренний, который в свою очередь делиться на два источника. Первый из них принадлежит животной природе и к нему относятся различные инстинкты. Второй – наша истинная бессмертная часть – Центральное существо и Психическое существо. В тех случаях, когда вниманием человека завладевают инстинкты или внешний мир, то это часто ведет к захваченности, и человек становится инструментом сил низшей природы. В тех же случаях, когда направленность и интенсивность внимания определяет Центральное и Психическое существо, то целью этого внимания является только духовная работа. При этом значимость ценностей этого мира и смысл всего происходящего в нем, кардинально отличается от отношения к окружающему миру обывателя.

Внимание имеет интересную особенность – оно настраивает объект, на который направлено, на свою частоту. Конечно же, при этом имеет значение масса и энергия этого объекта. Предположим, используя кипятильник нельзя вскипятить море, как бы мы ни старались. Кроме того, во внимании человека всегда присутствует ожидание, вибрации которого, так же влияют на процессы, протекающие в наблюдаемом объекте и, в какой-то мере трансформируют их.