Если человека сравнить с государством, то эго будет его президентом, а правительство с его министрами, здесь имеются в виду различные грани человеческой личности – это только исполнители его воли. И когда мы говорим о личностном психологическом пространстве человека, то имеем в виду именно эту управляющую верхушку, подчиняющую себе все намерения человека, при его взаимоотношениях с реальностью проявленного мира. Более того, о большинстве людей, живущих на Земле, нельзя сказать, что у низ есть своё намерение и даже своё мнение, эти люди – только средства, используемые эго для своей реализации в этом проявленном мире. Но что является источником эго, и каково его действительное предназначение?
Если бы человеку однажды удалось охватить единым осознающим взглядом всё мироздание, то он не увидел бы в нём никаких противоречий или диссонансов, и направленность всех намерений и всех процессов он осознал бы как единую гармоничную систему, устремлённую в направлении всё возрастающего совершенства. И в то же время, рассматривая отдельные проявления реальности мироздания, доступные для осознания, мы можем увидеть множество противоречий и даже противостояний между ними. Простейшим примером, показывающим, что все эти противоречия и противостояния не являются ни тем, ни другим, может служить обычное колесо, которое куда-либо катится по поверхности земли, то все его части относительно его оси движутся в противоположных направлениях. Другим примером может быть ракета, которая движется вперёд только потому, что какая-то её часть движется в обратном направлении. Если человек, исследуя реальность мира, начинает свою работу с низших планов реальности мироздания, то вначале своей внутренней работы он будет видеть сплошные противоречия, противостояния, различные противоположности и неопределённости. Поднявшись на следующий виток спирали восхождения, человек приобретёт другую позицию, с которой прежние противоположности, противоречия и противостояния, приобретут другой смысл, в котором прежняя какофония процессов и значимостей начнёт приобретать более определённое звучание, в котором будут проявляться проблески гармонии и прежний хаос начнёт приобретать определённую смысловую упорядоченность. Поднимаясь на более высокие витки спирали восхождения к познанию и пониманию реальности процессов и целей Мироздания, человек приобретает всё более совершенные позиции, с вершины которых осознаёт всё более высокую гармонию Мироздания, и все кажущиеся противоположности и противоречия становятся необходимостями в едином потоке Божественного намерения.
Но необходимости – это всегда несвобода, и это вновь противоречие между волей человека и внешними обстоятельствами. Правда, необходимости ведут к тому, что человек, идущий внутренним путём, должен делать усилия над собой, что необходимо как для сохранения жизни, так и для эволюции сознания человека.
Можно сказать, что не живые объекты Мироздания, такие как планеты, звёзды, галактики и другие космические формы, даже если они имеют высочайшее сознание, не побуждаются необходимостями к определённым направленным процессам, и не горит в них неутолимая жажда знаний. И это даёт им возможность неизменно оставаться на своих орбитах миллионы и миллиарды лет, так как они только исполнители Божественной воли, поддерживающие эволюцию сознания и жизни во всех мирах мироздания.
И человек, поднимаясь по восходящей спирали эволюции жизни и сознания, однажды преодолеет черту необходимостей, которые прежде побуждали его эволюционировать, и вольётся в беспредельность гармонии Мироздания. Но это не означает, что он, перешагнув через черту жизни, войдёт в царство гармонии нежизни и сольётся с ней, преобразившись в один из её инструментов. «Человек – это переходное существо» – говорил Шри Ауробиндо. Нас, людей, можно сравнить с личинками будущего величайшего Гностического существа, домом которого будет всё Мироздание. А эволюция сознания, восходящего в беспредельность, будет побуждаться не необходимостями, а неугасимой жаждой знаний.
А пока человек живёт в сумеречных пространствах планов сознания низшей сферы и жажда знаний в нём ещё не приобрела своей истинной направленности, она ещё в большинстве случаев аморфна и используется низшей природой в соблазнах и необходимостях. И на каждом плане сознания эти соблазны и необходимости имеют свои особенности.
Проявленная реальность так же является необходимостью при формировании человеческой индивидуальности. Взаимоотношения между «я» и «не я» для человека были бы невозможны, если бы он жил в непроявленном мире. Да и всевозможные необходимости, управляющие человеком, были бы менее эффективны, если бы у человека не была сформирована индивидуальность.
Но человек не может быть свободным от той системы, частью которой он является. И его «я» изначально сформировалось под влиянием преимущественно того плана сознания, который созвучен сознанию человека. Можно сказать, что во всех формах жизни каждого плана сознания, присутствует «я» этого плана, без чего было бы невозможно внутреннее единство каждого из планов сознания. А мы знаем, что во внутреннем пространстве человека пересекаются множество миров, или планов сознания, в связи с чем каждый человек содержит в себе многогранное эго. При этом, все формы человеческих сообществ имеют свои индивидуальные особенности и своё эго, которое стремится сохранить целостность своей индивидуальности при взаимодействии с другими социальными индивидуальностями и расширить её. Примерами подобного рода коллективных индивидуальностей могут быть религии и другие социальные институты. В таких случаях, люди, входящие в эти социальные институты, являются проводниками коллективного эго и его инструментами. И любой план сознания имеет свою индивидуальность и своё эго и поддерживает индивидуальности и эго всех созвучных ему форм жизни. И даже объединения планов сознания имеют свою коллективную многогранную индивидуальность и своё коллективное эго. Примером этому может быть низшая сфера планов сознания, дух которой проявляет себя как ЭГО, которое стремится сохранить свою целостность и не позволить всему, что входит в сферу его влияний, выйти из этой системы.