Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ЕЩЁ О ФОРМИРОВАНИИ ЕДИНСТВА

Петр Зорин

Прежде мы говорили о единстве, как о созвучии, здесь мы должны сказать ещё о некоторых других особенностях единства – приятии, того, что не полностью созвучно, но допустимо. И есть ещё одна сторона единства – выравнивание значимости того, с кем формируешь единство.

Когда мы говорим о формирования единства, то не имеет значения с чего мы начнём его строить. Возможно, это будет общность стремлений, взглядов, действий, мнений, может быть общность интересов, а в некоторых случаях влечения друг к другу. Нет на Земле двух людей, которые были бы во всём созвучны друг другу и, поэтому, первое, к чему должны стремиться люди при взаимоотношениях – к терпению и стремлению понять человека, те его особенности, которые не созвучны им. И, при этом, не стремиться тут же приниматься за их исправление, делая замечания каждый раз, как только эти их особенности проявляются. Возможно, эти особенности заложены в фундаменте личности, на генетическом уровне и трансформировать их будет не просто. Тем более, что  человек может измениться только тогда, когда он это будет делать сам и давление со стороны, даже близкого человека, может дать противоположный эффект. На самом деле, при стремлении к единству, каждый человек должен менять себя сам. стремление к единству, при котором человек в первую очередь меняется сам, доставляет человеку радость, а не чувство озабоченности, потому что положительная трансформация всегда вызывает в человеке состояние радости. И, второе, если человек вынужден меняться под давлением другого человека или обстоятельств, то это никогда не вызывает радости, потому что при этом, человек из двух зол выбирает меньшее. Избегая возможного конфликта, он сдаёт свои позиции под давлением извне. А это всегда разрушительно влияет на структуру его индивидуальности. В конечном счёте, сформируется уродливое единство, в котором один из двух будет как уродливый придаток другого, не имеющий ни своего голоса, ни своих индивидуальных интересов – всё будет определяться другим человеком.

Таким образом, единство может быть сформировано только совместно и обязательно добровольно. При взаимоотношениях люди должны уметь молча прощать другого, молча потому, что прощение вслух всегда происходит с превосходящей по значимости  позиции, но за свою нетактичность извиняться надо вслух. Такое извинение свидетельствует о доверии к тому, перед которым извиняются.

При стремлении к единству очень важно считаться со значимостью другого человека, не подавлять её, и  не преувеличивать. Не контролировать другого человека и подчёркивать его промахи или ошибки в каких–то делах или словах. И при взаимоотношениях следить за своим эмоциональным состоянием, которое является определяющим в отношениях людей друг с другом, и в то же время, оно определяет выбор слов, которые используют люди при общении между собой. Говоря о значимости, следует упомянуть о тактичности: старайтесь не прерывать друг друга при общении, даже тогда, когда вам кажется, что всё понятно или всё непонятно, будьте терпеливы и дослушайте до конца своего собеседника. Запомните, прерывание собеседника всегда происходит с позиции большей значимости, в которой собеседнику отводятся вторые, зависимые роли. А мы, как уже говорилось, стремимся к единству, в котором значимости людей должны быть равными.

Когда мы говорим о единстве двух людей, то очень важно, какую позицию при этом мы занимаем. Единство может быть жертвенным, например, в отношениях матери к ребёнку, сильного к слабому, руководителя к подчинённым. И это верно не только при взаимоотношениях между людьми, но и при взаимоотношениях человека и духа своего народа, человека и Бога. При жертвенном единстве с тем, что значительно превосходит человека и частью чего этот человек является, который даже не помышляет о доминировании, но искренно служит тому, что превосходит его – такое единство является наиболее полным, так как в нём участвуют все грани человеческого существа.

 

Опубликовано