Человек – это не только его физическое тело, его витал и ум, но человек – это нечто большее, так как он должен для чего-то жить. А его тело, витал и ум – это только средства, которые он использует для реализации смысла своей жизни.
Каждый человек для чего-то живёт – и тот, который в самом низу человеческой пирамиды, и тот, который восседает на её вершине. Можно сказать, что реальная ценность человека не в том, каким он хочет казаться, а в том, ради чего он живёт на Земле, чем он заполняет свою внутреннюю вселенную. А положение людей в социальной пирамиде почти всегда не соответствует их действительной ценности. Дело в том, что все люди хотят казаться, а не быть такими, какими они являются в действительности.
В социальном человеческом мире даже есть определённые символы, определяющие значимость социального статуса человека. Но это только социальные формы, внутри которых могут находиться совершенно не соответствующие этим формам люди. И тогда: «беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
Можно сказать, что каждый человек, кроме действительной личности имеет какое-то количество личностей запасных, которые использует при соответствующих условиях. Это можно сравнить с одеждой, которую человек меняет в зависимости от обстоятельств: дома в одной, на работе в другой, в театре в третей, ну а в ресторане с друзьями – в четвёртой.
И все эти личности, позволяющие человеку «казаться», а не быть – производное его внутреннего психологического мира. Похоже, что мир людей состоит из всевозможных марионеток, позади которых стоит эго.
Внутреннее личностное психологическое пространство человека не остаётся неизменным в течение всей его жизни, так как его генетические предрасположенности последовательно раскрываются, практически в течение всей жизни. К тому же внешние обстоятельства в значительной степени влияют на формировании личностного психологического пространства человека. И всё это может привести как к расцвету личности человека, так и к её деградации.
Рассмотрим некоторые условия, влияющие на психологическую динамику человеческой личности.
Внутреннее психологическое личностное пространство человека начинает формироваться ещё задолго до рождения. Фундаментом личности ещё неродившегося человека являются генетически унаследованные особенности не только своих родителей, но и более глубоких предков и даже прежних партнёров матери. Эти генетические особенности не только проявляют себя в строении физического тела и некоторых черт характера человека, но и различными предрасположенностями, которые проявляются при взаимоотношениях с внешней реальностью. Сразу, после рождения, у человека уже сформированы предварительные возможности, необходимые для первых лет его жизни, и среди них есть те, которые в дальнейшем могут стать его призванием и, возможно, определить его судьбу. В дальнейшем его унаследованные возможности и предрасположенности будут продолжать раскрываться до позднего возраста его жизни и предугадать каким станет ребёнок, достигнув зрелого или даже преклонного возраста, предположить трудно, правда, он кое в чём будет похож на родителей, но это далеко не всегда наследуется, так как генетические корни родившегося человека могут уходить к его далёким предкам.
После рождения человека его внутреннее личностное психологическое пространство начинает интенсивно заполняться фантомами внешней реальности – они приобретают свою предварительную значимость. И всё личностное психологическое пространство постепенно приобретает упорядоченность, в которой центральное место вначале приобретает своя собственная жизнь и то, что обеспечивает её. В дальнейшем, по мере взросления появляются новые потребности и картина внутренней психологической личности может радикально измениться. Человек всё в большей степени становится социальным существом и некоторые прежде индифферентные прежде значимости могут стать для него сопоставимыми с ценностью его собственной жизни.
При формировании человеческой личности, здесь речь идёт о внутреннем личностном психологическом пространстве, и функционировании её, большое значение имеет взаимодействие граней личности человека с внешней реальностью. В тех случаях, когда какие-то грани личности человека остаются невостребованными или востребованными недостаточно, они за ненадобностью закрываются или отмирают. Те же из них, которые внешними условиями поддерживаются в полной мере, расширяются и даже могут захватывать пространство соседних недозагруженных возможностей. Для поддержания внутренней вселенной человека в состоянии психологической полноценности очень важно, чтобы во внешнем мире было достаточно условий, в которых человек мог бы удовлетворять свои интересы, и ещё важна определённость. Эту определённость могут формировать не только внешние условия, но и культурные традиции, религии и востребованность каких-то возможностей человека. Например, известно, что современным миром правит информация, и если она не соответствует действительной реальности мира, то некоторые возможности человека не будут реализовываться, так как они не соответствуют ожиданиям и надеждам человека. Если на глубинном подсознательном уровне у человека присутствует тревога и неуверенность в будущем. То у него исчезает потребность иметь детей и даже трудиться на благо своей страны. У других же резко повышается инстинкт накопительства, что необходимо для выживания и у них просыпается неутолимая жажда накопительства денег и материальных благ. У людей исчезает стимул к познанию, так как «не до жиру, быть бы живу» и, конечно же, возрастает стремление к удовольствиям – «один раз живём». Организмы людей, словно чувствуя неопределённость будущего, начинает усиленно запасаться «на чёрный день» подкожным жиром, для чего достаточно простых макарон и всевозможных каш. Внутреннее тревожное состояние, поддерживаемое всеми средствами массовой информации, вызывает у человека стремление чем-то заглушить её, а это человек может сделать только при помощи всевозможных наркотических средств, к которым следует относить и информационный наркотик, чаще всего бессодержательный, который, часто, настолько захватывает человека, что делает его пустым и примитивным.
В центральной части внутреннего психологического пространства человека находится центр его динамической жизни, в которой или он обслуживает что-то для него важное, находящееся в центре его личностного психологического пространства, или же его, находящегося в центре обслуживает то, что его окружает. Если центр и то, что вокруг него, перестают быть гармоничными друг другу, то человек переживает хроническую неудовлетворённость, так как условия для его выживания оставляют желать лучшего. В тех же случаях, когда человек сам обслуживал то, что находилось в центре его психологического личностного пространства, то у него наступает состояние глубокой тревоги и чувство безысходного одиночества. И это чувство возникает не только тогда, когда рядом нет близкого человека, когда тебя не понимают, или же когда человек страдает от бессмысленности жизни. Это состояние может придти внезапно, без каких-либо внешних причин. Можно предположить, что, что состояние одиночества возникает в человеке тогда, когда внешние обстоятельства, в настоящее время и в возможном будущем, совершенно не соответствуют внутреннему состоянию человека, и он бессилен что-либо изменить сейчас, и нет в нём никакой надежды, что что-либо изменится в будущем. Так, вскоре после ухода Сатпрема, умирает его жена Суджата. Она всю жизнь служила ему, и теперь некому служить – он ушёл из жизни. И она умерла, пережив мужа всего на пару месяцев.
В центре личностного психологического пространства человека находится то, что для человека является самым ценным. Это может быть он сам, или то, ради чего (кого) он живёт. Смысл жизни человека отражён в центре его внутреннего личностного психологического пространства. Там находятся своеобразные фантомы и самого человека и всего, ради чего он живёт. И там же первично разворачиваются (моделируются) события, которые будут проявлены при взаимодействии человека с окружающей его реальностью.
Все процессы человеческой жизни первично моделируются внутри него самого. И, конечно же, это моделирование полностью соответствует личности самого человека. И вот, вокруг центральной части внутреннего психологического пространства личности человека сформировалось состояние безысходности, он потерял надежду на благополучие в своей будущей жизни. И это состояние, если не изменятся внешние обстоятельства, может привести человека не только к разрушению его определённостей, на которые он опирался в своей жизни, но и к стремлению жить одним днём.