Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

О СПЕКТРЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Петр Зорин

 

Откроет ли Бог человеку когда-нибудь свою тайну, о смысле жизни своего бытия, или же это навсегда останется скрытым от него. Это очень интересно, но смысл жизни, уходящий в бесконечность неопределённости, не может устроить человека, стремящегося к знаниям. И в то же время смысл жизни, ограниченный временным пространством, или временной протяженностью, так же не удовлетворит человека. Человеку нужна определённость и, в крайнем случае, его может удовлетворить слепая вера. Но вера, знания и понимание могут иметь разные уровни сознания, и разные источники. Человек может иметь глубокую веру и творить чудеса, но совершенно не знать, как и почему эти чудеса реализуются по его вере. Человек может иметь обширные знания о чем-либо, но не иметь способностей, чтобы реализовать эти знания во внешнем мире или при работе на внутреннем пути. Человек может понимать какую-то систему, метод, идею и др., но не знать, для чего это понимание ему нужно. Всё должно иметь свой смысл и отвечать на вопрос: «Для чего?». Но на подавляющее большинство подобных вопросов – нет ответа. И когда прикасаешься к этой неизвестной и непонятной стороне реальности мира, начинаешь видеть вокруг себя сплошные вопросы, позади которых, где-то далеко, возможно даже в беспредельности, есть ответы, но они не доступны для познания.

Ни одно из животных, обитающих на Земле, не задаёт себе вопроса: «для чего я живу?» или же, «каков смысл моей жизни. Большинство людей на Земле так же не задают себе подобных вопросов, но иногда принимают за смысл жизни те цели, которые необходимы для сохранения своей жизни и жизни своего народа: «смысл моей жизни в самой жизни», или же: смысл моей жизни в воспитании своих детей и внуков», может быть: «смысл моей жизни в служении моему народу или своей Родине», «смысл моей жизни – в служении Богу». Могут быть и извращённые смыслы, когда люди живут ради приумножения собственных благ, ради всё возрастающей власти и собственной значимости. Но в этом проявлено мире всё имеет своё начало и свой конец, когда заканчиваются все смыслы.

Реальность, в которой живёт человек, в любых своих проявлениях имеет пределы, которые не способна превзойти ни одна определённость, не разрушив их. За этими пределами уже не возникают вопросы типа – «для чего?», или «каков смысл в этом?». Другими словами, на все вопросы, возникающие у человека в этом мире значимостей, а значимости – это определённости,  ответы содержатся так же в пределах этого проявленного мира, даже человеческая жизнь имеет свои пределы. Человек может судить о непроявленном, только используя известные ему элементы проявленной реальности мира. И тогда Бог для него – подобен человеку, но неизмеримо превосходит его в своих проявлениях: он – вечен, всемогущ, всезнающ, вездесущ. И он так же, как человек, может быть обижен, отвернуться от человека, наказать его за что-то и помиловать. Человеку нужна определённость и после того, как он наделил Бога человеческими качествами, Бог стал для него определённым и понятным. И даже посмертным раю и аду, человек придал понятную ему определённость, похожую на некоторые человеческие определённости.

Люди создают всевозможные религии, в которых они поклоняются Богу и следуют его заветам, которые Он оставил им. Но что интересно – в различных религиях, утверждаются не одни и те же заветы, конечно, среди них есть сходные по смыслу, но есть и различия. Действительно, если бы в различных религиях был бы один и тот же бог, то эти религии стремились бы к единству, а не разделённости. А были времена на Земле, когда шли даже религиозные войны и люди убивали друг друга. Мать – соратница Шри Ауробиндо однажды сказала, что религии созданы дьяволом. Действительно, каждая религия имеет свои особенности, определённости, при помощи которых человек дополнительно привязывается к этому миру значимостей. Можно сказать, что в религиях люди очеловечили Бога, чтобы он стал доступным пониманию, и сделали священным его мифический образ неизменным, одев его в человеческие маски. А люди и не могут отобразить в себе истинного Бога, потому что внутренняя реальность человека, отражающая реальность внешнюю, строится из значимостей и определённостей этого проявленного мира. Это можно сравнить с языком каждого народа, в который одеваются любые объекты этого мира – его идеи, процессы, события и тому подобные проявления, превращаясь в вербальную виртуальную реальность. Тогда человек может понять только то, что соответствует определённостям, сформированным в его сознании в результате его жизненного опыта и полученной им информации. Можно сказать, что проявленный мир предоставляет человеку строительный материал, из которого он будет формировать свои представления о непроявленной реальности мироздания, о Боге и о смысле своего бытия.

Можно сказать, что этот проявленный мир, с его определённостями и значимостями, является ловушкой, человечества, на которой гордо восседает сатана.

– Мне дана власть над этим миром, заявляет он, указывая своим когтистым пальцем на всех, которые находятся в этой клетке проявленной реальности. И невдомёк этому духу лжи, что этот проявленный мир с его значимостями не клетка, не ловушка, в которую уловлен человек, а яйцо, из которого должен в своё время выйти человек, домом которого будет всё Мироздание. Но он выйдет тогда, когда будет к этому готов.

Но, тот мир, в который должен родится человек будущего – Гностическое существо – может стать для него домом, если он изменит свою позицию. Проявленный мир, подобен детскому конструктору, состоит из множества элементов определённостей, каждая из которых состоит простых или составных значимостей. В наборе этих элементов нет ни одного лишнего, но только те, которые нужны для роста сознания человека, необходимого для его выхода за пределы ограничений этого проявленного мира. Мы однажды уже говорили о том, что разнообразие растительных и животных форм жизни на Земле является необходимым условием, при котором различные планы сознания низшей сферы миров могут присутствовать в атмосфере Земли, и только человек является универсальным существом, воспринимающим все планы сознания низшей сферы. Таким образом, на Земле созданы все условия для роста сознания человека и, недалеко то время, когда он наконец-то начнёт «совершать прогулки» за пределами своего прежнего «дома», чтобы, однажды, полностью оставить его.

Трудности состоят в том, что внешняя реальность мироздания, не имеет привычных для человека определённостей, которые в земной жизни служили ему опорой. Здесь речь не идёт о том, что непроявленный мир не содержит в себе объектов – они присутствуют на всех планах сознания, но предназначение их не содержит в себе привычных для обывателя определённостей. Действительно, ценность объектов для человека не в их самих, но в их предназначении, но само предназначение это не объект, его нельзя запасти впрок, нельзя измерить или уничтожить. Для различных людей один и тот же объект может иметь не одинаковые предназначения, в зависимости от состояния сознания самого человека, и то, что для одного будет помощью на внутреннем пути, для другого может быть препятствием, в связи с его внутренней неготовностью взаимодействовать согласно предназначению этого объекта. Многие значимости, которые современный человек может относить к противоположностям, в действительности противоположностями не являются, но те состояния, которые они вызывают, имеют своё конкретное предназначение. И, к тому же, объекты имеют своё сознание формы, в котором присутствуют вибрации их истинного предназначения. Осознавая своё единство со всем сущим на Земле и даже с многими силами других планов сознания, человек будет осознавать, что его намерения, слова и действия как эхо отзываются во всех формах жизни.

Человек, оказавшийся за пределами восприятия проявленного мира, оказывается в текучей и вечно изменчивой сознательной среде, в которой нет конечных целей, но есть только непрерывный процесс реализации Божественного намерения. Здесь я не имею в виду, что человек перейдёт в какую-то другую, не земную реальность, но изменится его восприятие, которое превзойдёт то, которое у него было прежде. Фактически, та позиция, с которой человек прежде воспринимал это мир и себя в нём, станет совсем не пригодной для восприятия мира, в котором все значимости приобрели истинный смысл, и человеку понадобится какое-то время на формирование новой, истинной позиции. Без этого человек не способен будет существовать в новом и необычном для него мире, в котором уже нет прежних определённостей, и нет прежних целей, имеющих свои пределы.

 

Опубликовано