Слова на фронтоне дельфийского храма: «Познай самого себя», люди могут понимать по-разному. Одни могут этим словам придавать значение, что познавая себя, человек становится более адекватным при взаимоотношениях с внешней реальностью. Другие считают, что познавая себя, человек формирует свою личность, делая её более значимой. Но слова на фронтоне дельфийского храма: «Познай самого себя» и слова, сказанные Шри Ауробиндо: «Исследуйте себя беспощадно», имеют и другой, основной смысл: человек бесконечное существо. И познавая себя, человек приходит к знанию – кто он такой и к смыслу, и цели своего существования.
Действительно, ни одно животное не может познавать самого себя, и эта способность человека не могла возникнуть у него случайно, так как у Бога не бывает случайностей. Но человек никогда не будет исследовать самого себя, ради самого исследования, так как любая его деятельность всегда имеет определённую цель, даже если человек не осознаёт её. Более того, у человека всегда, прежде чем он начнёт действовать в каком-то направлении, возникает образ этой цели, который может быть не всегда определённым, но он всегда есть и без него любые действия будут хаотичны. Следовательно, и при исследовании самого себя, своих состояний у человека так же должна быть цель…
Вообще-то для человека, которому никто, никогда, ничего не говорил о его внутренней реальности, и он никогда об этом ничего не читал, в голову не придёт мысль исследовать самого себя. Ради чего он должен это делать? Разве во внешнем мире мало проблем? Конечно, можно из любопытства что-то подсмотреть внутри самого себя, так как для удовлетворения любопытства совсем не обязательны цели. На самом деле любопытство людей – это проявление животного исследовательского инстинкта, той территории, которая кормит этого животного.
Когда-то Шри Ауробиндо сказал, что «эта йога не для человека, а для Бога», но «…в каждом человеке есть Бог, и проявить его – это цель жизни». И, конечно же, не человек будет инициатором этой титанической работы, но Бог будет побуждать его к ней и вести его путями, непроторёнными людьми.
Есть такая восточная мудрость: «Когда ученик готов – учитель приходит». Эту фразу произнёс Джайа Шива Горакшанатха, но далее он сказал, что она абсурдна, так как если ученик готов, то он уже не ученик, и учитель ему не нужен. Но, возможно, автор этой фразы не прав, так как под готовностью человека можно понимать такое его состояние, в котором он чувствует и осознаёт в себе бессмысленность жизни обывателя, которой он живёт, что порождает в нём соответствующий вопрос и стремление к поиску смысла жизни. Назовём такого человека искателем, который однажды осознает, что учитель был всегда с ним, и он просто не замечал его, захваченный фейерверком всевозможных внешних проблем и соблазнов этого мира. Но учитель – его Божественная душа или Психическое существо, действительно, всегда был с ним и постепенно, неутомимо трансформировал его сознание. И когда сознание человека в какой-то своей части становится созвучным вибрациям Божественной души у человека появляется состояние тоски, так как эта трансформированная часть его сознания не находит для себя «пищи» в этом проявленном мире. Учитель может приходить по-разному – он может привести страждущего к необходимому печатному материалу, может ввести его в общество, в котором он познакомится с нужным, для начала внутренней работы, человеком. Он может давать ему необходимые знания в его сновидениях. И он может постепенно менять его отношения к традиционным значимостям проявленного мира. И, наверное, у Учителя есть ещё множество других способов, при помощи которых он может вести готового к этому ученика по внутреннему пути в соответствии с его предназначением.
Но однажды ищущий осознает единство себя со всем сущим, доступным его восприятию, И даже осознавать, что некая тонкая составляющая часть его существа, распространяется в беспредельность. И к нему придёт понимание, что его внутренняя работа может быть сделана только потому, что он – бесконечное существо. И тогда вся его работа на внутреннем пути приобретёт особый смысл – он осознает, что внутренний путь – это единственная возможность и средство познание себя беспредельного.
Человека можно представить в виде нескольких концентрических окружностей, в центре которых находится точка, которую можно определить, как человека физического, а внешняя окружность представляет собой всё Мироздание.
В центре личностная психологическая зона состоящая из генетически унаследованных особенностей человека, его личного опыта и некоторых социальных установок, которые являются для него опорой в окружающем мире.
Следующей идёт ближайшая социальна зона, в которой находятся близкие человеку люди, сотрудники, знакомые и те условия, в которых преимущественно проходит человеческая жизнь. Затем идут социальная зона своего народа, государства и других народов и государств. И чем дальше находятся эти социальные зоны от центра круга, тем менее чёткими становятся психологические и социальные определённости. И все эти социальные и политические определённости имеют свои многоуровневые структуры, среди которых наиболее важной является информационная.
Информация не только описывает знания о действительной реальности нашего проявленного мира, и даёт какие-то представления о безбрежном непроявленном мире, но она может формировать в сознании людей виртуальную реальность, которой в действительности не существует, и создавать у людей иллюзии, искажающие действительную реальность. А так как чем дальше от психологической личностной зоны отстоит социальная зона, тем меньше знаний о ней, связанных с его непосредственным опытом, имеет человек, то недостаток таких знаний человек восполняет информацией, предлагаемой ему средствами массовой информации.
Можно сказать, что у человека много тел, вложенных одно в другое и в центре этой своеобразной «матрёшки» находится его личностная психологическая зона. Правда, эти тела не отделены одно от другого, но пронизывают друг друга и каждое из них прилежит к личностной психологической зоне человека.
Таким образом, человек приобретает непосредственные знания и опыт, соприкасаясь только с ближайшим социальным окружением, всё остальное он получает только через информацию, которая в большинстве своём тенденциозна, так как те, которые занимают более высокие уровни социальной пирамиды, вплоть до её вершины, всегда стремятся выглядеть исключительными перед теми, кто их кормит, и которыми они управляют, чтобы по праву занимать элитные места вокруг социальной вершины пирамиды. Невольно вспоминаются слова Михаила Лермонтова из стихотворения: «Смерть поэта» – …Вы жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, пред вами суд и правда – всё молчи!..». можно сказать, что социальная пирамида – это всегда пирамида власти, которая сохраняет свою форму, благодаря особому составу информации, готовящейся на специальной кухне для тех, которые находятся внизу пирамиды и питают её.
Люди – очень внушаемые существа, потому что природа их такова, что сходная по смыслу, повторяемая информация приобретает свойства реальной действительности. И лжец, и краснобай, сидящий на верхних уровнях социальной пирамиды, будет выглядеть ангелом хранителем, если много раз повторять, в СМИ, что всё, что происходит в стране или в любой социальной структуре делается для их блага в настоящем и возможном будущем. Конечно, есть и трудности, но в них виноваты злопыхатели, которые стремятся постоянно вставлять палки в колёса, и в социальной пирамиде устанавливается относительное равновесие и даже иллюзорное единство между элитой и народом. Народ хочет определённости и благополучия и информация, повторяемая многократно, может сформировать в людях мнение, что они уже имеют необходимые для них и определённости, и благополучия, а трудности, но они всегда были и будут. Образ элиты, внушённый СМИ, может быть настолько велик и значим, что может закрывать собой все её негативные проявления, которые в сознании людей становятся размытыми и незначимыми, а вот у тех, которые имеют свои мнения и видения действительной реальности – всё не так как нужно и всё ужасно и неприемлемо. Социальную зону человеку строят те, которые кормятся у трона, потому что «кто девушку оплачивает, тот её и танцует».
Социальная зона для простого человека, если он взаимодействует непосредственно – иллюзорна, и та её более обширная часть, которая принадлежит всему народу или государству и даже всему человечеству, содержит в себе значительное количество виртуальной реальности, которая маскирует действительность и в значительной степени приукрашивает её. И было бы правильно, если бы люди с пеной у рта не защищали ни героев своего времени, ни свои мнения о деятельности этих героев, потому что в своей значительной части обе стороны, участвующие в подобной полемике в чём-то не правы. Здесь можно привести, как пример, слова одного мудрого человека, указавшего на неправильность мнения одного из оптимистов, который сказал, что «в этой стране все едят голубцы и все счастливы». Мудрый человек поправил его, сказав, что часть народа в этой стране едят капусту, а другая часть – мясо, а голубцы готовит статистика.