Когда мы говорим о вечности, то имеем в виду бесконечность потока времени, в котором присутствуют как прошлое, так и будущее. Но в реальности всё не совсем так, поскольку многое ещё остаётся неизвестным для стремящихся познать время. С пространством понятнее, по крайней мере, в нашем проявленном мире – в нём мы находим три измерения, и люди даже имеют эталоны, для измерения ограниченных пространств. А со временем очень многое непонятно: например, если мы говорим о потоке времени, то что является его источником и куда оно течёт? В прошлое? А где находится это прошлое? Может быть, оно только в нашей памяти? По идее, изменить прошлое невозможно, потому что все процессы происходят в настоящем. И о чём бы мы ни говорили, и какие бы истории о прошлом ни рассказывали, всё это будет происходить в настоящем. И тогда почему мы гордимся нашим прошлым или стыдимся его? Здесь будет уместным вспомнить археологов, которые в настоящем раскапывают то, что осталось от прошлого. Мы любуемся великолепной архитектурой, создателей которой уже давно нет на белом свете, мы восторгаемся скульптурой гениальных ваятелей, музыкой и сочинениями, создатели которых, так же остались в прошлом. Да и наша индивидуальность возможна только потому, что мы в своей памяти сохраняем наше прошлое. Правда, наше индивидуальное прошлое мы носим в своей памяти в настоящем времени, и оно как-то влияет на структуру нашей личности, но это отдельный вопрос, не разобравшись в котором, мы не будем знать, в чём заключается основа человеческой индивидуальности. Но это другой вопрос. Для нас важно, что прошлое всё-таки существует, так же, как и будущее! Действительно, всё в нашей жизни имеет своё начало в настоящем, и мы, реализуя свои намерения, передвигаемся в будущее. Вернее, будущее движется нам навстречу, и мы пытаемся в этом потоке времени реализовать свои намерения, а наше настоящее отодвигается в прошлое. А чем же тогда является вечность – тоже временем, которому нет ни начала, ни конца? Но, заметьте, когда мы говорим о чём-то неизменном, то приписываем ему качества вечности, говорим, что время не властно над ним. В действительности, всё сущее в Мироздании пронизывается сознательной субстанцией времени, которая не только даёт энергию всему сущему в мироздании, и определяет направление его судьбы, но и определяет срок и предназначение его жизни. Здесь, конечно, можно спросить, что же тогда такое Бог, который из абсолютной субстанции, разделив её на пространство и время, создал для себя тело, частями которого является всё человечество на Земле и все формы жизни в Мироздании? Но ответа на этот вопрос никто, никогда не получит. Всё Мироздание, включающее в себя множество вселенных (или планов сознания), подобно чехольчику, который из «подручного материала» формирует для себя личинка ручейника. Исследуя этот «материал» мы никогда не узнаем что такое личинка ручейника. Так же, исследуя сознательную субстанцию пространства и времени, и все их проявления, мы никогда не узнаем что такое Бог, потому что мы – только часть этого «подручного материала».
Сама по себе субстанция Абсолюта, которую Бог разделяет на субстанцию пространства и времени, беспредельна в свою глубину, и поэтому градации пространства и времени так же беспредельны. И это знал Дэвид Бом, когда объяснял, почему сцепленные частицы реагируют одновременно, несмотря на какие бы то ни было расстояния между ними. Он сказал, что это происходит потому, что на глубинном уровне они не разделены и едины. На глубинном уровне, там, где субстанция вакуума достигает высокой степени тонкости своей структуры, пространство и время приобретают другие свойства – скорости распространения информации становятся бесконечными, а любые формы жизни – бессмертными. Это тот высочайший уровень сознания, который Шри Ауробиндо назвал супраментальным.
Мы живём в реальности, в которой проявлены множество времён. И каждое из этих времён определяет не только продолжительность жизни существ, которые управляются тем или другим временем, но и их судьбу. Человек живёт в сравнительно узком спектре этих времён и уровень его сознания в основном соответствует этой части спектра времени. Стремясь познать реальность мира во всех его гранях, человек обязательно встретится с непознаваемой вечностью, которая будет не только невыносимой для него, но даже разрушительной. Это кажется неочевидным современному человеку, который хочет быть бессмертным и жить вечно.
Но давайте рассмотрим два полюса вечности – один из них – вечная холодна, мрачная, и неизменная неподвижность субстанции Абсолюта, перед застывшим оком которого проходят триллионы лет, как одно мгновение. Она раскрывается, как бесчисленная череда дней и ночей Брамы нашего Мироздания перед неподвижным и безучастным, холодным взором вечности Абсолюта.
Второй полюс полон ослепительно яркого света, в котором неподвижная, тяжёлая, ледяная и вечная субстанция Абсолюта распадается, превращаясь в беспредельную радугу спектра вселенных, заполненных всевозможными формами жизни и сознательными космическими телами – галактиками, звёздами, планетами и ещё многими другими материальными и нематериальными формами мироздания. Нескончаемый поток жизни, устремлённый всеми своими гранями к бесконечному совершенству, одним из проявлений которого является вечная жизнь. И это тоже Вечность, распускающаяся как прекрасный космический цветок, но для человека она полна неопределённостей неизведанного и даже непостижимого, вечность беспредельная, перед которой современный человек подобен ничтожному насекомому.
Жажда знаний – это зов вечности, и каждый шаг на пути познания реальности Мира – это условия, трансформирующие сознание человека вплоть до сознания клеток его тела.