Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

БОЖЕСТВЕННАЯ МАТЬ И ЧЕЛОВЕК

Петр Зорин

 Есть только Бог, воплощающий себя во всей реальности Мироздания, которое является его Великим телом. И нет в этой реальности Мироздания никаких других сил, которые бы не являлись частью тела Бога. И даже когда мы говорим о «части» тела Бога, то это только необходимая уступка человеческому уму, не способному понять единство всего в Божественном мироздании. Говоря о частях, мы ограничиваем целое, пределов которому мы не знаем. Заметьте, для человека беспредельным является то, пределы чего он не знает, или не способен понять. Но человек, здесь я имею в виду его внешнюю часть – ограниченное существо и не терпит беспредельного, вечного, или чего-либо неопределённого. Человек для своего существования нуждается в определённостях,  даже его программы восприятия, настроены на определённости проявленного мира, и это является своеобразной клеткой для его сознания и его стремлений. В действительности, человек всё стремится втиснуть в пределы каких-то форм, и тогда это становится для него понятным и приемлемым и всё, что не соответствует приемлемым для него формам он или отвергает, говоря, что это не соответствует каким-то принципам или установкам, или же игнорирует, замалчивает и отворачивается от того, что не соответствует его собственным определённостям, являющимся его опорой.

 Говоря о формах и бесформенном, о конечном и беспредельном, мы в действительности, говорим об одной и той же реальности мироздания, находясь на позициях нашего ограниченного ума. При этом мы не замечаем, как через наши конечные цели и стремления проявляет себя беспредельность (бесконечность), например, беспредельное стремление к обогащению, власти, знаниям, значимости, удовольствиям и др. И мы не знаем, что позади всех этих конечных и беспредельных желаний и стремлений стоит Божественная Мать – Махашакти. На каждом плане сознания она проявляет себя в соответствии с предназначениями этих планов. Шри Ауробиндо в своей работе: «Мать» говорит: Мать не только управляет всем сверху, но и нисходит в эту ограниченную вселенную. Всё здесь, даже движение Неведения, – это она сама в безличном своём аспекте, набросившая покровы на собственную силу и её создания, субстанция которых ограничена. Движимая тайным указом Высочайшего она согласилась на великую жертву и как маску приняла душу и формы Неведения. И даже в личном аспекте соблаговолила она низойти сюда, во тьму, чтобы привести её к свету; в Ложь и Заблуждение, чтобы обратить их в истину; в смерть, чтобы превратить её в богоподобную Жизнь; в мировую боль и нескончаемые скорбь и страдания, чтобы положить им конец, в преобразующем экстазе своей возвышенной Ананды… Она согласилась одеть на себя покров этого мрака, снизошла до того, чтобы сносить атаки и мучительные воздействия сил Тьмы и Лжи, согласилась пройти сквозь врата рождения и смерти, и приняла на себя терзания, горести и муки творения, поскольку только так можно возвысить его до Света, радости, Истины и вечной Жизни.

Из многих аспектов Махашакти только четыре из них в полной мере проявлены в мирах низшей сферы и управляют её планами сознания, подготавливая людей на путях, ведущих к восхождению сознания. Эти четыре аспекта Матери ведут свою работу в каждом человеке одновременно, направленность которой зависит от уровня его сознания. При этом каждый аспект Матери выходит на передний план и проявляет необходимую активность, только тогда, когда это необходимо. Одна из них – Махешвари, проявляет себя, как спокойная необъятность, мудрость и доброта, и неисчерпаемое сострадание. Вторая – Махакали, воплощает в себе силу и мощь, а не мудрость, как Махешвари. Её могучая страсть направлена на сокрушения всех препятствий. Она – Воительница Миров, нетерпимая к несовершенству в человеке, беспощадна ко всему, что упорствует в своей тьме и невежестве.  И во то же время любовь её и доброта защищают духовного искателя и благодаря её силе легко разрушаются все препятствия на его пути и поражаются все тёмные силы, препятствующие его внутренней работе. Конечно, её отношение к идущему духовным путём, во многом зависят от его искренности в своих стремлениях на пути к совершенству и от полноты отдачи его в руки Матери. Третья ипостась Божественной Матери – Махалакшми, воплощает в себе гармонию красоты и созвучия единства, в присутствии этой ипостаси Божественной Матери человек осознаёт в себе великое счастье и нежность ко всем живым существам. Тонко и мягко очищает она ум, витал и тело, приводя их в состоянии внутренней гармонии и созвучии с внешним миром. Но всё уродливое, грязное и низкое вызывает её отвращение и препятствует её проявлению.

И, наконец, четвёртая Материнская ипостась – Махасарасвати, проявляет себя в трудах совершенстве и порядке. Она проявляет себя в науках, ремёслах и технике и может открыть человеку сокровенные знания, искусность и терпение. Она является неутомимым организатором и созидателем, её воля безупречна. Проявляя себя в трудах, она замечает малейшие изъяны и искажения и постоянно прилагает свою волю, чтобы довести любое дело до высочайшего совершенства.

Эти четыре ипостаси Махашакти постоянно трудятся в мирах низшей сферы, подготавливая человечество к переходу на более высокий уровень сознания. И только потом, когда состояние сознания человека будет созвучно более высоким планам сознания, супраментальная Махашакти низойдёт в сознание Земли, чтобы подготовить человечества к его восхождению в супраментальные планы сознания.

Махашакти в её четырёх великих ипостасях, присутствует во всех человеческих взаимодействиях с реальностью проявленного мира, и особое внимание она уделяет работе духовных искателей, контролируя направление их внутренних усилий, и подсказывая им правильное направление следующего шага на внутреннем пути. И если человек будет знать и постоянно помнить, и осознавать присутствие Матери во всех своих делах, как во внешнем мире, так и на внутреннем пути, то постепенно между ним и Матерью сформируется связь, и тогда Мать возьмёт на себя все заботы и все проблемы человека и создаст для него те условия, которые будут максимально эффективны в его внутренней работе.

Человек должен помнить, что позади всех его дел, его стремлений и желаний пребывает Божественная Мать, и её четыре ипостаси постоянно стремятся к своим проявлениям во всех гранях его жизни. Но человек слеп и глух к её попыткам достучаться до его сознания, и, поэтому все её влияния осознаются человеком в извращённом виде и, следовательно, его активность во внешнем мире и даже его внутренняя работа не может в полной мере соответствовать ни его ожиданиям, ни его реальному предназначению в этом мире. Но, если человек знает, что позади всех его состояний, побуждений и реализаций, пребывает Божественная Мать, если он постоянно помнит об этом и стремится осознать её указания и соответствовать им, то это состояние постоянного «прислушивания» к своему сердцу, однажды установит связь с Божественной Матерью. И только тогда человек в полной мере осознает смысл слов Шри Ауробиндо, о необходимости жить изнутри.

Опубликовано