Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

О ВНУТРЕННЕЙ ВСЕЛЕННОЙ

Петр Зорин

 

Внешнюю реальность мироздания человек познаёт при помощи внешних органов чувств, принадлежащих внешней части человеческого существа, а внутреннюю реальность мироздания он познаёт при помощи внутренних органов чувств, принадлежащих центральному существу с его истинным менталом, виталом и физическим. На самом деле не существует внешней и внутренней реальности – есть одна реальность, но человек осознаёт преимущественно ту её внешнюю часть, которая необходима для его выживания на Земле. Та же часть реальности мира, которая воспринимается его центральным существом, остаётся потенциальным полем его будущей внутренней работы на духовном пути.

Но эго – это не просто паразит, захвативший сознание человека, но и развернувший его внимание в сторону внешнего мира с его значимостями. Оно перекрыло источники различных состояний, возникающих в человеке по какому-либо поводу, и, этим самым, ограничило его возможности познания себя, как космического существа, оставив для него только внешнюю часть этого проявленного мира с его значимостями. В результате для человека оказались закрытыми пути, ведущие к реализации его Божественного предназначения. Центральное существо, тонкое физическое тело которого через чакры связано со всеми планами сознания Мироздания, воспринимает весь спектр вибраций сознания этих планов, как определённые эмоциональные состояния, которые человек считает принадлежащими ему. Это происходит потому, что эго, определяющее направление взаимоотношений человека с реальностью внешнего мира, открывает каналы, соединяющие истинно витальную часть центрального существа, воспринимающую все планы сознания Мироздания, с витальным телом, принадлежащим внешней его части. Эго ограничивает возможность человека познать источник этих состояний, и позволяет ему осознавать эти состояния в полной мере только задним числом. Можно сказать, что оно впускает эмоциональные состояния в витальное тело человека, но не позволяет его внутреннему вниманию, проникнуть в субстанцию истинного витала. Таким образом, эго, внедрившись в сознание человека, отделило его внешнюю часть от истинной внутренней части, и сделало из неё – этой внешней части – послушного и доверчивого раба. Нельзя сказать, что это не имело определенной цели, так как эго всячески препятствует усилиям человека проникнуть в свою внутреннюю истинную часть. Оно знает, что если человек станет целостным существом и внешняя его часть объединится с его внутренней частью, то он будет в какой-то своей части потерян для эго и прежние его привязанности к значимостям проявленного мира в значительной степени трансформируются и ослабеют.

Низшая природа \дьявол\ имеет столько граней своей личности, сколько планов сознания имеет низшая сфера миров. И, когда намерение человека – посвятить свою жизнь духовному пути – становится для эго опасным и эго может полностью потерять власть над этим человеком, то проявляет себя та личность низшей природы, которой дана власть над этим проявленным миром. При этом, могут измениться условия жизни, затрудняющие внутреннюю работу и даже возможен и такой вариант, когда сатана в сновидении или в период медитации может проявить себя в самом величественном виде и соблазнить человека особой его значимостью в этом мире, и предложить ему особый индивидуальный путь. Обычно человек не соглашается на такое «заманчивое» предложение, если в его сознании в уже значительной степени сформирован «Свидетель». Это крайне важно, так как искатель при осознании в себе различных состояний должен опираться на свободную от эго часть сознания. Возможны и такие варианты, в которых эго «подсказывает» духовному искателю, что он уже освободился от эго и, поэтому, он может переключиться на другие направления внутренней работы. Но, особенно привлекательным вариантом для эго является безбожие, при котором вместе с Богом отвергался и сатана. Попытка реализовать подобного рода идею была предпринята в Советском Союзе, когда насаждался атеизм, при котором человек провозглашался вершиной эволюции. В гимне Интернационал есть слова:

«Никто не даст нам избавленья

Ни Бог, ни царь и не герой –

Добьёмся мы освобожденья

Своею собственной рукой…»

Для низшей природы атеизм очень привлекателен, так как нельзя стремиться к чему-то и бороться с тем, кого нет – человек оказался перед пустотой, которую, как предполагается, он должен заполнять сам.

Очень многие события, свидетелем, участником и даже инициатором которых является человек, провоцируются эго. Например, человек стремится к свободе от чего-то. В действительности, человек не может быть совершенно свободен, так как он только часть системы, большей, чем он сам. Но эго не знает другой свободы, истинной свободы, а не свободы от чего-то. Истинная свобода это гармония отношений, это гармония со всем окружающим миром. Но мир не может приспосабливаться к человеку, это должен делать человек. Поэтому, возможность свободы каждый человек носит в себе самом. Но для эго не нужна свобода, в которой человек должен быть гармоничным с окружающей его реальностью – эго стремится к преобладанию, значимости, исключительности, и в этом оно противостоит реальности мира. Эго – плохой стратег и близорукий тактик, так как для удовлетворения своей значимости, оно жертвует адекватностью отношений, а стремясь к удовольствиям – жертвует последствиями. Ну а ради желанного будущего всегда приходится жертвовать в чём-то настоящим, что для эго почти всегда нежелательно. Правда, если возможное будущее имеет высокую значимость, то эго может ради такого будущего чем-то поступиться в настоящем.

В каждом человеке, как и  в каждом живом организме, заложено стремление к жизни. Это стремление проявляет себя в человеке в сохранении жизни. Для этого ему нужна пища и условия, в которых эта пища может быть доступной. Кроме физической пищи для человека необходима пища ментальная и витальная. У каждого живого существа есть свои возможности и способы приобретения «пищи». У человека от потребности в «пище» – до удовлетворения этой потребности, имеется больше промежуточных этапов, чем у животных. И, кроме того, у человека в этот процесс в значительной степени вовлечен его ментал и витал. Стремление к знаниям, выходящим за пределы выживания, которые могут быть получены человеком, через приобретение необходимой информации, или же через непосредственное соприкосновение со знаниями, так же является пищей, но уже сознания человека. При этом ум является только инструментом, через который сознание человека получает необходимую информацию. Ум способен запоминать информацию, но он не способен понимать её, постижение смысла и сути информации доступно только сознанию человека. Практически, вся человеческая жизнь от формирования намерения, до реализации его во внешнем мири и получении адекватной «пищи» для всех частей человеческого существа – это, в конечном счёте, является процессом получения знания и использование его для следующего этапа жизни, каким бы кратким или продолжительным он ни был. Поэтому, можно сказать, что для всех форм жизни, в том числе и для человека, используется один и тот же принцип и человек всё ещё является животным, у которого в значительной степени развит ум, более обширное, глубокое и, поэтому, более эффективное сознание и… всё. Т. е. человек – это пока ещё цивилизованное животное, и во многом, причиной этому является его эго. Но не следует думать, что эго это только паразит сознания человека, который единую человеческую сущность разделил на две части – внутреннюю – центральное существо с его истинным менталом, виталом и физическим и внешнюю – грубую, состоящую из ума, витала и физического тела. Эго не только разделило человека на две части – внешнюю и внутреннюю, но и создало обстоятельства, при которых становится возможной внутренняя работа человека.

Можно сказать, что эго человека являясь паразитом его сознания – совсем нежелательный элемент в его существе, но благодаря работе на пути познания самого себя, человек преодолевает иллюзии эго, прилагая для этого определённые направленные усилия и, этим самым, постепенно формирует в своём сознании канал, связывающий его с истинным «Я». В период формирования этого канала, тогда искатель называл его «Свидетелем», он в дальнейшем осознаёт, что начало этой внутренней работе положил не он, а его истинное «Я», которое своими влияниями трансформировало часть его сознания, очистив его от иллюзий эго. И у человека в сознании образовалась своеобразная свободная «валентность», которая осознавалась им как жажда поиска смысла жизни. Другими словами, до того, как Психическое существо трансформировало часть сознания человека, он был полностью под влиянием иллюзий эго и смысл его жизни соответствовал этим иллюзиям. Но всё изменилось, когда Психическое существо очистило часть сознания от этих иллюзий, благодаря чему человек осознал, что есть другой уровень смысла жизни. Вначале человек, теперь назовём его искателем, по привычке искал проявления этого нового смысла жизни во внешней реальности этого мира, но иллюзии эго каждый раз подсовывали ему ложные идеи и формы проявленного мира, которые носили на себе маски, обещания искомого смысла жизни. И многие искатели удовлетворялись результатами своих поисков и навсегда оставались в захлопнувшейся за ними ловушке, специально приготовленной для них низшей природой. Но и эта ловушка – иллюзия, так как ничто не может препятствовать духовному росту человека, если он искренен в своих духовных стремлениях. Не существует в проявленном мире с его значимостями, тех условий, которые могли бы препятствовать человеку в его стремлениях к единству со своей Божественной душой. В действительности, садхану делает не человек, а его Божественная душа, а человек только даёт своё согласие участвовать в этой внутренней работе. В начале своего внутреннего пути искатель ещё не способен увидеть, что его постоянным проводником, другом, советником и учителем является его Божественная душа – Психическое существо, которое побуждает человека к внутренней работе и даёт ему для этого все необходимые знания.

Искренность человека на духовном пути возникает только тогда, когда большая часть его сознания освобождена от иллюзий эго. Это приводит к тому, что все значимости этого мира теряют свою общепринятую привлекательность, которая прежде служила приманкой для человека, необходимой для удержания его внимания в пределах, на которые распространяется власть низшей природы. И это приводит к трансформации позиции человека и изменению его взаимоотношений с окружающим его миром. Одновременно с уменьшением иллюзий эго, которое словно кривое зеркало искажало смысл и предназначение реальности проявленного мира, искатель начинает всё более ясно воспринимать не только влияния более тонкой истинной части своего существа, но и осознавать реальность Мироздания такой, как она воспринимается его внутренней истинной частью. Например, спектр планов сознания Мироздания человек воспринимает как градацию соответствующих эмоциональных состояний, и это восприятие одновременно сопровождается осознанием внутри себя пространств тем более обширных, чем выше план сознания в спектре миров. высочайшие планы сознания воспринимаются как беспредельности, заполненные глубоким и тёплым состоянием любви и света.

 Продолжение этой статьи будет в следующей работе, которая будет называться «внешние и внутренние необходимости».

Опубликовано