Здесь имеется в виду три основных уровня внимания – внешнее, внутреннее и глубинное внимание. Правда, есть ещё внимание, принадлежащее низшей природе, которое через объекты внешнего мира и различные необходимости управляет человеком.
Внешнее внимание обращено во внешний мир, благодаря чему человек воспринимает окружающую его реальность, как действительную. Но это только одно из проявлений внешнего внимания человека. Физиков при исследовании потока электронов, направленных на фотопластинку, удивило, что они ведут себя не одинаково в зависимости от того, наблюдает их в это время человек, или нет. Они поместили между источником электронов и фотопластинкой экран с тремя вертикальными щелями и направили поток электронов через среднюю щель. В эксперименте небыло никаких неожиданностей и на фотопластинке фиксировалась только одна вертикальная «засвеченная электронами полоска. Но когда экспериментатор решил заглянуть в камеру, в которой происходил этот эксперимент, то всё изменилось – в этот промежуток времени электроны изменили своё поведение и на плёнке оказались засвеченными все три вертикальные щели. Когда же наблюдение прекратилось, электроны вновь стали проходить через среднюю щель этого экрана. И это повторялось каждый раз, когда экспериментатор через окуляр микроскопа заглядывал в камеру, в которой проводился этот эксперимент. Следовательно, внешнее внимание – это не только инструмент, благодаря которому информация попадает в голову человека, но и канал, по которому проходят влияния сознания человека, направленные на объект внимания. Сознание человека как бы ощупывает то, что человек воспринимает.
Второй уровень внимания – это внимание внутреннее. Если внешнее внимание последовательно фокусируется на изображении от точки к точке, и уже в голове человека формируется суммарный образ того, на что смотрит человек, то внутреннее внимание, при помощи которого воспринимаются различные эмоциональные состояния, внутренние образы и, различные проявления инстинктов воспринимаются, со всеми их особенностями, сразу в трёхмерном внутреннем пространстве. Более того, внутреннее пространство, которое охватывается внутренним вниманием, субъективно воспринимается значительно превышающим размеры физического тела. Так, при исследовании активности ума, человек погружается вовнутрь головы и некоторое время спустя, осознаёт, что он находится внутри освещённой сферы, диаметр которой значительно превышает размер головы. Например, он может быть равным одному метру, но возможны и другие варианты размеров сферы ума.
Внутренние пространства связаны с чакрами, каждая из которых имеет свою сферу и свой цвет её освещённости. Обычно, перед человеком внутренние пространства открываются не сразу, а только некоторое время спустя, как только вибрации внутреннего внимания и внутреннего пространства станут созвучны друг другу. Чакры в индийской философии называют центрами сознания, потому что каждая чакра связана с определёнными планами сознания низшей сферы, и когда влияния какого-либо плана сознания проникает в человека через чакру, то человек, исследующий свои внутренние состояния будет воспринимать влияние этого плана сознания как какую-то определённую эмоцию. Можно сказать, что если бы человек однажды проник в какой-то план сознания, то психическая атмосфера этого плана воспринималась бы им как конкретное эмоциональное состояние. И чем выше план сознания, тем эмоционально привлекательнее его психологическая и даже физическая атмосфера. А низкие планы сознания вызывают в человеке состояния тоски, страдания и ещё множество других отрицательных состояний. Так, исследуя состояние гнева я оказался на том плане сознания, который являлся его источником. Это был бесконечный океан свинцовых вод, волны которого беспорядочно громоздились одна за другой, с шумом сталкивались, заполняя пространство над ними брызгами и пеной. И над всей этой грохочущей стихией низко висели такие же свинцовые тучи, косматые лапы которых касались вершин волн и впитывали в себя кипевшие внизу водовороты брызг и пены. Свинцовый бушующий океан и тяжёлые, неподвижные мрачные тучи соединялись столбами бешено вращающихся смерчей, которые жадно всасывали в себя свинцовую бушующую воду океана и устремлялись вверх, пронизывая и наматывая на себя такие же тёмно-серые лохматые тучи. И вдруг я осознал, что один из смерчей пробил громоздящиеся над бушующим океаном тучи и появился во мне на уровне свадхистана-чакры и, извиваясь как чёрно-зелёная змея, стал медленно подниматься вверх. Я знал, что влияния этого тёмного плана сознания поднимаются вверх, для того, чтобы подчинить себе моё сознание, проекцию которого я осознавал на уровне верхней части головы и выше. Если я позволю этому случиться, то это эмоциональное состояние захватит моё сознание и сделает меня исполнителем своей воли. Человек способен противостоять любым внутренним состояниям и влияниям, если он вовремя осознает их, когда они ещё не набрали силу, и не захватили его сознание.
Внутреннее внимание может быть мягким, исследующим все стороны того, что оно изучает. Например, исследуя какое-либо состояние, оно может воспринимать его субстанцию, цвет, и даже его намерение. Так, состояние депрессии, тоски входит в человека исподволь, как тонкая мягкая струйка какого-то серого по цвету газа, и незаметно заполняет всё внутреннее пространство тонкого физического тела человека. и человек не сопротивляется, постепенно заполняющей его, тоске, а она захватывает его сознание и полностью изменяет его видение и понимание всего, что окружает его, и даже осознание и оценку самого себя. При этом меняется смысл всего происходящего, прошлого и возможного будущего. Можно ещё долго говорить о различных других состояниях, которые в одних случаях создают в человеке иллюзию комфорта, а в других – иллюзию отторжения и непереносимости.
Внутреннее внимание может всё это осознавать, если оно едва «прикасается» к этим состояниям, в самом начале их возникновения, что совершенно не препятствует им, в конечном счёте, захватить сознание человека и подчинить его видение реальности мира и самого себя в нём. И сделать его исполнителем своей воли. В Интегральной йоге говориться о том, что человек должен осознавать и исследовать любые эмоциональные состояния, включая те, которые он оценивает как положительные, потому что все они хотят подчинить себе человека и навязывать ему свою волю. Все эти состояния приходят с планов сознания низшей сферы, и через них низшая природа управляет человеком. Есть только одно состояние – Божественной любви, ананды, идущее из его истинного сердца или нисходящее свыше из супраментальных планов сознания. это состояние безобъектное, то есть возникающее без каких бы то ни было внешних причин. Человек должен быть только свидетелем этого состояния, потому что эта его позиция делает его открытым потоку ананды, нисходящему во всё его существо.
Но внутреннее внимание может быть концентрированным и жёстким, и тогда оно разрушает «голову» входящего через чакры эмоционального состояния или же какой-либо ярко выраженной эмоции. В этом случае искатель может обнаружить, что входящая в него эмоция останавливается и начинает своё движение вспять. И если искатель продолжает следовать за ней по пятам, то это может привести к тому, что следом за ней он может войти в тот план сознания, откуда эта эмоция пришла к нему. Пример с эмоцией гнева мною уже приводился выше.
Намерение человека, управляющее внутренним вниманием, может сделать из него канал, по которому вибрации сознания нисходящие из более высоких планов, могу свободно входить в человеческое существо. При этом, внутреннее внимание становится созвучным нисходящему более высокому по частоте вибраций плану сознания.
При медитациях, человек, погружаясь в область истинного сердца, опять-таки использует внутреннее внимание, чтобы стать созвучным внутреннему пространству Анахата-чакры. В таких случаях искатель внутренне «затихает в неподвижности», пытаясь увеличить её в такой степени, чтобы для его осознания открылось внутреннее пространство, в котором пребывает его Божественная душа – Психическое существо. И однажды, внутреннее внимание человека приобретёт ещё одно важное качество – бдительность, которая появится одновременно с повышением восприимчивости человека. Это очень важный период внутренней работы человека, так как с этого времени она становится непрерывной и формирование более тонких структур «Свидетеля», который в дальнейшем должен будет заменить эго, в значительной степени ускорится.
Глубинное внимание – это состояние сходное с готовностью к определённой направленной активности. Это состояние постоянной готовности человека к внутренней работе, которая настолько захватила его, что приобрела первостепенную важность, стала смыслом его жизни. В это состояние готовности вовлечено всё человеческое существо и у человека не появляются ни на мгновение сомнения, в правильности избранного им пути. На самом деле в основе глубинного внимания лежит непоколебимое намерение, которому не может препятствовать даже смерть. Человек это глубинное внимание осознаёт как внутреннюю направленность, которая как стрелка компаса показывает то, единственное направление, ради которого человек живёт. И если человек не отклоняется от единственно верного для него пути, которое определяется его непоколебимым намерением, то каждый его шаг в нужном направлении доставляет ему радость, а деятельность его на внутреннем пути делает его жизнь наполненной. Многие проблемы и значимости, которые кажутся людям важными, искателю кажутся мелкими и пустыми, если они не являются необходимыми на внутреннем пути. Направленность внутреннего внимания человек осознаёт, как великий дар Божественной матери, как проводника, необходимого не только для внутреннего пути, но и для внешней жизни. У этого проводника нет пределов возможностей, которые бы ограничивались продолжительностью человеческой жизни, и это вселяет в духовного искателя веру и надежду. У него нет забот о собственном будущем, потому что Божественная мать не только сопутствует всем его стремлениям и делам в этом проявленном мире значимостей, но и создаёт для него те условия, которые необходимы для его внутренней работы. И если человек в своём сердце полностью доверяется Ей, то ничто, препятствующее его внутренней работе, не возникнет в его жизни.